Трасса «Дон»: «Ступинские дачники» против банды GTA

Преступники, совершившие несколько убийств на трассе М4 «Дон», еще не найдены. Шум в СМИ утих, а на форумах и в сетевых сообществах усилился – автомобилисты и дачники, ездящие по «опасной трассе», обсуждают слухи, дают советы и договариваются о взаимопомощи. «Вокруг трассы» рождаются разнообразные формы гражданской кооперации

Преступники, совершившие несколько убийств на трассе М4 «Дон», еще не найдены. Шум в СМИ утих, а на форумах и в сетевых сообществах усилился – автомобилисты и дачники, ездящие по «опасной трассе», обсуждают слухи, дают советы и договариваются о взаимопомощи. «Вокруг трассы» рождаются разнообразные формы гражданской кооперации.

/gazeta.ru

«Дорогие согруппники, продолжаем формировать поезда для поездки по М4. Я еду в 23.30 в четверг, а потом в субботу. Как обычно, жду желающих на Липецкой, паркуемся, сигналим. Поезд формируется так: я еду первый, мою машину все знают; потом пропускаем девочек, замыкает поезд Ящер или Девятый. Кто со мной в четверг, кидайте подтверждение в группу, и не опаздывайте. Ждем десять минут! В пятницу поезд формирует Ящер, но тут мне писали, что в пятницу можно обойтись без колонны – трасса до ночи будет полноводной».

Так в группе «ВКонтакте» под названием «Ступинские дачи» участники сообщества договариваются о совместных поездках – в вечернее и ночное время по трассе «Дон». Ездят «поездами» уже почти месяц, привыкли – обычно в условленном месте на Липецкой улице (там, где Липецкая пересекается с МКАД) собираются пять или шесть машин. Движутся цепочкой, сигналят друг другу, следят, что бы «девочки» не отставали.

Нет ни одного автомобильного форума или сетевой группы автомобилистов, где не обсуждали бы убийства на трассе «Дон» и все слухи и байки, связанные с этими преступлениями. Однако в последнее время такого рода обсуждения происходят уже и на форумах подмосковных городов, расположенных поблизости от трассы, и в новосозданных группах «ВКонтакте», в которых автомобилисты, часто ездящие по трассе, пытаются аккумулировать всю информацию, связанную с М-4 и соседними с ней дорогами, и найти какие-либо формы взаимопомощи.

Группы организуются обычно с помощью призыва: «Друзья! Давайте вместе поможем найти убийц! Пишите все, что знаете или видели подозрительного на этих дорогах», и называются, скажем, так: «Убийцы на дорогах М4, А107, А108, Старая Каширка».

В чем смысл этих групп?

Прежде всего – обмен информацией, которую, как кажется автомобилистам, замалчивают официальные источники – или, как минимум, предоставляют не в полном объеме. Дальше – совместное проживание страхов.

Если говорить о нагнетании тревожности, то, казалось бы, за это дело в группах должны отвечать «девочки», а именно женщины «за рулем», которым ездить в одиночку по трассе реально страшно. Но, как выяснилось, и ребятам тоже страшно.

Можно встретить такие посты: «Часто катаюсь в будни днем: Коломна, Луховицы. Часто несколько километров еду одна на дороге. Поля, леса и никого – жутковато бывало». Или: «Трасса ночью залита страхом: как увижу рядом с собой серебристую “Ладу”, сердце реально к педалям падает!» Это – дамские реплики. А вот молодеческие: «Каждый день езжу по М4 до <…> назад до <…> по старой Каширке…они мне уже мерещиться стали в каждой серебристой машине, до психоза так скоро дойдем… ужас. Всем доброго времени суток!» «Ток приехал на дачу. На подъезде к даче обогнала на большой скорости 14-ая серебристая на туманках с ксеноном и задними светодиодными фарами. Жена как увидела ее, испугалась, да и самому не по себе стало».

Серебристая «Лада» – просто уже легенда трассы, летучий страх – это связано с тем, что две машины отечественного производства (серебристый и белый ВАЗ моделей 2109, 2115) находятся по делу об убийствах в полицейской разработке.

Кроме того, форумы и группы полнятся рассказами о новой технологии преступников: они преследуют машины, гонятся за ними. Началось все с некоего реального случая, о котором было рассказано в программе «ЧП» (НТВ). «Уже знаменитая», как пишут в сетях, Анна Мельникова со своим другом Иваном Лаптевым «выдвинулись в 23.30 в сторону города Воскресенска. Возле озера в районе деревне Челохово, ребята почувствовали толчок, и машину повело – они поняли, что колесо пробито. Был сильный туман. Решили не останавливаться, дотянули до ближайшей заправки, на которой тоже не решились остановиться, потому что она была довольно безлюдная. Поехали дальше, и тут их обогнала ТА САМАЯ МАШИНА, которая находится в розыске. Далее они дотянули до поселка Фосфоритный, заехали в самую глубь поселка в поисках «людного места», и тут из-за поворота вылетела навстречу на бешеной скорости та самая машина. Далее они вызвали полицию, но на их счастье с двух сторон появились два автомобиля ППС, которые ехали с какого-то происшествия». ( Выпуск «ЧП»и интервью с участниками происшествия).

