Все схемы телефонных мошенников известны, но люди до сих пор верят. Как не попадаться на обман

Эксперты уверены: телефонные мошенники – как тараканы, вывести их невозможно

За 2022 год преступники забрали с банковских счетов россиян рекордные 14,1 млрд рублей – почти на 40% больше, чем в 2021 году. В том же 2022 году Банк России направил операторам связи более 756 тысяч телефонных номеров, с которых звонили аферисты.

Способов мошенничества становится все больше, они «подстраиваются» под текущую повестку. Скажем, с началом СВО тут же появились звонки якобы от «попавшего в плен вашего родственника», мошенники предлагали срочно перевести сумму, чтобы спасти несчастного. А не так давно прошла волна мошенничеств, в ходе которых люди лишались персональных аккаунтов на «Госуслугах» и через это – других личных данных и средств.

Актуальные способы телефонных мошенничеств – мы насчитали 21. Изучите их все и не попадайтесь!

1. «Мама, меня задержала полиция»: Мошенник звонит с неизвестного номера, представляется родственником или знакомым и взволнованным голосом сообщает, что задержан сотрудниками полиции и обвинен в совершении того или иного преступления. Например, речь может идти о ДТП, хранении оружия или наркотиков, нанесении тяжких телесных повреждений и даже убийстве. При этом звонящий говорит шепотом или есть помехи, так что голос может быть и не очень похож – скорее, действует общий тон беседы, а остальное дорисует воображение жертвы. Далее в разговор вступает якобы сотрудник полиции, который сообщает, что для решения проблемы необходима определенная сумма, которую следует привезти в оговоренное место или передать какому-либо человеку.

2.«Пришли анализы, у вас лейкоз»: Схема старая, но все еще эффективная. Человеку, чаще всего пожилому, поступает звонок «из поликлиники». Чаще всего мошенники пытаются попасть пальцем в небо, но иногда действительно имеют информаторов среди медиков. Они говорят, что пришли результаты анализов крови, которые выявили у пациента острый лейкоз. Чтобы немедленно начать лечение, нужны средства – либо за то, чтобы ускорить ожидание «в очереди на операцию», либо за новое, очень эффективное лекарство – его привезут сразу на дом. Помните, что настоящие врачи никогда не объявляют диагноз по телефону, они могут только вызвать самого больного или его близких для беседы. Информацию о результатах анализов сегодня удобно получать в электронной медкарте – оформите ее себе и вашим близким.

3. Звонки от служб безопасности банка и Центробанка: Мошенники используют разные сценарии, но в их основе один механизм получения доступа к вашим деньгам. Ни в коем случае не делайте того, о чем вас просят «сотрудники»!

– Сообщают, что поступило заявление о смене вашего номера телефона, который прикреплен к банковской карте или «Госуслугам». Сообщают, что новый номер зарегистрирован в каком-то далеком от вас городе, например Сургуте. Далее вас могут попросить либо загрузить онлайн-приложение банка (ссылку на которое «сотрудник банка» вам обещает прислать), либо назвать код из sms, который опять же пришлет вам «сотрудник».

– Сообщают о некоем мошеннике, который якобы пришел в банк с доверенностью от вас и хочет взять кредит на ваше имя, или о не чистом на руку сотруднике банка, который, пользуясь служебным положением, оформил на вас кредит. Чтобы подтвердить свою личность и отменить операцию/обезвредить сотрудника банка, вам необходимо сообщить номер карты и кодовое слово, заполнить на сайте заявление и т.п.

– Сообщают, что мошенники хотели списать деньги с вашего счета, но операция была заблокирована вместе со всеми банковскими счетами. А чтобы их снова активировать и получить возможность расплачиваться картой или снимать наличку, вам нужно назвать код из sms.

– Сообщают, что злоумышленники якобы получили доступ к вашим данным и будут списывать у вас деньги со счета понемногу каждый день. Чтобы обезопасить свои счета, вам нужно снять деньги и переложить их на другие счета, которые вам укажет сейчас «сотрудник банка».

– Говорят о совершённой подозрительной операции или сбое в программном обеспечении, который привел к потере средств. Для восстановления счета и возврата денег якобы необходимы вышеперечисленные данные.

