Тамбовские судьбы

Продолжая рубрику «Неизвестная Россия», мы отправились в Тамбов. Одной из основных причин такого выбора стало желание узнать побольше про святителя Луку (Войно-Ясенецкого), который провел там первые свободные годы своей архиерейской жизни.
Материал из 9-го номера православного журнала о делах милосердия “Нескучный сад”

«Профессор, как вы можете быть верующим?»

«Город недурной, почти полностью сохранивший вид старого губернского города». Так в марте 1944 года описывает Тамбов свт. Лука (Войно-Ясенецкий), незадолго до этого назначенный на Тамбовскую и Мичуринскую кафедру. Характеристика, данная святителем городу, и сегодня точна. Тамбов до сих пор хранит в себе старинное очарование. Огромный частный сектор в основном одноэтажный и деревянный. Кварталы и кварталы городской застройки XVIII и XIX веков. Очень мало автомобилей на улицах. Спокойное движение пешеходов по тротуарам.
Для православного человека в Тамбове много интересного. Не на каждом шагу, но регулярно по городу — свидетельства возрождения православной жизни: недавно открытые храмы, часовни. В кафедральном Спасо-Преображенском соборе можно приложиться к мощам первого тамбовского святого — свт. Питирима Тамбовского, в другом соборе — Покровском — хранится чудотворная икона Божией Матери, написанная святителем Питиримом. Есть чему поучиться и у тамбовчан: прихожане храма св. Лазаря Четверодневного издают книги и ежедневно кормят обедами нищих, недавно начал действовать реабилитационный центр по работе с наркоманами, идут еженедельные богослужения в домовых храмах воинской части и колонии строгого режима.
Когда-то дела благотворительности были прерогативой Церкви, и только эпоха Просвещения породила в Европе благотворительность светскую. Тамбов, основанный в середине XVII века, активно развиваться начал в конце века XVIII и уже по европейскому образцу: первая серьезная инициатива организованного служения ближнему принадлежит здесь губернатору — знаменитому русскому поэту и государственному деятелю Гавриилу Романовичу Державину. Он был тамбовским губернатором всего два года — с 1786-го по 1788 год, — но за это время успел основать сиротский дом, богадельню, больницу, дом для умалишенных и значительно улучшил содержание заключенных в остроге.
Это, конечно, просто совпадение, но святитель-хирург Лука (Войно-Ясенецкий) был на Тамбовской кафедре тоже два года. Одной из главных целей нашей поездки в Тамбов было встретиться с людьми, помнящими владыку.
Первое свидетельство, попавшееся на нашем пути, оказалось не таким, каким мы представляли: это был не человек, а документ, который мы нашли в тамбовском краеведческом музее. Дневниковая запись Ивана Владимировича Климкина, советского медицинского чиновника и человека, судя по всему, далекого и от Церкви, и от святителя Луки: «Профессор Войно-Ясенецкий. До этого был в ссылке, что-то около 20 лет, написал свою знаменитую книгу “Гнойная хирургия”. Ему поручали самые сложные и ответственные операции, перед которыми он проделывал странные манипуляции. Прежде чем приступить к операции, он молился Богу, осеняя крестным знамением оперируемого, внушал ему веру в благополучный исход операции. Говорили, что у него во время операции не было ни одного смертного исхода. Помимо работы в эвакогоспиталях, проводил приемы в поликлиниках. На прием к нему становились большие очереди. Он никому не отказывал в приеме и не оканчивал приема, пока не примет последнего человека. Ни с кого не брал ни копейки гонорара. Однажды был такой случай. В Тамбове проводилось совещание врачей области. На нем присутствовал и Войно-Ясенецкий. Во время заседания ему была подана записка такого содержания: “Профессор, как вы можете быть верующим, да еще и архиереем, являясь в то же время ученым?” Он ответил так: “Наука еще не дала мне доказательств, что Бога нет. Что я могу сказать? У нас по Конституции существует свобода совести, и каждый волен исповедовать любую веру”».
Кстати, многие в Тамбове помнят именно этот эпизод. Как и вообще все появления святителя на публике — особенно светской. Один его вид — ряса, клобук, панагия — был уже вызовом безбожной власти. Многие из наших собеседников рассказывали, что народ смотрел на бесстрашного владыку в каком-то заворожении.

Келья на Комсомольской улице

Приехав в Тамбов, святитель поселился на частной квартире по адресу: Комсомольская, 9. Воображение рисовало желтый, двухэтажный, каменный дом, старый, но добротный, с чуть потрескавшимися белыми полуколоннами по фасаду — таких в Тамбове очень много, и уж квартира архиерея должна быть как раз в таком. Все оказалось совсем наоборот: дом с мемориальной табличкой на стене был одноэтажным, деревянным и не просто маленьким — крохотным. Он разделен пополам — на две семьи. На «святительской стороне» мы побывали: это одна маленькая комнатка-келья и кухонька при ней.
Живут в келье супруги Юрий Борисович и Татьяна Григорьевна. Он унаследовал комнату от тетки, купившей ее уже после отъезда святителя. И все-таки семью Юрия Борисовича всю жизнь окружали разговоры и рассказы о предыдущем квартиранте. «Верующие приходили к этому дому. Да вон сосед, Гаврилыч, покойник уже, он рассказывал, как архиепископ здесь жил. На дрожках приезжал. Хороший очень, говорил Гаврилыч, человек был, редкостный. Сталин его сажал-сажал, репрессиям подвергал, а он свое… не сдавался». Юрий Борисович проводит нас в комнату, показывает маленькие иконки Спасителя и Богородицы, аккуратно вставленные за стекло серванта: «Как живется в доме святого, говорите? Да вот, живу потихонечку, молюсь каждый день, “Отче наш” читаю, в церковь хожу. В Пасху на кладбище — на могилках порядок навести…»



Полностью материал читайте на сайте «Нескучного сада»

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?