Та самая машина – это, соответственно, ВАЗ «подходящей» модели. Анна возвращалась из кино (ездила в Москву в «Луксор»), и поэтому ее случай называют в сети «ночь хоррора». Как вы понимаете, ни Анна, ни журналисты НТВ не могли быть уверены, что два события – прокол колеса и якобы преследующая их машина, взаимосвязаны. Но казус рассказан, слух пошел.

Похожих случаев (не так громко прозвучавших) сразу отыскалось множество: «Ребят, честно, этой ночью попался к ним на трассе в два часа ночи. Было два удара, и «Лада» 15-ой модели на встречке слепила фарами. Останавливаться не стал, и где-то через минут пять увидел эту пятнашку, она уже пыталась меня обогнать. Я вышел на встречку, и пытался не пропускать, рация сгорела не вовремя. Короче, дозвонился до друзей, меня через 20 километров встретили друзья с полицией. Ребят, аккуратнее, всем совет. Я так понял, что у них в машине стоит рация, как только подъехал к населенному пункту, они развернулись и уехали, а ребята говорят, что предупреждали по рации, что полиция стоит. Короче, я больше не ходок по ночам возвращается один. Все это произошло между трассой М5 и М4. Всем удачи».

В общем, вы поняли. С дикого страху молодой человек по встречной полосе уходил от погони – убегал от машины, водитель которой, скорее всего, не имел даже тени преступных намерений. И это было бы смешно, если бы не было реально опасно, так как испуганный автомобилист создавал на дороге нешуточную аварийную ситуацию. Пост нашего героя широко разошелся, и в некоторых группах товарищи по сообществу немного «не поняли» парня: «Он не слишком ли впечатлился?»

Так что группы, где автомобилисты собираются, чтобы обсудить происходящее вокруг дороги, полезны хотя бы тем, что совместно проговариваются страхи, и совсем уже сомнительные слухи исключаются из обсуждения. Хотя голоса реалистов бывают жестко пресечены эмоциональным всплеском иного бывалого форумчанина: «Что ты тут со своим верю-не верю! Меня ОНИ лично в районе Истры догоняли!»

Объединения

Какие еще формы общественной взаимопомощи создались сами собой вокруг «страшной дороги»?

Попытка совместного, кооперативного влияния на ситуацию – назначение награды. Автопортал «Пятое колесо» вывесил такое объявление: «Внимание! Портал 5WHEEL.NET объявляет награду за информацию, которая поможет органам внутренних дел поймать преступников и спасти еще много автомобилистов, которые сейчас со страхом ездят по трассе Дон! За информацию которая даст шанс на поимку преступников портал выплатит награду в 7 000 долларов. Также, если кто-то хочет присоединиться к розыску и увеличить фонд награды за помощь в поимке убийц, просьба обращаться через контакты. Не будьте равнодушными, поймаем уродов вместе! Помните, что любая информация может оказаться действительно полезной, и мы вместе остановим убийства и спасем много невинных людей!».

В двух группах «ВКонтакте» автомобилисты кооперируются, чтобы возвращаться домой вместе.

Есть подмосковная группа, в которой владельцы машин вывесили «пожарный телефон» – по нему может звонить каждый член сообщества, попавший в опасную или пугающую ситуацию, а организаторы группы обещают «поднять» поселок на трассе, вызвать все виды помощи и «просто поговорить», пока ситуация не выправится. Казалось бы, в полицию звонить вернее, но вот подставленное (хотя бы только для того «чтобы поговорить») плечо товарища очень, как выяснилось, нужно человеку на ночной трассе!

Как мы заметили, сетевые группы, родившиеся из общих интересов и тревожного воздуха, чаще всего специализируются на советах (какую брать резину, какие покупать слепящие фонари, где взять рацию, чтобы связываться в случае чего с «дальнобоями» – дальнобойщиками). Это еще один интересный полумиф – в группах пишут, что все дальнобойщики ездят с рациями, а дальнобойщики по кодексу чести друг друга не бросают, и если купить рацию и попросить по ней о помощи, дать сигнал, то с грохотом и гулом остановятся возле испуганной иномарки величественные фуры, и выйдут дальнобои, и помогут!

А вот группы, формирующиеся территориально, – чаще всего это группы дачных поселков и форумы подмосковных поселений – предлагают не только легенды и советы, но и конкретную помощь. Это уже реальная, а не виртуальная взаимоподдержка.

Автомобилисту на заметку: личные наблюдения и новости расследования

Корреспондент «Милосердия.RU» часто ездит по трассе М-4 на дачу и видит реальную ситуацию собственными глазами. На днях пришлось возвращаться в Москву в будний день вечером. Машин было немного, а на окрестных дорогах, ведущих к трассе, и вовсе попадались участки совершенно пустынные и ехать одной за рулем по неосвещенной дороге в темноте было крайне неприятно.