В процессе переговоров могут звонить разные люди, представляющиеся службой безопасности банка, оператором банка, представителем Центробанка, служащим Роскомнадзора, следователем, сотрудником ФСБ и т.п. Все это делается для того, чтобы создать у вас иллюзию реального расследования и участия большого количества специалистов и вызвать тревогу за ваши средства.

При этом настоящие сотрудники госструктур никогда не высылают копии своих служебных документов по телефону, чтобы подтвердить личность, а служащие Центробанка, кроме того, не совершают прямой обзвон абонентов.

4. Звонок от «майора» или «полковника» в вотсап и телеграм: Злоумышленники в своих мошеннических схемах часто используют названия структур власти, например, представляются сотрудниками полиции. «Легенда» такова: «Мы расследуем факты мошенничества, нам нужна ваша помощь» или «Вы попали под подозрение». Цель одна – усыпить бдительность собеседника, убедив в чистоте намерений, затем выманить интересующую информацию и похитить денежные средства. Важно помнить: официальные органы всегда присылают повестку и никогда не ведут обзвон свидетелей по телефону.

5. Звонок от следователя: Звонящий представляется следователем/сотрудником ФСБ, называет ваше ФИО, просит подтвердить эти данные и сообщает, что… Далее мошенники используют две основные схемы, детали сценариев постоянно меняются:

– Первая схема похожа на выманивание взятки: например, чтобы закрыть уголовное дело, которое грозят завести на вас или вашего родственника.

– При второй схеме сообщают, что на вас или вашего ребенка/мужа/жену может быть заведено уголовное дело, но пока он/она проходит как свидетель, и вам необходимо помочь следствию. Просят не разглашать «тайну следствия» и никому ничего не говорить.

Обвинить могут в чем угодно: от невольного участия в отмывании денег третьими лицами до финансирования экстремистских организаций. Для убедительности «следователь» может предложить зайти на страницу вашего регионального следственного управления и во вкладке посмотреть его ФИО и телефон. Номер может даже совпасть с высветившимся на экране вашего смартфона: в IP-телефонии есть программы, способные подменить любой номер на нужный, чем и пользуются мошенники. Для содействия следствию могут просить вас произвести какие-то действия: перевести куда-то деньги («вам их потом безусловно компенсируют»), снять деньги, проверить банковские операции и т.п. Могут сообщить, что ребенок/муж находится рядом, но звонить вам он не имеет права. Могут сообщить ФИО некоего человека – мошенника со стажем, которого «полиция» просит вас помочь поймать. Могут рассказать, например, про нечистого на руку банковского сотрудника, который открыл на ваше имя кредит или, узнав из утекшей в открытый доступ базы данных, что вы недавно покупали в онлайн-магазине, например, БАДы, просят помочь «обезвредить преступную группировку, продающую нелегальные таблетки».

6. «Вы – подозреваемый в госизмене»: Участились случаи звонков, когда серьезный голос представляется чином из ФСБ и пугает, что с вашей карты были денежные переводы в поддержку украинских военных. Даже если вы не знали об этом, вы все равно являетесь изменником родины и вам светит очень серьезный срок с конфискацией всего имущества. Особенно пугаются таких звонков пожилые люди, сутками сидящие у экранов телевизоров, на них и рассчитаны звонки. Мошенники предлагают перевести деньги на «безопасные» счета.

7. «Необходимо поджечь военкомат»: после выманивания денег мошенники заставляют жертв поджечь банкомат или военкомат. Помимо отъема денежных средств мошенники могут убедить жертву совершить противоправные действия: например, поджечь банкомат или отделение банка и даже совершить нападение на военкомат. Это не собственно схема мошенничества, но один из видов воздействия на пострадавших: преступники убеждают их в том, что именно в банке или в военкомате находятся настоящие преступники – бросив туда бутылку с зажигательной смесью, жертва поможет «выкурить» из здания обманщиков, которых тут же арестуют правоохранители. Но в действительности уголовное дело заводится на жертву.

