В этом году на Радоницу все было как обычно. Литургия и панихида в храме. Приехали домой. И во время обеда получили смс из детского сада: в связи с сильной задымленностью просят забрать детей. Мы спокойно дошли до садика. Дыма действительно было много, а потом появился огонь.
Сосьва – это поселок городского типа на стыке Урала и Сибири. Здесь я служу священником уже шесть лет. Это место стало мне родным. Все знают мой номер телефона, даже если не ходят в храм. Кто-то называет батюшкой, кто-то Сергеем Леонидовичем. Живем мы здесь очень дружно.
У меня трое детей. Злата ходит в первый класс, Елисей в детский сад, а младшей – Нике, всего десять месяцев, она сидит дома с мамой.
Мы живем в двухэтажном многоквартирном доме. В нашем районе находится лесопилка, откуда начался пожар, впоследствии уничтоживший значительную часть поселка. И я увидел, как в конце улицы, за последним домом, загорелись сараи. Дул сильный ветер. Буквально на глазах огонь продвигался по улице. Было страшно.
Когда загорелся мой гараж, я отогнал машину в сторону и собирался вывозить в безопасное место свою семью. В этот момент из нашего дома пожарные вынесли ребенка. Так в моей машине оказалась семья соседки – мама и четверо детей. Все вместе мы поехали в храм, где временно укрылись от пожара. Там я набрал воды и вернулся к дому. Он уже загорелся – полыхала крыша над двумя подъездами. Чтобы остановить огонь, наши мужчины полезли на чердак, разобрали кровлю. Наверх по цепочке передавали воду для тушения огня, вниз сбрасывались пустые ведра. Вновь наполнялись водой и все повторялось. Воду пришлось возить на машинах – дом уже отключили от коммуникаций.
В этот момент одна из соседок подошла ко мне со словами: «Ты же батюшка! Помолись, чтобы огонь остановился». Она вручила мне икону Спасителя, которую приготовила к венчанию своей дочери. Я забежал в квартиру, взял облачение. С иконой в руках начал обходить дом. Произносил молитвы, молился своими словами: «Господи, пусть ветер стихнет!» Я был одновременно сосредоточен и испуган. Было очень жарко. Тяжело дышать из-за дыма. Не знал даже, что меня фотографируют. Я дважды прошел вокруг дома, когда передо мной с грохотом упала высоковольтная линия. Тут уже сотрудники МЧС попросили прекратить одиночный Крестный ход, провода могли быть под напряжением.
Горение крыши нашего дома удалось остановить, но из четырех подъездов сгорели два. В нашей квартире сильно оплавились окна, но все имущество сохранилось. Дом признан аварийным, его будут сносить, чтобы построить новый. Сейчас в квартирах нет воды и электричества, но мы вернулись в свое жилище, потому что детям здесь спокойнее. Мыться ездим к знакомым.
Каждый день вижу людей, которых огонь лишил всего имущества. Среди них и сотрудница нашего храма Вера Алексеевна Усталова. 85-летняя Александра Семеновна Кураленко пережила в своей жизни уже третий пожар. Наш клирошанин Борис Вениаминович Борисов узнал о том, что ему больше негде жить, находясь в паломничесой поездке в Санкт-Петербурге.
Вспоминаю, как жаль было людей, которые готовы были бросаться в горящие дома, чтобы спасти хоть какое-то имущество. Многие рассказывают, что пытались молиться. Кто-то вспоминал слова молитв, которые слышал когда-то в детстве, кто-то просто обращался к Богу с мольбой.
Общаясь с погорельцами, я чаще всего не думаю о словах утешения. В таких случаях бывает важнее просто обнять человека, проявить сочувствие. В какой-то момент я и сам получил поддержку от собратьев – священников Серовской епархии. Они не только поддержали меня морально, «Держись, отец!», но и направили в поселок помощь. Еще не завершился пожар, а мы уже разгружали машины с самыми необходимыми вещами.
Горе объединило людей. Государство, Церковь, мусульманская община, местные предприниматели – все едины в желании поддержать пострадавших. Поначалу что-то привозили в наш храм, но позже мы решили свозить всю помощь в местный Дом культуры – там же работают над восстановлением документов, выплачивают пособия. И раздают много воды.
Вчера я с удивлением узнал, что свои соболезнования нам, жителям маленького поселка, выразили Святейший патриарх и Екатеринбургский митрополит Евгений. Для всех нас это огромная поддержка. А потом везде стала появляться и моя фотография с иконой – в суете не заметил, как попал в федеральную ленту новостей.
В нашем храме мы стали ежедневно читать акафист иконе Божией Матери «Неопалимая купина», чтобы больше не было пожаров. Пока на этих службах только постоянные прихожане – многие жители заняты оформлением документов и подсчетом ущерба.
Но я верю: когда уйдет суета, многие придут в храм, чтобы поблагодарить Создателя за то, что живы.
Гуманитарную помощь для жертв пожаров, лишивших жилья сотни людей, собирает служба Милосердие Екатеринбургской епархии. Нужны прежде всего продукты длительного хранения, постельное белье, одежда по сезону, посуда, предметы личной гигиены