– Алло, это православный телефон доверия? У меня в семье случилась беда! – женский голос срывается и дрожит. – Старший сын ушел в секту к сатанистам и тянет за собой младшего. Помогите спасти детей!
– Алло! Здравствуйте! Мы с сестрой инвалиды. Она себя не обслуживает, а у меня на это нет сил. Я пристроила ее в дом инвалидов, а теперь меня мучает совесть: правильно ли я сделала?
Это только два звонка, поступившие на православный телефон доверия из разных регионов.
13 номеров доверия
Телефоны доверия для детей и взрослых есть сегодня во многих городах страны. В интернете или по «09» найдутся номера, по которым можно пожаловаться на сотрудника милиции, на собственного мужа (телефон доверия для женщин, пострадавших от насилия в семье), получить психологическую и справочную помощь – если вы наркоман или алкоголик, больны ВИЧ/СПИДом или переживаете психологический кризис… На другом конце провода с вами будут говорить в доброжелательном тоне и помогут найти оптимальное решение возникшей проблемы.
Но жизнь современного человека кроме социальных и материальных проблем включает еще и духовные. Помочь в их решении может только священник. Поэтому православный телефон доверия тоже оказался востребован в обществе.
По данным «НС», на сегодняшний день в России существует 13 таких номеров. Условно их можно разделить на две группы – духовно-психологическая помощь и информационно-справочная. Но если вы позвонили на телефон справочного характера, а вам нужна еще и духовная поддержка, консультант подключит к разговору священника.
Первые православные телефоны доверия были созданы Омской епархией и Обществом православных врачей Санкт-Петербурга в 2002 году. Православный телефон, специально предназначенный для помощи ВИЧ-инфицированным, впервые открыли в Барнауле. Эти три телефона имеют ограниченное время работы. А единственный пока круглосуточный православный телефон доверия действует в Нижегородской епархии. Непрерывность его работы обеспечивают 70 священников – сегодня это рекорд. Зато Саратов может похвастаться целой ассоциацией телефонов доверия. По мнению специалиста отдела религиозного образования и катехизации Саратовской епархии Елены Клякиной (ответственной за телефон доверия), такой подход позволяет экономить время и ресурсы. «На наш номер пересылают всех, у кого возникают проблемы с сектами, так как мы специализируемся именно на этом, – сказала Елена «НС». – Мы, в свою очередь, так же переадресуем звонок коллегам, если он поступил от наркозависимого или ВИЧ-инфицированного абонента». Согласитесь, создание такой ассоциации можно назвать своеобразным ноу-хау. Другое ноу-хау придумали в Санкт-Петербурге. Например, если позвонивший на православный телефон доверия не знает, как быстрее добраться от дома до специалиста-медика, который бесплатно окажет врачебную помощь, диспетчер разработает для абонента оптимальный маршрут.
Как организовать телефон доверия? Для этого нужно решить несколько вопросов: с телефонной линией, с кадрами (в некоторых случаях, с их обучением), с помещением и рекламой.
Телефонная линия
Наш опрос показал, что в большинстве случаев задействуется уже имеющаяся телефонная линия. Она может принадлежать храму (Ярославль, Тула), епархии (Воронеж, Ставрополь) или монастырю (Иваново). В городских храмах, особенно в восточных регионах, телефон есть всегда. В некоторых случаях (Нижний Новгород, Барнаул) епархиям через обращение к городской администрации или к частному благотворителю удалось получить дополнительную линию для стационарного телефона. Однако стационарный телефон не всегда удобен, особенно если священников не хватает (как в Читинской епархии), а его работа подразумевает круглосуточный или многочасовой режим. В этом случае организаторы используют мобильную связь (Чита, Саратов). Мобильная связь используется также в случае, если возникают проблемы с выделением обычной линии (Москва).
Реклама
Очень важно, чтобы номер телефона доверия был легко запоминающимся. Его рекламу организаторы обычно начинают с листовок в храмах, объявлений в православных СМИ, заявки о себе в городской справочной службе «09» и городских телефонных справочниках. В зависимости от того, какой специализации телефон, выбираются другие направления рекламы. Например, московская справочная служба «Милосердие» в значительной степени сориентирована на малоимущих граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. «Мы разместили рекламные листовки с нашим номером телефона в государственных учреждениях социального обеспечения (не стоит забывать, что в реабилитации нуждаются также сами социальные работники, которые постоянно контактируют с людьми, попавшими в беду), в справочных городских больниц (туда попадают бездомные или одинокие люди), – рассказывает сотрудник комиссии по церковно-социальному служению при Епархиальном совете Москвы Ирина Соловьева. – В рекламном листке необходимо указать, что телефон – православный и какого рода помощь оказывается. Это позволит снять ненужные вопросы».
Реклама телефона обычно проводится регулярно, после информации на телевидении или радио (в Москве, например, номер телефона службы «Милосердие» звучит на радио «Радонеж» раз в неделю) число звонков возрастает как минимум в два с половиной раза. Обычное число звонков при ежедневном режиме зависит от региона: в Москве – 20-30 в день, в Чите – до 10. В Питер звонят из всех регионов России и даже из Германии, а в Читу или Саратов – из Москвы. В этом нет ничего удивительного, многие телефоны можно найти в интернете, газета Читинской епархии (с рекламой телефона) распространяется и в Москве, а по питерскому телефону оказываются безвозмездные консультации православными врачами. Кстати, как нам сообщила диспетчер питерского телефона доверия, их телефон не нуждается в рекламе, число звонящих и нуждающихся в медицинской помощи и так намного превышает возможности общества православных врачей.
Не навреди
Кадровый вопрос наиболее сложный для организаторов православного телефона доверия. Как сказал благочинный православных церквей Михайловского округа Ставропольской епархии протоиерей Игорь Подоситников (ответственный за телефон доверия), основной принцип такой телефонной службы: «Не навредить». Тот, кто будет отвечать на вопросы попавших в беду людей, должен быть воцерковлен и, по общему мнению, обладать такими качествами, как вежливость, терпение, сострадание, чуткость и сдержанность. Он также должен уметь пользоваться справочной литературой, интернетом, знать Библию и быть в курсе последних тенденций в той сфере, на которой специализируется телефон доверия. Немаловажный фактор – наличие нормальной дикции. «Главное, своим ответом не отпугнуть человека, если он позвонил по наитию души, чтобы он позвонил и в другой раз, пошел нам навстречу, на контакт», – размышляет Елена Клякина из Саратовской епархии. «Если человек безразличен к боли другого, он не сможет почувствовать чужое горе, следовательно, и ответ его будет некорректным», – говорит настоятель храма св. Владимира города Воронежа протоиерей Владимир Кириллов (ответственный за телефон доверия).