8. Выкуп за похищенного человека: Злоумышленники подбирают потенциальную жертву, связываются с ней, представляются сотрудниками правоохранительных органов и просят оказать содействие в разоблачении преступников, которые хотят украсть деньги со счета жертвы. После того как человек передает им все свои деньги, от якобы правоохранителей поступает предложение скрыться в безопасном месте и ждать дальнейших указаний. Но для этого надо сменить номер телефона, уехать из города и ни в коем случае не сообщать об этом даже родственникам. Такую секретность мотивируют тем, что за их родными якобы следят преступники или вообще украинские диверсанты и им грозит физическая опасность. А когда жертва покидает город и меняет номер телефона, наступает вторая фаза мошенничества – злоумышленники связываются с родственниками и требуют выкуп якобы за похищенного человека.

9. «Оператор мобильной связи» грозит отключить номер абонента: Злоумышленник представляется сотрудником службы технической поддержки оператора мобильной связи и сообщает, что произошло нарушение условий договора. Якобы абонент сменил тарифный план, не оповестив оператора, и не внес своевременно оплату. Иногда людям говорят, что они якобы воспользовались услугами роуминга без предупреждения и другие уловки. Для предотвращения отключения номера абоненту предлагается купить карты экспресс-оплаты и сообщить их коды, перевести на свой номер сумму штрафа и набрать код, перевести средства на указанный номер. При этом, пользуясь тем, что потеря номера может стать критической, мошенник запугивает абонента, в результате чего получает возможность присвоить себе деньги с карт экспресс-оплаты либо напрямую со счета телефона.

10. SMS с просьбой о помощи: Абонент получает на мобильный телефон сообщение: «У меня проблемы, кинь 900 рублей на этот номер. Мне не звони, перезвоню сам». Нередко добавляется обращение «мама», «друг».

11. Деньги за платный звонок: На телефон приходит сообщение с просьбой перезвонить на указанный номер мобильного телефона. При этом просьба может быть обоснована любой причиной – помощь другу, изменение тарифов связи, проблемы со связью и так далее. После того как происходит звонок по указанному номеру телефона, осуществляется длительное удержание на линии, в связи с чем со счета списываются крупные суммы.

12. Сообщение с вредоносной ссылкой: На телефон приходят SMS или сообщения в мессенджерах, которые маскируются под рассылку банка или дружескую переписку, но содержат фишинговые ссылки. Нажав на них, вы открываете свои личные данные преступникам. Речь может идти о зачислении средств на ваш счет от «банка» с встроенной фишинговой ссылкой «Узнать подробности», информации якобы из банка с призывом перейти по ссылке, чтобы уточнить задолженность. Может прийти и сообщение якобы от вашего знакомого (часто без фамилии, например: «Привет, это Маша») с просьбой пройти тестирование или проголосовать за якобы конкурсный рабочий/учебный проект. Не поленитесь лично позвонить человеку и спросить, его ли ссылка у вас в сообщении. Велика вероятность, что мошенники могли взломать телеграм или вотсап знакомого.

13. «Ошибочный» перевод денег: Абоненту поступает SMS-сообщение о поступлении средств на счет, переведенных с помощью услуги «Мобильный перевод» либо с терминала оплат услуг. Сразу после этого поступает звонок, и абоненту сообщается об ошибочном переводе денег, в связи с чем просят вернуть их обратно на «правильный» номер. Схема неновая, но ловятся на нее по-прежнему много.

14. «Ваша банковская карта заблокирована»: Абоненту поступает сообщение «Ваша банковская карта заблокирована», и предлагается бесплатно позвонить на определенный номер для получения подробной информации. При осуществлении звонка злоумышленник сообщает о том, что на сервере, отвечающем за обслуживание карты, произошел сбой, а затем просит сообщить номер карты и пин-код для ее перерегистрации.

15. «Поздравляем, вы выиграли в лотерею»: На мобильный телефон абонента поступает звонок якобы от ведущего популярной радиостанции с поздравлением: вы выиграли в лотерею, которую проводит крупный оператор мобильной связи. Для получения приза необходимо в течение минуты дозвониться на радиостанцию. Перезвонившему отвечает сотрудник «призового отдела» и подробно объясняет условия игры: просит представиться и назвать год рождения; грамотно убеждает в честности акции – нет никаких взносов, переигровок и прочих моментов. Затем он спрашивает, может ли абонент перевести на свой номер деньги с карты экспресс-оплаты на определенную сумму (от $300 и выше). При этом активировать карты самостоятельно нельзя – по условиям «конкурса», код с карты оплаты нужно сообщить организаторам лотереи, которые, естественно, присваивают средства себе.