Я старательно разглядывала машины на обочинах, пытаясь рассмотреть их цвет и людей, стоящих рядом, и внимательно смотрела на освещенное фарами полотно асфальта – боялась наткнуться на какое-то препятствие. Если бы я проколола шину, вряд ли бы удалось проехать большое расстояние. Руководитель общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов уже рекомендовал автолюбителям в целях безопасности залить в шины внутренний герметик, который дает колесам возможность не сдуться сразу после прокола и проехать еще до 50 километров. Но я этим советом пока не воспользовалась.

Удивили нововведения у постов ДПС на трассе «Дон». Если раньше при подъезде к посту стояли знаки ограничения скорости – от 90 км в час до 50 км в час, то сейчас все знаки убраны. Мимо поста можно, получается, нестись со скоростью 130 км в час, разрешенной на М4. Как в таком случае останавливать подозрительное автомобили – представить сложно. Усилений на дорогах я не заметила (хотя нужно признать, что полиция может прочесывать трассу и на гражданских машинах, чтобы не привлекать к себе внимания), а на постах, как и раньше, представители ДПС шерстят фуры: у водителей грузовиков проверяют документы, но ни одной остановленной легковушки я не увидела.

Напомним, что убийства на трассе М-4 начались в мае этого года, с началом дачного сезона. На самой трассе «Дон» было совершено три нападения, в которых были убиты четыре человека. На окрестных дорогах – еще несколько. Если к этим преступлениям приплюсовать еще и убийства на других подмосковных дорогах, то их количество действительно перевалит за 20. Однако надо отметить, что следствие не объединяет все эти убийства в одно дело.

Объединены лишь эпизоды с трассы «Дон». Преступления может объединять общий почерк – и он есть: члены предполагаемой банды GTA (напоминаем, убийц с трассы «Дон» называют «бандой GTA», по аналогии с персонажами популярной компьютерной игры, в которой убийцы действуют агрессивно и нелогично) подкладывают на дорогу ленты с шипами, водители, проколов колеса, вынужденно останавливаются, и тогда убийцы расстреливают всех, кто находится в автомашине.

В последнее время, как утверждается в соцсетях, преступники начали заманивать водителей и другим способом: они встают в темное время суток на обочине, делая вид, что машина сломалась, и, стоя у открытого капота, голосуют и просят остановиться и помочь.

Также в соцсетях последнее время обсуждается информация и о массовых убийствах грибников в Подмосковье – якобы это тоже дело рук той же банды «с большой дороги». Однако вряд ли стоит делать такой вывод. Действительно, летом и осенью в Подмосковье были совершены убийства и в лесных массивах, но нет никаких данных о том, что это совершают те же убийцы: нет связи ни по почерку, ни по каким-то мотивам.
.
Кстати, о мотиве. Следователи отмечают, что убийцы ничего не берут в машинах своих жертв. Зачем преступники убивают водителей, пока неясно. Еще летом в обществе появилась версия, что преступники – настоящая «банда автоманьяков», которые совершают безмотивные убийства.

Однако безмотивных преступлений не бывает, и даже у психически нездорового преступника всегда есть своя цель, пусть и непонятная остальным. На днях появилась информация, что для остановки машин преступники используют все же не промышленно изготовленные, а самодельные ленты с шипами, и что шипы на ленте прикреплены в виде креста. Однако искать здесь какую-то психологическую или религиозную составляющую или даже думать, что бандиты являются сатанистами, вряд ли правильно. Юристы и психологи подчеркивают, что люди с психическими отклонениями не сбиваются в банды, а действуют в одиночку. Хотя к следственной группе уже наверняка подключены психиатры и психологи: сотрудники правоохранительных органов отмечают, что это стандартное правило расследования серийных преступлений.

Однако следствие не торопится развеять страхи, мучающие граждан. Следствие работает, например, в поселках вокруг территории, где совершаются убийства, представители полиции опрашивают местных жителей и предлагают им сдать слюну на ДНК. Напомним, что на одном из мест преступления оперативники обнаружили слюну и предположили, что она принадлежит одному из убийц, и если ДНК этого биологического материала совпадет с ДНК из базы данных правоохранительных органов (в случае, если обнаружится идентичная ДНК, например, преступника, уже отбывавшего наказание и сдававшего соответствующий анализ), то подозреваемого смогут найти.

От комментариев представители следственных органов отказываются. Пока, опять же по данным из источников, близких к правоохранительным органам, известно, что разыскиваются серебристый и белый ВАЗ моделей 2109, 2115, есть также данные, что ищут «Фиат». Также есть информация, что в убийствах на дорогах подозреваются трое мужчин, их приметы: от 30 до 45 лет, самый молодой – худощавого телосложения (от 185 до 195 сантиметров), двое других – более спортивного типа.

Что ж, будем сидеть в автомобильных группах, анализировать информацию, и бороться со страхами. Главное – не в одиночку.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.