Святитель Лука – пример богодухновенного Архипастыря и великого Хирурга

Доклад Высокопреосвященнейшего Лазаря, митрополита Симферопольского и Крымского, прочитанный на конференции “Церковь и медицина” (СПб 14.06.05-16.06.05)председателем общества православных врачей Крыма Татьяной Шевченко

Ваши Высокопреосвященства, всечестные отцы, братья и сестры!
Дорогие участники II-й Международной духовно – медицинской конференции.»Церковь и медицина»!

Сердечно приветствую всех вас, собравшихся здесь для того, чтобы обсудить вопросы, связанные с проблемами православной биоэтики, проблемами социальной доктрины РПЦ в области охраны здоровья граждан и организации здравоохранения.
Особую актуальность подобные встречи приобретают сегодня, когда весь мир, все наше общество стоит перед решением многих биоэтических проблем в медицине, когда появилось столь много людей обездоленных, которые нуждаются в нашей братской помощи, деятельной христианской любви и милосердии, ибо коммерческая медицина им в силу ряда обстоятельств недоступна. Пусть же для всех нас, живущих в бурном XXI веке, духовный подвиг нашего великого угодника Божия, профессора медицины cвт. Луки, станет той путеводной звездой, которая приведет наш разум к Божественной истине.
Поэтому я хотел бы обратиться к жизни и опыту нашего дорогого святителя Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского, выдающегося хирурга, профессора медицины. На примере его личности мы видим, как прекрасно и гармонично Господь соединил в одном человеке два дара – дар врачевания и дар архиерейского служения. В годы жесточайших гонений на Православную Церковь его личность, его медицинские и богословско-гомилетические труды, которые, вне всякого сомнения, можно назвать апологетическими, сделали Крымского архипастыря поистине «камнем преткновения», о который разбились многие и многие, пытавшиеся отвратить овец словесного стада Христова от ограды церковной.
Один из современных богословов сравнил душу человеческую с орга’ном, и задача, которую ставит перед нами Господь, состоит в том, чтобы те дарования, которые получили мы от Бога, наши духовные качества, здесь на земле мы развили до совершенства, чтобы человек стал органом, звучащим во всем множестве труб. А для того, чтобы это произошло, необходимо исцелить душу человека, болезнующую грехом, необходимо очистить его разум, помраченный страстьми. Понятия «терапии», «врачевания» имеют место и в православном богословии, и в учении Церкви, поскольку именно через Таинства Церкви человек соделывается духовно и телесно здоровым.
Св. Никодим Святогорец в «Добротолюбии», составленном из трудов преподобных отцов – аскетов и исихастов, говорит: «четко видно, что посредством делания и созерцания нравственного любознания (философии) разум очищается, просвещается и совершенствуется». Из этого следует, что вопрос терапии человека является вопросом исцеления его разума, отличного от логики, посредством очищения, озарения и совершенствования, достигаемого посредством делания – покаяния, созерцания и видения славы Божией.
Митрополит Иерофей Влахос в своей книге «Православная психотерапия» изложил учение об аскетическом предании Церкви, используя термин «психотерапия» в его древнем и церковном смысле «терапии души», следствием которой является и исцеление тела. В этой книге показывается отличие православного метода терапии от всякой другой терапии, западного или восточного типа.
Благодаря умному деланию, молитвенному созерцанию, покаянию, в значении изменения образа мысли человека, разум очищается, просвещается и совершенствуется – достигается сердечный мир, подлинная свобода человеческого существа, различие между тварным и нетварным, познание Божественных тайн и т.д.
Живя в современном обществе, человек думает об одном, желает другое, а делает третье. Это, в свою очередь, приводит к тому, что происходит расслоение человеческой личности. Рассудочность, погоня за преходящей, суетной красотой и ценностями мира сего ведут душу к великой духовной пропасти, за краем которой может находиться еще и психическая болезнь.
