Священномученик Николай Розов боролся с пьянством и основал династию ученых

Его памфлет о народном пьянстве назывался «Непобежденный богатырь», где богатырь — это водка, а не русский народ. В семье священника пили отец и брат (тоже священнослужители), поэтому борьба с пьянством для о.Николая Розова (память 5 марта) была не просто «социальным служением»

Его памфлет о народном пьянстве назывался «Непобежденный богатырь», где богатырь — это водка, а не русский народ. В семье священника пили отец и брат (тоже священнослужители), поэтому борьба с пьянством для о.Николая Розова (память 5 марта) была не просто «социальным служением».


Фото с сайта www.foma.ru

«Кроме казенных винных лавок теперь в каждом селении торгует несколько частных шинков, и могучие волны водки прокатываются по обширной равнине России. Гибнет, захлебываясь в море водки русский народ. Ужели мы будем еще и еще добровольно нести гнет этого злого гения нашей Родины? Ужели мы будем продолжать пить, похмеляться и безобразить, а в промежутках между похмельем и пьянством, когда тело устанет от обильных угощений на пьяном пиру горе-богатыря, мы будем спать тяжелым, кошмарным, пьяным сном?..», — так писал отец Николай в своем памфлете, изданном петербургским Александро-Невским обществом трезвости трезвения, участником которого он являлся.

В доме священника Николая Розова вина, а тем более крепких напитков, не подавали даже гостям. Батюшка был принципиальным противником пьянства. Близким он говорил, что очень переживал о пристрастии к алкоголю отца и брата. Отец его был сельский священник из Симбирской губернии Василий Розов.

Брат же — знаменитый на всю Россию протодиакон кремлевского Успенского собора Константин Розов. Тот самый, который станет после революции великим архидиаконом у св. Патриарха Тихона. Отец Константин был высоченный красавец и человек добрый, но большой жизнелюб и не прочь покутить. Про него в церковной Москве ходило немало баек и анекдотов.

С портрета же отца Николая на нас смотрит настоящий русский интеллигент (что любопытно, он одинаково фотогеничен и в рясе, и в костюме при галстуке): очки, борода, мягкая улыбка.
В 1898 году о. Николай окончил Симбирскую Духовную семинарию и женился на дочери священника Ольге, выпускнице епархиального училища в Симбирске. Она станет ему верной помощницей, разделив тяготы гонений и ссылок.


Священник Розов Николай Васильевич в ссылке с женой Ольгой Александровной и младшим сыном Николаем. Уфа, 1935-1937 гг.

В 1906 году отец Николай переехал в Санкт-Петербург и поступил в Духовную академию, одновременно учась и в Археологическом институте.

После окончания учебы, в 1918 году отец Николай из столицы уехал в глубинку: стал служить в храме в селе Григорове неподалеку от Алатыря, где служил до 1922 года, а затем переехал в село Коноклейки в Мордовию. В те годы в глухих деревнях еще сохранялось благочестие, а нечестие, если и проявлялось среди простого народа, то было еще беззлобным. Однажды отец Николай шел с сыном по селу. Стоящая на улице группа молодежи, увидев священника, стала громко скандировать: «У попа-то рукава-то – батюшки!» На что отец Николай тут же ответил: «У ворот-то дураков-то – матушки!» Услышав ответ священника, молодежь одобрительно загудела.

В 1935 г. о. Николай был арестован, сослан в Уфу, через два года вновь арестован. Весьма характерная деталь: как многие дореволюционные, «непуганые» люди отец Николай с радостью встретил Сталинскую конституцию, где писали про «свободу совести» советского человека. Он был уверен, что она вернет стране законность и даже вместе с женой поступил на курсы по ее изучению. Он собирался рано-рано утром прийти на избирательный участок, чтобы проголосовать за ее проект. За день до того его арестовали…

13 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу. Протоиерей Николай Розов был расстрелян 5 марта 1938 года и погребен в безвестной общей могиле.

Отец Николая стал основателем династии петербургских ученых. Его дети получили хорошее образование, хотя долгое время были поражены в правах как дети священника и не могли поступать в вузы. Тем не менее сын священномученика Николая — Николай Николаевич Розов стал известным ленинградским ученым, специалистом по древнерусской книжности, а внук Александр Николаевич — ведущим сотрудником Пушкинского дома. Он составил биографию своего отца и собрал материал о деде, который лег в основу материалов для канонизации священномученика Николая.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.