16. Обман с отменой заказа в интернете: Здесь обман идет в 2 шага: сначала мошенники взламывают ваш аккаунт на Wildberries, Оzon или Аliexpress и оформляют возврат покупки, затем звонят якобы от продавца и утверждают, что возникла техническая ошибка, товар придет, уже отправлен, нужно перевести деньги. Вот только деньги уже придут мошенникам, товар вы так и не увидите. Чтобы не стать жертвой, пишите на официальном сайте в поддержку, вам ответят и все пояснят. И сделайте двухфакторную аутентификацию во всех аккаунтах.

17. Звонок от «Госуслуг»: «Госуслугам» у нас принято верить, чем и воспользовались мошенники. Они звонят, сетуют, что вы давно не заходили на сайт, просят обновить пароли, представляясь сотрудником пенсионного или налоговой. Запомните – «Госуслуги» никому не звонят, особенно в вотсапе! И не просят сообщать пароли, это обман.

18. Звонок от потенциального работодателя: Человеку, ищущему работу, предлагают подработку за очень хорошую плату (например, набирать тексты, заполнять карточки на маркетплейсе и пр.). Назначают собеседование в зуме или по скайпу, уточняя, что это обязательно нужно сделать с телефона. Во время звонка просят нажать определенные комбинации на телефоне, якобы для улучшения качества связи. Тем самым включается демонстрация экрана жертвы, и теперь его экран видят мошенники. Затем человека просят зайти в приложение банка, чтобы проверить настройки якобы для оплаты, которую ему переведут за работу. При выполнении этого действия преступники видят пароль, который человек вводит при входе в онлайн-банк, благодаря чему и получают доступ к счету жертвы.

19. «На ваше имя одобрена заявка на кредит»: Телефонные мошенники используют новую уловку для обмана россиян: теперь они пытаются убедить клиентов банков в том, что от их имени поступила заявка на кредит, она одобрена Банком России и разослана по всем кредиторам. Между тем никаких одобрений от ЦБ для кредитных заявок не требуется.

20. Вербовка в схему отмывания денег: Мошенники под видом сотрудников правоохранительных органов предлагают якобы официальную работу по поиску преступников. Чаще всего такие звонки получают те, кто уже однажды стал жертвой злоумышленников. Все, что нужно делать человеку — получать на свою карту деньги и отправлять их далее по цепочке либо снять эти деньги в банкомате. По сути, это вовлечение в незаконную деятельность — дроппинг. Дроппер — это человек, которому на карту жертвы мошенников переводят деньги. Таким способом истинные выгодоприобретатели скрывают следы. Выяснить, кто являлся организатором дела, почти невозможно, а подставным лицом становится завербованный.

21. «Пристрелочные» звонки: Если заметили, что вам начали звонить чаще обычного, то в этом вы не одиноки. Мошенники начали внедрять практику «пристрелочных» звонков. Потенциальной жертве в течение недели звонят разные люди с разных номеров и у особо болтливых узнают информацию: количество денег на счету, нужду в дополнительных средствах, обслуживающий банк, размер пенсии и так далее. Легенды всегда разные – от сотрудника управляющей компании дома до сотрудника кредитного учреждения. В конце цепочки звонит мошенник со всей накопленной о человеке информацией. Чаще всего он представляется сотрудником Следственного комитета и говорит, что жертва стала фигурантом дела. Далее, используя данные с «пристрелочных» звонков, он получает деньги от человека на один из подставных счетов.

СМИ постоянно вскрывают новые методы телефонных мошенников и рассказывают о подобных случаях. Так почему же мошенники продолжают процветать и обман не прекращается?

Вакансия: набираем людей в колл-центр для обмана

Телефонным мошенничеством промышляют в основном молодые люди до 25-27 лет, которые живут в регионах с небольшим достатком. Для них это способ заработать. «Еще это люди со складом ума афериста, это позволяет им так мыслить. И еще это люди, которые попадают легко под влияние других, которые их убеждают, что такой заработок нормален», – говорит Смбат Алиханян, юрист, генеральный директор международной юридической компании Global tax assistant, ведущий ютуб-канала «Юрист из будущего», на котором он в том числе публикует записи своих разговоров с телефонными мошенниками.

