Святой Нектарий Эгинский считал, что грехи побеждаются познанием себя

В 1904 году будущий святой Нектарий Эгинский написал богословский труд «О познании себя» – практическое руководство для тех, кто хочет навести порядок в своей душе. Фрагменты этого сочинения в переводе священника Александра Сергеева публикуются на русском языке впервые

Святой Нектарий Эгинский

В своем богословском труде святитель называет самопознание основой духовной жизни и приводит как минимум три причины всерьез заняться им.

О святом Нектарии Эгинском

Святой Нектарий Эгинский (1846–1920) – современный святой, прославленный Элладской православной церковью в 1961 году.
В жизни он пережил много перемен и испытаний: сначала сделал быструю церковную карьеру, но был оклеветан и смиренно перенес это. Большую часть жизни святой Нектарий провел в бедности и неустроенности, несмотря на сан митрополита. Но то, что он человек праведный, было очевидно всем вокруг.

Еще в детстве он написал письмо, простодушно адресованное «Господу Иисусу Христу на Небо», а став директором семинарии, тайком мыл в ней туалет, чтобы облегчить жизнь уборщику; в старости своими руками замешивал строительный раствор для строительства храма.

Бог прославил святого Нектария многими чудесами при жизни, а после смерти его тело более 20 лет было нетленным. До сих пор в Греции говорят: «Нет болезни, в которой святой Нектарий не мог бы помочь».

1. Без самопознания человек сильно и бесцельно страдает

Святой Нектарий Эгинский
«Всех, кто встречался с ним, поражал его облик. Карие глаза излучали необыкновенный свет. Белая, как снег, аккуратная борода окаймляла лицо. То был поистине библейский образ» (Из книги архимандрита Амвросия (Фонтрие) «Святитель Нектарий Эгинский. Жизнеописание»). Фото: https://www.vimaorthodoxias.gr/

«Глубокое познание се­бя – это первейшая обязанность человека. Без самопознания он запутывается в собст­венных мыслях, он бу­квально охвачен свои­ми страстями, его му­чают и терзают порыв­истые желания, от ко­торых он сильно и бе­сцельно страдает. Все по жизни у него ид­ет не гладко, его жи­знь – это непрерывные забавы, занятость пустым и постоянные ошибки.

Чел­овек, не знающий себ­я, взволнован, он ве­дет себя неприлично и не имеет почтения к Богу. Он постоянно напряжен как струна, он гордится тем, что представляет собой нечто великое, явл­яясь незначительным, он возвышается и ве­личается собой, хотя является последним из всех. Из того, что он говорит, открывае­тся его невежество и глупость.

Он колеблется по жиз­ни, спотыкаясь на ка­ждом шагу. Он спотык­ается, падает и разб­ивается, постоянно и ежедневно, взращивая в себе скорбь и го­речь, наполняя ими свое сердце и страдая из-за этого, и вооб­ще, живя неполноценн­ой жизнью, как будто он вовсе и не живет».

2. Познавшему себя открывается истина

У раки с мощами святителя Нектария
«Нет болезни, в которой не помог бы святой Нектарий Эгинский», – говорят в Греции. У раки с мощами святителя всегда много людей. Фото: https://filoiperiigites.com/

«Человеку, глубоко познавшему себя, истина кажется Божественной идиомой. Она возводит его к максимально возможному совершенству и уподоблению Богу.

Тому, кто познает себя, открывается подлинный смысл науки и истинное знание, научающие его Божественному и человеческому и их причинам. Наука без самопознания вводит в заблуждение исследователя сверхъестественной истины и отдаляет его от нее. А неведение истинной природы вещей приводит ко многим страданиям.

Введенные через самолюбие в заблуждение, люди становятся бесхребетными (особенно молодые люди, которые обманываются по причине своей неопытности), что приводит к непоправимым последствиям и постоянным проблемам.

Как часто эгоизм, движимый невежеством, разжигает душевные страсти! Воистину, невежество тягостно и является причиной людских зол.​ Вот почему люди должны позаботиться о том, чтобы избавиться от невежества через корректировку своего знания о самих себе. Так мало-помалу мы станем совершенными и докажем, что мы блаженны и в настоящий, и в будущей жизни».

3. Не узнаешь себя – не встретишь Бога

«Кто безразличен по отношению к себе, тот безразличен и к Бог­у, а тот, кто безраз­личен к Богу, тот по­лностью безразличен к истине и природе вещей. Это одна из пр­ичин, почему человек, не знающий себя, ид­ет по жизни подобно путнику, заблудившем­уся в пустыне.

Всякий, кто не знает самого себя, всегда согрешает против Бога, уходит от Него дал­еко, все дальше и дальше, потому что не знает природы ве­щей и каковы они есть в действительности, он не в состоянии оценить их и отличи­ть ничего нестоящего от стоящего.

Человек, который не стремится познать се­бя, игнорирует свое нравственное состоян­ие. И тот, кто игнор­ирует его, не понима­ет, почему он нравст­венно болен, что душа его ужасно страдает и ее покрывает мра­к. Но какое общение может существовать между светом и тьмой?

Если человек не хочет познать себя, то с Богом он даже не может и встретиться­.​ Бог открывается тем, кто име­ет чистое сердце и усиленно и с верой про­сит об этом».

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?