Святейший Патриарх Кирилл: «Мы должны считать своим ближним того, кто нуждается в помощи»

1 февраля исполняется 5 лет со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Мы поздравляем Святейшего Патриарха с пятилетием его Первосвятительского служения! Предстоятель нашей Церкви с огромным вниманием относится к делам милосердия и призывает к ним всех христиан. Предлагаем подборку ключевых высказываний Его Святейшества на тему церковного социального служения.

1 февраля исполняется 5 лет со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Мы поздравляем Святейшего Патриарха с пятилетием его Первосвятительского служения! Предстоятель нашей Церкви с огромным вниманием относится к делам милосердия и призывает к ним всех христиан. Предлагаем подборку ключевых высказываний Его Святейшества на тему церковного социального служения.


4 апреля 2010 года, на Пасху, Святейший Патриарх Кирилл посетил детский дом-интернат для умственно отсталых детей № 15 Департамента социальной защиты населения города Москвы.В домовом храме состоялась встреча Его Святейшества с воспитанниками детского дома, духовенством храма, сестрами милосердия и персоналом интерната.

— Активность православных клириков и мирян в общественной сфере является органичным проявлением нашей веры. Из молитв, из Таинств, из богообщения должны следовать не пассивность, не уход от трудностей времени в своего рода духовную эмиграцию, но деятельное служение благу ближних и принятие на себя ответственности за Церковь, за состояние человеческих сердец и умов, за общество в целом. (Источник)

— Даже самые отдаленные и небогатые приходы или епархии могут развивать и катехизическую, и миссионерскую, и социальную, и молодежную деятельность. <…> только доброе отношение к ближним, которое невозможно без ежедневной социальной заботы, без дел милосердия <…> способны растопить лед отчуждения, который сегодня если не сковывает всех нас, то, по крайней мере, уже в какой-то прибрежной полосе образовался. (Источник)

— Господь Иисус Христос в притче о милосердном самарянине (Лк. 10:29-37) ясно указывает, кого мы должны считать своим ближним: того, кто нуждается в помощи. Даже если это человек других взглядов, другой веры, живущий в другом месте. Ведь именно таковым оказался для милосердного самарянина человек, пострадавший от рук разбойников. (Источник)

— Экономика не может быть эффективной, если она не строится на принципах социальной справедливости и ответственности. В противном случае ни о какой свободной конкуренции и о законной стабильной прибыли говорить не приходится. Конечно, первым и важнейшим мотивом развития экономики является материальная заинтересованность человека. И Церковь не отрицает этот мотив, поскольку в основе его лежит стремление человека улучшить условия жизни для себя и своей семьи. Но стремление приумножить личное благосостояние − это не единственный мотив, который должен двигать экономическими отношениями. С точки зрения православной этики, другим таким мотивом является стремление помочь ближнему, желание видеть, что результаты труда приносят пользу не только конкретному человеку, но и стране, обществу, в котором этот человек живет. Если один из упомянутых мотивов перестает работать, кризис неизбежен
В этой ситуации Церковь не может стоять в стороне. Традиции церковной и общественной благотворительности должны активно возрождаться. В то же время важно понимать, что материальные возможности Церкви в наше время, увы, не сравнимы с теми, что были у нее даже сто лет назад. Социальное служение и благотворительность должны войти в число национальных приоритетов и осуществляться общими усилиями, всем миром – государством, предпринимателями, религиозными общинами. (Источник)

— Мы, православные христиане, должны помнить, что жертвенность — одно из самых главных религиозных понятий. В материалистическом мире жертвенность необъяснима. «С какой стати я буду жертвовать что-то от себя другому? Мы все живем один раз, наша задача — прожить как можно лучше, богаче, веселее. Зачем же мне что-то отдавать другому? А что я за это в ответ получу?» На эти вопросы безбожный, нерелигиозный взгляд на мир и на человека ответов не дает — этих ответов нет. Не потому ли так стремительно исчезает жертвенность из нашей жизни, что все глубже проникает безбожие — и не только институциональное, как было в советские времена, а бытовое безбожие? Даже называя себя православными, мы живем так, будто Бога нет, и в нашей жизни господствуют цели и ценности, которые никак не связаны с жертвенностью.
Избираем ли мы жизнь с Богом, которая связана всегда с готовностью пожертвовать, отдать ближнему то, что дорого для нас; или избираем жизнь без Бога, где все направлено к тому, чтобы иметь самим и, чаще всего, за счет других людей? Своей принадлежностью к Церкви мы избираем этот религиозный образ жизни. И как важно, чтобы никакие искушения, никакие соблазны, никакие внушения, никакие стереотипы поведения и мысли не разрушали нашу решимость быть вместе с Господом и жить так, как Он повелел, и, когда нужно, отдавать себя другому, никогда ничего не жалея, помня, что, когда мы отдаем другому человеку, мы отдаем не ему, а Богу. А Бог никогда не бывает у нас в долгу — только мы бываем у Него в долгу. И чем больше отдаем, тем больше получаем. (Источник)

— Неотъемлемой частью христианской жизни является совершение дел милосердия. Говоря современным языком, именно по этому критерию мы будем судимы во второе пришествие Господа и Бога нашего Иисуса Христа (см. Мф. 25:31-46). Поэтому социальное служение и церковная благотворительность должны оставаться предметом неизменной заботы всех священнослужителей: от приходского диакона до Патриарха. Работа «для галочки» здесь, как, впрочем, и в любой другой области, совершенно недопустима. (Источник)

— Я вспоминаю полуголодный послевоенный Ленинград — у каждого храма выстраивались сотни нищих. Это была страшная картина, если взглянуть на нее глазами современного человека, но тогда она нас не пугала. Я получал от родителей копеечки, чтобы, идя в храм, раздать всем нищим, и переживал, когда кому-нибудь этой копеечки не хватало. То была просто наша жизнь: когда в результате войны столько людей лишились кормильцев, оказались за гранью прожиточного минимума (хотя и понятия такого в то время не было), Церковь совершала дела милосердия, никогда не отталкивая таких людей, но разделяя свои крохи с ними. (Источник)

— Оглянемся вокруг и увидим, сколько рядом с нами горя и страдания, скольким ближним нужна помощь или хотя бы человеческое участие: ведь около каждого храма есть больница или дом престарелых, приют или интернат для детей-инвалидов.
Обращаюсь к отцам пресвитерам: в эти святые дни следует не только призывать к исполнению слов Евангелия, но и делом подавать пример благотворения. А носители диаконского чина пусть, в соответствии с традицией Древней Церкви, станут совершителями служения милосердия и устроителями приходской помощи всем обездоленным и страждущим. (Источник)

— Соприкосновение со страданием не может оставить безразличным ни одного нормального человека. Священнику нужно постоянно встречаться лицом к лицу со страданиями других с тем, чтобы не замыливались глаза, чтобы не притуплялось нравственное чувство. Но я позволю себе сказать, что это необходимо не только священникам. Это необходимо всем. (Источник)

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.