Алиханян рассказывает, как недавно ему удалось вскрыть случай, когда на Украине официально публиковались в интернете вакансии: «Набираем в колл-центр людей для звонков в Россию и обмана российских граждан». «Мы попытались устроить туда своего человека, но финальный этап собеседования проходит очно в Киеве, а наши люди находились в другой стране и не смогли отправиться на встречу. Так подобные структуры набирают сотрудников, после собеседования проводят с ними обучение, и затем начинается работа.

У них есть своя конверсия, свои планы, как в любом отделе продаж, контроль качества (отслушивают звонки, проверяя их на предмет соблюдения регламентов разговора)».

Что касается звонков мошенников из мест заключения, то у всех в памяти знаменитый «колл-центр Сбербанка» в Матросской тишине, но на системном уровне такое организовать в колониях или СИЗО сложно. Вероятно, такие факты есть, но это не общая картина, говорит Смбат Алиханян.

Мошенники не работают на себя, это всегда организованный «бизнес»

Рисунок. Телефонные мошенники

Как правило, такие колл-центры организуются за пределами России – меньше вероятности, что тебя поймают. Много таких центров было действительно на Украине, но в свете нынешних событий некоторые из них мигрировали в Молдавию, в Приднестровье.

«Там хорошо говорят по-русски, у них минимальный акцент, при этом там безработица и низкая зарплата, и люди готовы идти на такую «работу». С началом СВО таких колл-центров стало меньше, но сейчас эта ситуация восстановилась и имеет тот же масштаб. Мы никуда не денемся от мошенников, а способы обмана будут становиться только изощреннее. Они существуют, пока зарабатывают деньги. Просто надо прекратить верить им и переводить средства», – отмечает Смбат Алиханян.

В целом надо понимать, что эти люди привыкли нарушать закон, им нужен способ заработка, и они его нашли, объясняет юрист. Там есть своя иерархия, жесткие правила и так далее. «Частников», которые бы зарабатывали телефонным мошенничеством сами на себя, нет. Это организованная преступность. Ведь нужны еще и финансовые ресурсы, в том числе для покупки телефонных баз, запуск такого проекта – это несколько миллионов рублей.

Мошенники обманывают по схеме. У них есть скрипт, как в отделе продаж

Основные психологические ходы мошенников известны. Например, звонок от «капитана РОВД» или «майора полиции» эксплуатирует привычное для россиян доверие к официальным лицам и одновременно падающее доверие к банкам: когда такой «полицейский» заявляет, что в банке выявлены хищения и следствие помогает вывести обманщиков на чистую воду, жертвы мошенников тут же проявляют готовность помогать. Кандидат психологических наук, клинический психолог Лариса Пыжьянова поясняет, что мошенники цепляют нас за то, что «пробивает броню». Это любые моменты, касающиеся безопасности. Во-первых, сразу пугает официальное представление, строгий тон, а сейчас они еще и часто даже диктуют номер удостоверения, хотя ни один следователь так себя не ведет. Еще один способ давления – требование все делать быстро: человек не успевает опомниться, обдумать ситуацию. Много и специальных фраз, которые влияют на жертву, порождают или излишнее доверие, или страх, или даже чувство вины (из серии угроз «полицейских» – фразы «ваше неучастие в нашем расследовании делает вас преступником»).

Телефонный обман – это годами наработанная методика, главное – понимать, что разговор с жертвой идет не в свободной форме.

«У каждого звонящего вам мошенника есть скрипт – инструкция, как у любого продажника. И на каждое ваше возражение у него есть ответ. Это отработанные технологии продаж», – поясняет юрист Смбат Алиханян.

По мнению психолога Сергея Ениколопова, в телефонных мошенничествах, когда нет контакта «глаза в глаза», обмануть сложнее. Но и здесь есть свои нюансы. Играет роль напористость, ритм беседы. Также важен тембр: «Я замечал, что у многих мошенников, звонивших мне, – внушающий доверие голос», – говорит эксперт.

Профессора попадаются «по доброте душевной»

Рисунок. Телефонные мошенники

Удивление вызывают факты, когда мошенники обманывают людей с высоким уровнем интеллекта – ученых, профессоров. Так, совсем недавно в Москве доктора физико-математических наук Владимира Леонтьева «развели» на 17 миллионов рублей.