В первозданном человеке разум принимал Божию благодать, и она проходила сквозь его душу и тело, преображая, обоживая его, а через человека излучалась на весь тварный мир. Однако, с падением человека, порядок вещей изменился. С тех пор как душа стала рождать страсти, эгоизм, самолюбие, стали появляться и душевные страдания (психопатия). Тело как бы насилует свою природу и, как следствие, появляются телесные страдания. Проявление же страстей ведет к возникновению социальных проблем, поскольку межличностные конфликты возникают там, где сталкиваются интересы. А истинная свобода, как говорил еще Платон, может быть лишь в определенных рамках, рамках закона, для нас это Закон Евангельский. Грехопадение привело к тому, что смерть вошла в мир. Вначале духовная, как говорит святой апостол Павел: «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3, 23), а затем телесная – в ДНК человека существуют гены заболеваний и старения. Об этом свидетельствуют и последние открытия в современной науке. Смерть – это болезнь, не свойственная человеческому существу, ставшая возможной благодаря грехопадению прародителей. Отсюда боль, страх, неуверенность, самолюбие, чувство самосохранения. Человек судорожно пытается самоутвердиться в тленном, материальном: в деньгах, обладании землей, власти и сладострастии, хватается за то, что его не может удержать, избавить от смерти, но не обращается к Вечному, Бессмертному Богу, даровавшему нам победу над смертью, над адом. Это связано с появлением страстей, развившихся в человеке после грехопадения. А основной страстью является самолюбие, которое св. Максим Исповедник называет «неразумной к телу любовью». Из самолюбия происходят другие три страсти: сладострастие, славолюбие и сребролюбие. Исцеление этих трех страстей, как показывает святоотеческий опыт, может быть достигнуто посредством послушания, девства и нестяжательства. Эти три евангельские добродетели могут стяжать и люди состоящие в браке, о чем говорится в апостольских посланиях.
Преосвященнейший Иерофей (Влахос) так же пишет: «Говоря о терапии страстей, необходимо рассмотреть и предлагаемое Православным Преданием трехчастное разделение души. Платон учит о разделении души на следующие три части: разумную (λογιστικό), желательную (επιθυμιτικό) и чувственную (θυμικό). Святые отцы приняли это разделение, опуская, разумеется, философско-метафизической смысл платоновского деления. Святые отцы учат, что эти три энергии являются естественными силами души и должны двигаться «по природе» и «сверх природы». Однако, с грехопадением, они приобрели направленность «против природы». Следовательно, необходимо чтобы они возвратились к своему первоначальному состоянию – движению «по природе».
Терапия (врачевание) всего человека является движением от корыстной к
бескорыстной любви, то есть, в аспекте человека как микрокосма, это победа
духа над плотью, стяжание нетленного вместо тленного.
Святоотеческое учение говорит также нам о том, что для исцеления (терапии) человека, как и всего терапевтического делания Церкви, требуется связь между таинствами и аскезой. Аскеза, как применение Христовых заповедей, предшествует таинствам и следует за ними.
Следовательно, существует необходимость в терапии. Необходимо изменить существующий порядок вещей, то есть необходимо плоть покорить духу, для того чтобы весь человек смог просвещаться Благодатью Божией. Как пишет святой Максим Исповедник: «Разум, соединяющийся с Богом и непрестанно пребывающий в союзе с Ним посредством молитвы и любви, становится мудрым, благим, человеколюбивым, милостивым и долготерпеливым и вообще несет в себе почти все Божественные свойства. И, напротив, отдаленный от Него и прикрепленный к материальным вещам, содеявшись сладострастным, как тварь и зверь борется с людьми».
Лишь в лоне Церкви человек обладает возможностью жить в общении любви. Человек Божий смотрит на другого, как на ближнего, как на брата. Другой – это его рай, его вечная жизнь, его радость. Это вовсе не теоретические рассуждения. Церковь пережила все это. В житиях и в трудах святых отцов мы находим потрясающие примеры.
Симеон Новый Богослов пишет: «В лице другого мы должны видеть Христа и должны испытывать такую любовь, чтобы быть готовыми даже пожертвовать ради него своей жизнью».
Такая любовь действительно была движущей силой святителя Луки. Все его существование переполнялось и изливалось любовью к человеку. Двигателем его решения посвятить себя медицине была не слава, не общественное положение, не обогащение, но любовь.
«Для того, чтобы поступить на медицинский факультет, – пишет о себе святитель Лука, в автобиографии, – я должен был преодолеть яркий интерес к наукам гуманитарным, историческим, к философии, преодолеть большую нелюбовь к естественным наукам» – какой яркий пример борьбы между «хочу» и «надо»!
В другом месте: Я изучал медицину с исключительной целью быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным людям». Какой прекрасный
пример самопожертвования, какой высокий образ проявления любви к ближнему!
Давайте мысленно обратимся к трудам святителя, чтобы проследить на его жизненном примере его путь «от земли на небо», что, на мой взгляд, не только для его коллег-врачей, но и для каждого из нас будет лучше всяких наставлений и рекомендаций. Потому, что жизнь святого есть постоянное исполнение заповедей Божиих, борьба с собой, в том числе и в том, что есть «едино на потребу».
