«Милосердие» начинает серию материалов – главы крупнейших фондов рассказывают о своих стратегиях, о том, каким они видят будущее своих организаций и связанных с ними проблем.

Павел Гринберг, исполнительный директор Благотворительного фонда AdVita («Ради жизни»). Фото с сайта fontanka.ru

Стратегия (в широком смысле – представление о будущем организации и общества, в котором организация хочет оказаться) – необходимый документ для любой компании, будь то бизнес-предприятие или благотворительный фонд. Очевидный плюс такого документа – возможность сфокусировать свои усилия на важном, донести информацию до всех сотрудников и осознанно идти к цели. Зачастую у некоммерческих организаций нет структурированного стратегического документа, в котором были бы прописаны цели, способы их достижения и ключевые ориентиры. Более распространена ситуация, когда все это существует в голове руководителя.

«Милосердие» попросило руководителей крупнейших российских фондов рассказать о собственной стратегии и актуальных изменениях в третьем секторе, а также дать советы начинающим НКО. Наш первый эксперт — Павел Гринберг, исполнительный директор Благотворительного фонда AdVita («Ради жизни»).

Наступит ли время, когда услуги фонда не понадобятся?

— Основное направление нашей деятельности — помощь онкологическим больным, проходящим лечение в Санкт-Петербурге. Приоритет – трансплантация костного мозга и другие эффективные виды терапии. Стратегия Фонда подробно прописана в Уставе. «Дна» в нашей тематике мы не видим, время, когда мы станем ненужными, к сожалению, по нашим ощущениям, не наступит никогда.

Сегодня каждый 40-й житель России болеет раком, каждая вторая семья в стране столкнулась с этой болезнью. При этом введения страховой медицины не предвидится, государственное финансирование сокращается, а частные жертвователи беднеют. В этих условиях потребность в помощи квалифицированных НКО и нашего фонда будет только возрастать.

Адресная помощь — зло, нужно переходить  к системной

— Очевидный и понятный всему третьему сектору тренд — уход от адресной помощи в сторону более комплексных программ. В любом крупном благотворительном фонде старше 2-3 лет прекрасно знают, что адресная помощь – неизбежное (или трудно избегаемое) зло, с которым надо заканчивать. Если бы наш законодатель был чуть умнее, он бы жестко запретил адресный сбор. Как это сделано в США: хочешь безналоговый статус – не веди адресный сбор.

Пока же дополнительная задача всех профессиональных НКО доносить до жертвователей мысль, почему надо оплатить покупку 1000 пробирок для российской больницы, а не дать денег на лечение в Израиле кудрявого голубоглазого Пети Иванова. Потому что Петю могут вылечить и здесь, в России, если в больнице будут пробирки.

Критерий успешности фонда

Успех в нашем деле – это изменение общественного ландшафта к лучшему.

Допустим, от выживаемости в 10% при определенных заболеваниях скакнуть до 70%. Или пресечь массовую смерть пациентов в страданиях, боли, полном одиночестве.

Основной фактор для достижения такого рода успеха – умение мобилизовать людей.

Стратегическая благотворительность: инструкция для начинающих НКО

Шаг 1. Выбрать направление работы

На рынке сегодня существует две распространенные стратегии: выбрать одно дело на всю жизнь или максимально гибко реагировать на общественные, финансовые и политические тенденции, предлагая актуальные проекты по запросу. Плюс первого подхода — возможность накопления опыта и интеллектуального ресурса. Тематические фонды могут переключаться с решения сиюминутных проблем на запуск системных проектов.

Шаг 2. Определить критерии отбора получателей помощи

Постараться максимально исключить фактор субъективного выбора

Шаг 3. Определить состав услуг

Сегодня НКО начинают выступать поставщиками социальных услуг, а, значит, переходить от «вахтовой» работы по решению одой конкретной проблемы к регулярной, ориентированной на социальный запрос. Это процесс, не имеющий пока каких-то видимых в будущем границ. Услуги должны меняться по составу в зависимости от запроса.

Шаг 4. Увидеть свое «дно»

Понять, как должно измениться общество, чтобы услуги вашего конкретного НКО больше были не нужны.

Шаг 5. В случае необходимости, сменить фокус работы

В смене фокуса надо учитывать два важных фактора: преемственность и работу над ошибками. Идеально, когда накопленный фондом социальный капитал может конвертироваться в новом проекте. К сожалению, пока из реализованных проектов НКО выносят очень мало уроков, опыт остается не проработанным

Шаг 6. Визуализировать  результат

Каждый из нас вкладывает в понятие «успех» свой смысл: от финансовых объемов помощи до продолжительности «жизни» фонда. Успех – это во многом реализованная стратегия. В зависимости от того, как вы представляли себе результат, так потом и будете оценивать свою работу. Для кого-то масштаб будет показателем, для кого-то признание. Здесь нет одного мерила на всех.

О фонде

БФ AdVita («Ради жизни») учрежден 1 апреля 2002 года участниками волонтерской группы, помогавшей взрослым и детям с онкологическими диагнозами. Один из учредителей — Борис Владимирович Афанасьев, руководитель Центра гематологии Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика Павлова.

Помощь оказывается пациентам нескольких онкологических отделений и клиник Петербурга. В первый год существования фонд помог 24 подопечным, а в 2016 году адресную помощь AdVita получили 933 человека из 20 различных больниц. Кроме того, фонд нашел несколько тысяч доноров крови, выполнил 2007 курьерских доставок, активно работает над созданием базы доноров костного мозга.

Поддержите «Адвиту» на сайте фонда!