По мнению юриста Смбата Алиханяна, такие люди попадаются по доброте душевной. А профессор еще и думает о науке, а не о том, что его сейчас обманут.

Психолог Сергей Ениколопов поясняет, что высокий интеллект меряется одними методиками, а доверчивость и критическое мышление – другими:

«Высоколобых людей можно развести на что угодно. Причем они бросают все свои интеллектуальные силы на участие в такой ситуации, считая, что они правильно думают. А еще не будем забывать, что и эти умные люди тоже находятся в стрессе и тоже подвержены изменениям формы мышления».

Эксперт признается: и сам однажды чуть не стал жертвой обмана. «Я просто долго слушал звонившего. Мне интересно собирать такие случаи, одна из тем моих исследований – негативная креативность, когда талант бросают на нехорошие дела. Но все же после этого разговора я закрыл все свои счета, подозревая, что мошенники что-то о них знают и могут взломать».

Клинический психолог Лариса Пыжьянова вспоминает, как мошенники чуть не обманули ее подругу, вузовского преподавателя: «Недавно моей подруге позвонил «следователь по борьбе с экономическими преступлениями». Не угрожал и не пугал, а пошел другим путем: надо было помочь, разобраться с ситуацией снятия денег с ее карты. Ей начали звонить «следователи» с разных номеров. А подруга все записала: привычка преподавателя – блокнот всегда под рукой. И между звонками она догадалась забить в поисковой системе в интернете фамилию следователя, номера телефонов, и увидела, что следователь действительно существует в реальности, только не в Москве, а работает совершенно в другом регионе. Подруга начала понимать, что это какой-то обман. А в следующих звонках ей уже говорили идти к банкомату, давали указания, что сделать. Причем «следователь» говорил: «Пойдете к банкомату, будьте на связи по дороге, я буду с вами разговаривать». Из транса ее вывело только то, что у телефона садилась батарея. Она сбросила звонок и больше не отвечала. И потом удивлялась: «Надо же, ведь я все это читала, знаю, как я чуть не попалась?».

Спросите прямо: «Вы мошенник?» и еще 13 советов о том, как общаться с телефонными мошенниками

Мы попросили наших экспертов сформулировать основные правила, которые помогут защититься от телефонных мошенников. Прочите сами и обязательно расскажите своим близким.

1. Если вам звонит кто-то «из банка» или «из полиции», они должны звонить с официальных номеров. Если это Сбербанк – это номер 900. Если ВТБ – 1000. Хотя бывает, что и эти номера подделывают. Что касается звонков с семизначных мобильных номеров – бывает, что эти люди действительно не мошенники, но они и не сотрудники банка. Так работают организации, которые продают банковские услуги. Но с ними тоже лучше не взаимодействовать и не давать личную информацию.

2. Если вы сомневаетесь, что это банк, прервите разговор, сразу перезвоните в банк и сообщите о разговоре. Вы тут же узнаете, реальный ли это был разговор или это был мошенник.

3. Попробуйте задать сразу встречный вопрос: «А вы мошенник?» Звонящие обычно теряются, мешкают, не знают, что ответить, вы это почувствуете.

4. Также попросите связать вас с вышестоящим руководством. Как правило, они не могут этого сделать, а пока думают, что вам ответить, опять же теряются, и это тоже показатель.

5. Просите назвать фамилию, имя, отчество и должность. И сообщайте, что вы их записываете. Когда человек называет вымышленные данные, это сразу ощущается по голосу, по темпу речи.

6. Говорят, что мошенникам нельзя говорить «да» и «нет», поскольку они могут записать ваш голос и, в случае если вы оставляли в банке образец биометрии, позднее сфальсифицировать ее. Это не имеет под собой реального основания, у мошенников иной принцип работы. Главное – никому не передавайте ваши паспортные данные, данные СНИЛС, реквизиты, не сообщайте никакие sms-коды, никуда не переводите деньги с ваших счетов.