Ему приходилось очень много работать, оперировать на конечностях, костях, суставах, делать нейрохирургические операции, производить многочисленные перевязки. Это формировало опыт и характер, особенно пригодившиеся в последующие годы работы земским врачом в Ардатове, Фатеже, Любаже, Переславле-Залесском. Диапазон его оперативных вмешательств необычайно широк для земской больницы: операции на мозге, сердце, желудке, кишечнике, желчном пузыре и желчных протоках, почках, позвоночнике, суставах, раке молочной железы.
За последние годы к Церкви пришло много представителей интеллигенции, в том числе и медиков. У многих складывается неправильное представление о медицине, в том числе о методах и способах лечения. Многие, к сожалению, отвергают современные достижения медицины, новые технологии, а ведь это
совершенно неправильно, как же поступал в таком случае святитель Лука?
Находясь на русско-японской войне, он пишет, что результаты его работы в госпитале Красного Креста возле Читы были вполне хорошими, ошибок я не делал, несчастий не бывало. В работе мне помогала недавно вышедшая книга французского хирурга Лежара “Неотложная хирургия”’, которую я основательно проштудировал перед поездкой на Дальний Восток». Переезд в Верхне-Любажскую земскую больницу в 1905 году совпал с выходом в свет первого издания книги проф. Брауна Местная анестезия, ее научное обоснование и практическое применение». Владыка так отзывается о ней: Я с жадностью прочел ее, и из нее впервые узнал о регионарной анестезии, немногие методы которой весьма недавно были опубликованы. Я запомнил, между прочим, что осуществление регионарной анестезии седалищного нерва Браун считает едва возможным. У меня возник живой интерес к региональной анестезии, я поставил себе задачей заняться разработкой новых методов ее».

Будущий святитель весной 1908 г. пишет письмо известному профессору П.И.Дьяконову о возможности поступления в интернатуру. А в декабре 1908 года из Москвы пишет письмо жене Анне Васильевне Из Москвы не хочу уезжать, прежде чем не возьму от нее того, что нужно мне: знаний и умения научно работать. Я по обыкновению, не знаю меры в работе и уже сильно переутомился. А работа предстоит большая: нужно изучить французский язык и прочитать около пятисот работ на французском и немецком языках…».
Ежегодно все свои отпуска он проводил в столичных библиотеках, анатомических театрах или на лекциях. Он пишет в 1913 году: Работу над регионарной анестезией я продолжал во время ежегодных месячных отпусков, работал с утра до вечера в Институте профессора Рейна и проф. Карузина при кафедре описательной анатомии. Здесь я исследовал триста черепов и нашел очень ценный способ инъекции во второй ветви тройничного нерва». Работая в Романовской земской больнице, по воспоминаниям профессора-хирурга Н.А.Софинского, Валентин Феликсович на собственные деньги купил микроскоп и микротом и один, один успевал готовить и изучать микроскопические препараты опухолей. Это было в 1906 году, при ежедневном осмотре по данным амбулаторного приема до 100 больных день, при постоянных выездах на дом к тяжело больным и огоромном числе оперативных вмешательств (только по данным операционного журнала в Переславле-Залесском, он сделал за 1911 год 1056 операций). К этому неполному перечню необходимо прибавить и научно-исследовательский труд, которым молодой профессор занимался по ночам. Поистине самоотверженный и титанический труд!
Святитель Лука выбрал для себя путь служения ближнему, Богу содействующу, врачевать не только тела, но и души всех приходивших к нему. Как врач, Владыка постоянно следил за появлявшимися новинками в медицинской литературе и постоянно их изучал.
После возвращения из ссылки в Ташкенте, проживая как частное лицо, святитель Лука вел бесплатный прием пациентов. Кроме этого, вокруг Владыки постоянно находились молодые люди, которые помогали ему, учились у него, а он посылал их по городу разыскивать, нет ли где людей бедных, долго болеющих, которым нужна врачебная помощь. Таких несчастных находили, и святитель помогал им как мог.
В каждой строчке Очерков гнойной хирургии» ярко выражен христианский, патерналистский подход врача к больному, любовь к человеку как образу и подобию Божию. Для хирурга не должно быть случая», а только живой страдающих человек» – всегда подчеркивал Владыка. Когда началась Великая Отечественная война, Владыка, находясь в ссылке, попросил разрешения работать в госпитале.
В феврале 1946 г. за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов» святителю Луке присуждена Сталинская премия степени.
В Очерках гнойной хиругии» Владыка открыто говорит о своих хирургических ошибках, он делает это для того, чтобы молодые коллеги знали, помнили, учились и не допускали их в своей врачебной практике. В 1945-1957 гг.
закончено написание богословского трактата «Дух, душа и тело» Формулой жизни нашего святителя были такие слова Я не вправе заниматься тем, чем мне нравится, но я обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей». Эта формула стала его жизненным кредо, освященным глубокой верой в Бога. Христос говорит: «Нет больше той любви, чем, кто душу свою положит за други своя».
К сожалению, сегодня медицина, как и весь современный мир, стоит перед проблемой отказа от традиционной христианской этики и морали не только в отношениях «человек-человек», но и «врач-пациент». Эта новая, так называемая либерально-конструктивистская ориентация нашей медицины может привести, на мой взгляд, действительно к катастрофическим последствиям.
В профессиональной врачебной этике в течение почти двух тысячелетий «краеугольным камнем» отношений между врачом и пациентом было Евангелие.
Благодаря тому, что римская империя приняла христианство, стали появляться приюты для бездомных и первые больницы, приюты для сирот и странников, хосписы для инвалидов и прокаженных что было, безусловно, новшеством в истории. Эти так называемые ксеноны возникают не только при монастырях, но и просто как общественные структуры.
И, что очень важно, все это стало происходить не по указанию власть имущих», но по воле общества, которое, естественно, было подготовлено Учением Церкви.
Глубоко христианским стало и отношение врача к пациенту, получившее название «патернализм». В корне понятия – слове pater» (лат. – отец) – фиксировалась его суть. Врач становится как бы отцом, заботящимся о пациенте, как о своем ребенке. Он сострадает больному, помогает ему, берет ответственность за принимаемые решения по его лечению. Такой подход призывает врача быть носителем любви и исполнителем Заповеди Христовой о любви. Известно высказывание одного из святых отцов о том, что «верующий врач как апостол».
В медицинской практике святителя Луки мы может видеть прекрасные плоды такого отношения к больному. В апологетическом труде Дух, душа и тело», который он начал еще в 20-х годах прошлого столетия, будучи только врачом, святитель предлагает своим коллегам прекрасное обоснование патерналистского подхода. Он выделяет три фактора, имеющих непосредственное отношение к выздоровлению пациента.
Первый – это значение принципа доверия к врачу. Понимание такого доверия, как элемента терапии, непосредственно связано с раскрытием понятия веры в Учении Церкви. Вера … есть осуществление ожидаемого»(Евр. 11,1) говорит святой апостол Павел в Послании к Евреям. В другом месте того же Послания он говорит о силе веры ветхозаветных пророков: верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи… » (Евр. 12,33-34).
Евангелист Марк передает слова Господа нашего Иисуса Христа о силе веры: Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей, поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но а поверит, что сбудется по словам его – будет ему, что ни скажет»(Мк. 11, 23).
Но выработать у больного и закрепить у него это доверие обязан врач, поскольку, как говорит святитель Лука: …Доверие или недоверие врачу… глубоко определяет исход болезни».
Второй фактор – это вопрос формирования доверия пациента к врачу. Для ответа на этот вопрос Владыка обращается к учению о центральной нервной системе. Святитель пишет: Физиологи вполне выяснили зависимость психических актов и состояний от нормальных процессов или патологических функций нервной системы вообще». Причем центральная нервная система главенствует над всеми соматическими процессами, определяет и направляет работу всех органов, их рост и трофическое состояние, могущественно воздействует на течение физиологических процессов». При этом головному мозгу приписываются психические функции. Разделение при этом низших и высших функций лишь фиксирует господство последних над всеми прочими.
Поэтому мы вправе считать все воздействия центральной нервной системы на органы и ткани психическими воздействиями». И самая главная мысль: … если несомненно, что соматические процессы в значительной степени определяют течение психических процессов, то столь же несомненно, что необходимо признать и психическое воздействие на все соматические процессы в организме».
Святитель Лука утверждает, что психика больного имеет могущественное влияние на течение болезни, а надежда на исцеление или депрессия влияют на ее исход». Врач же может неосторожными разговорами в присутствии больного о серьезности его болезни» определить ее потерю. Логикой своего безукоризненного рассуждения Владыка меняет, с позиции архипастыря, материалистическое утверждение о соматической зависимости психики, меняя вектор этой зависимости. Итогом рассуждения становится полная гармония между материалистическим учением о центральной нервной системе и целостным православным богословским восприятием человека как Божиего творения, состоящего из духа, души и тела.