7. Есть методы обмана, когда звонивший сообщает, что ваш близкий кого-то сбил или еще что-то натворил, и надо срочно заплатить, чтобы не возбуждали уголовное дело. Во-первых, забудьте для себя вообще способ решать любые дела через взятку, тогда вам будет очень просто отказаться от такой «услуги» телефонного мошенника. А второе – помните, что по телефону настоящие следователи никогда не решают такие вопросы. И конечно, никто не будет вам звонить и просить взятку. Требуйте назвать ФИО, должность, сообщить конкретный адрес, номер отделения полиции и так далее. Если ситуация действительно имела место, стоит ехать туда и разбираться.

8. Не торопитесь в разговоре. Мошенники всегда торопят, не ведитесь на это. Рассуждайте трезво, спокойно.

9. Будьте изначально в позиции, что, скорее всего, это мошенники. Не доверяйте.

10. Если вы уже начали следовать указаниям мошенника, главное – не дойти до перевода денег. Если не успели еще перевести суммы, срочно надо поменять все пароли-входы в свои банковские приложения, почты, коды к картам и так далее. Если уже перевели куда-то свои средства, сразу обращайтесь в банк и пишите заявление в полицию.

11. Пожилые люди действительно часто попадаются на эту удочку. Лучше, чтобы у пожилого человека в телефоне не было клиент-банка, или просто дать ему кнопочный телефон. Научите родителей: если кто-то звонит им и требует куда-то идти, снимать деньги в банке и так далее, пусть они сразу свяжутся с вами, сообщат о ситуации.

12. Лучший способ защиты – не отвечать на звонки с незнакомых номеров. Если услышали, что вам представляются некие следователи – сразу блокируйте номер. После сброса и блокировки звонка можете отправить номер, с которого звонили, в ваш банк – обычно на сайтах крупных финансовых учреждений есть форма обратной связи.

13. Не вступайте в диалог со «следователем»: не надо считать, что вы обязаны вести расследование. Так и скажите: «Я с вами разговаривать не буду».

14. После разговора с мошенником часто остается неприятный осадок. Например, многие думают: «А вдруг это была честная и хорошая инициатива, а я не помог». Или: «А может, там действительно была возможность заработать, а я не поверил и упустил шанс». Просто успокойте сами себя, поймите, это – мышеловка. Лучше переборите свое чувство вины или расстройства. Наоборот, гордитесь собой и радуйтесь, что вы разоблачили мошенника и не попались.

Мошенников не пугает ваш отказ. У них всегда есть список потенциальных жертв

Телефонное мошенничество – не уникальное российское явление, оно процветает по всему миру. «Это просто работа, ничего личного, только бизнес. Замкнутый круг: одни придумывают все новые схемы обмана, а другие – постоянно верят. Я даже в ОАЭ столкнулся с мошенниками, хотя там уровень преступности ниже 5%, это самая безопасная страна в мире», – говорит Смбат Алиханян.

Психолог Сергей Ениколопов объясняет, что нами управляют два чувства – страх и вера в чудо, на них и играют умелые обманщики. А помогает им отсутствие у жертв критического мышления. В последнее время, считает Ениколопов, люди находятся в стрессе – сначала на это повлиял период изоляции в пандемию коронавируса, затем события 2022 года. Исследования показывают, что в общей массе уровень конструктивного мышления стремительно падает, нарастает мышление магическое, эзотерическое, любое, где нет места критике.

Конечно, есть люди, которые не ведутся на обман:

«Это скептики, не принимающие подарки судьбы всерьез. Помню, как в маршрутке несколько лет назад такие мошенники позвонили женщине, заявили, что ее муж кого-то сбил и надо срочно заплатить, иначе его посадят. А муж сидел рядом. Женщина подшутила над звонившими: «Хорошо, пусть посадят, лучше на подольше». Но таких скептиков все меньше», – говорит Ениколопов.

Пытаться общаться с телефонными мошенниками, убеждать их в чем-то и тем более пытаться наставить их на путь истинный не нужно – в большинстве случаев это совершенно бесполезно. Помните – для них это работа, и никаких эмоций на ваш счет, и тем более мук совести, они не испытывают. Единственный способ борьбы с ними – не переводить деньги.

Мошенников не пугает ваш отказ. У звонящего есть гигантский список, сотрудники этих колл-центров звонят всем подряд. С одним не прошло – звоню следующему.

Рисунки Дмитрия ПЕТРОВА

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?