И, наконец, третий фактор – непосредственное участие самого врача в формировании доверия к нему у пациента . «Психотерапия, – пишет он, – состоящая в словесном, вернее, духовном воздействии врача на больного – общепризнанный, часто дающий прекрасные результаты метод лечения многих болезней». Святитель Лука полагает, что эта психотерапевтическая задача – функция врача, потому что профессия врача – это особая профессия. Ее особенность заключается в том, что она моральна по своему основанию, а возникновение вызвано не экономическими мотивами, но необходимостью помогать людям в их немощном, нездоровом состоянии. Таким образом, профессия врача непосредственно связана с понятиями «доброделания» и «добродетели», о которой святой Максим Исповедник пишет так: Всякая добродетель безначальна, и время не предшествует ей, поскольку она имеет от вечности своим Родителем единственнейшего Бога»
Сегодня в Симферопольской и Крымской епархии координацией социального служения занимается Общество православных врачей Крыма. Отрадно видеть, что с каждым годом все большее число крымских медиков вступают в его ряды. За четыре года существования Общества уже многое сделано, но еще больше предстоит сделать, потому, что каждый новый день перед православным человеком ставит все новые и новые вопоросы, ответы на которые можно найти лишь совместными усилиями. Такие актуальные вопросы как возрождение православных традиций в медицинской практике и медицинской сфере; осмысление проблем современной медицины и биотехнологий с православной точки зрения; медицинская помощь социально незащищенным согражданам; создание реабилитационных центров в том числе и для лиц пострадавших от воздействия экстрасенсов и тоталитарных сект и др. являются первоочередными задачами Общества.
По благословению Правящего Архиерея, за восемьюдесятью больницами и десятью диспансерами Крыма закреплены священнослужители, во многих больницах отведены специальные помещения, в которых совершаются Таинства Исповеди, Причащения, Крещения больных, по просьбам пациентов совершаются молебны. В некоторых больницах, так же, как и в Крымском Государственном медицинском университете им. Георгиевского (г. Симферополь), благодаря тесному сотрудничеству епархии с руководством этих учреждений уже начато строительство храмов-часовен либо ведутся подготовительные работы.
Симферопольской и Крымской епархией ежегодно проводятся пасхальные и рождественские акции, в ходе которых пациенты крымских больниц из рук православных врачей и сестер милосердия получают небольшие праздничные подарки, а на Пасху – пасхальные куличи и крашенки.
Результатом деятельности проектной группы Диаконической станции Симферопольской и Крымской епархии по линии Координационного комитета по межцерковной помощи на Украине (г. Киев) стало получение международного гранта на реализацию специального проекта «Оборудование физиотерапевтического кабинета в епархиальном доме при приходе св. блгв. кн. Александра Невского в г. Алупка» на общую сумму 13662 евро. В прошлом году физиотерапевтический кабинет был введен в строй и принял первых пациентов. В 2004 г. был реализован проект по обустройству водопровода, артезианской скважины и канализации в Доме престарелых в с. Лесноселье Симферопольского р-на. В Республиканском интернате для престарелых оборудован домовой храм во имя св. прп. Иова Почаевского. Благотворительный Центр Свт. Луки и Свято-Троицкий женский монастырь (г. Симферополь) взяли под опеку интернат для детей-сирот в п. Гвардейское Симферопольского р-на. В Керченском, Симферопольском и Севастопольском благочиннических округах в октябре 2004 года было организовано благотворительное медицинское обследование прихожан (рентгенодиагностика: УЗИ, кардиограмма, флюорография и др. обследования с участием 16 врачей на базе трех специально оборудованных автомобилей). В общей сложности было обследовано 2580 человек. В п. Нижнегорское приход напрямую сотрудничает с региональным отделением Красного Креста, оказывая многократную благотворительную помощь пациентам поселковой и Лиственской больницы, а также подросткам из благотворительного центра в с. Садовое.
В заключение, мне хотелось бы еще раз обратиться ко всем врачам, не только православным и призвать их следовать по стопам Святителя Луки в любви к ближнему, в сострадательном и самоотреченном служении немощному и больному человеку, не взирая на его социальную принадлежность, национальность или вероисповедание и творить добро, потому, что «Всякое даяние доброе… нисходит свыше от Отца светов» [Иак. 1, 17].

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?