За что Христос обличал фарисеев? Почему разумные девы не поделились маслом? Почему получивший меньше всех — 1 талант — еще и остался виноватым?

mytari_farisei_560

Христос обличает фарисеев. Фреска; Балканы, 17 век. Изображение с сайта wikipedia.org

Страстной вторник, утро: Христос обличает ханжей 

Илья Красовицкий, старший преподаватель кафедры богословия ПСТГУ:

— Господь приходит в главный храм Иерусалима и обличает там ханжей-фарисеев (Мф. 22: 15 – 23: 39).

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры…» — и так восемь раз.

Суд Божий начинается со священства, поэтому Господь так резок с теми, кому доверено было быть пастырями (больше в Евангелии Он ни с кем никогда так сурово не говорил), говорить об истинном Боге, но кто сам не поверил, и лжеучительствовал.

Страстной вторник, вечер: три притчи о главном 

Большинство притч Господь говорил Своим ученикам наедине. Во вторник на вечерне читаются три притчи, которые изложены в 25 главе Евангелия от Матфея. Это притча о десяти девах (Мф.25:1-13), о талантах (Мф.25:14-30) и о Страшном Суде (Мф.25:31-46).

О десяти девах: почему разумные девы не поделились маслом?

Charles_Ricketts_-_The_Wise_and_Foolish_Virgins

Чарльз Рикетс, «Десять дев» (нач. 20 века). Изображение с сайта wikipedia.org

Было 10 дев: 5 разумных, 5 неразумных. Все ждали Жениха. Тот замедлил, девы уснули. Жених пришел внезапно и разумные, запасшись заранее маслом, зажгли светильники свои, вышли на встречу с Женихом и благодаря свету светильников своих нашли Его в кромешной тьме.

А у неразумных, пока спали, масло кончилось, и запаса не было. Пока бегали на базар, дверь в брачный чертог затворилась.

Дева – это душа человека, а Жених – Господь. Цель жизни человека – встретить Жениха. Но, как говорит Феофилакт Болгарский,

к этому надо готовиться, запасать масла – Святого Духа, тогда душа не заржавеет в грехах.

К такой душе приходит Жених, а остальные остаются безбрачными «юродами».

Эта притча нередко вызывает недоумение: почему разумные девы не поделились? Где ж их доброта? Но не всем в жизни можно поделиться. Нельзя поделиться, например, своими отношениями с Богом, личными, о которых то и рассказать порой трудно. «Знанием», пониманием Бога — можно, а отношениями — нельзя.

Нельзя поделиться своей жизнью, в том смысле, что нельзя прожить, прострадать, прорадоваться — за человека. Рядом с ним — можно, вместе с ним можно, а вместо него — никак.

Даже умереть за другого можно, а вот прожить за другого его жизнь нельзя. Вот тут, как ни крути, каждый — за себя. И про это здесь — «масло». Жестко, но Страшный суд — серьезное мероприятие.

О талантах: найди себя, и завидовать не придется

Притча о талантах; гравюра, 1712 год. Изображение с сайта wikipedia.org

Один человек, уезжая, позвал трех слуг и каждому дал таланты (монеты в то время). Одному – 5, другому – 2, третьему – 1.

А когда вернулся, то пожелал узнать, что сделали слуги с его талантами. Первый и второй вложили деньги в дело и получили двойную прибыль. А третий взял и зарыл свой талант в землю.

Двух первых хозяин похвалил и наградил сверх этой прибыли еще и лично от себя.

А с третьим стал разбираться. И третий ответил: «Я знал, что ты жнешь, где не сеял, так что бери себе свое, и больше ничего не требуй».

Некоторые святые отцы говорят, что третий так поступил, потому что обиделся, что ему мало дали. Но хозяин (Господь) дает каждому столько, со скольким каждый может справиться — по силам, по возможностям. Ведь у людей силы, способности не равны. Но каждый призван к их приумножению.

Талант тут — сумма всех благ — материальных, физических и духовных — которые Бог дает человеку. Он не требует от нас больше, чем мы можем.

Притча о талантах. Худ. А. Н. Миронов, 2013 год. Изображение с сайта wikipedia.org

Господь призывает нас, во-первых, принять свою меру и не зариться на большее. У человека, нашедшего свое дело и успешно трудящегося, для зависти поводы исчезают.

А если мы потратим впустую наше время, или будем завидовать или обижаться, говорят: «конечно, у него такой талант, а я бездарный, что с меня взять», даже то, что мы имеем, будет забрано.

Так бывает в старости: жизнь прожита, а ничего нет: силы ушли, здоровье кончилось, с близкими перессорился и вспомнить нечего.

Поэтому и говорит Господь: «Имущему – дастся, а у неимущего — желания и готовности трудиться, призывая Бога в помощь, —  отнимется».

Главный талант для всех людей, вне зависимости от их сил и способностей, — это талант возделывания своей души, рождение ее в жизнь вечную.

Нет человека, обделенного этим талантом, даже если ничего другого он не имеет. И именно в этом – главный спрос Бога с нас.

О Страшном суде: в чем главная проблема козлищ?

Известная притча об овцах и козлищах, на которых разделит нас Господь в зависимости от ответа на пару вопросов: помог ты в чем-либо хоть однажды хоть кому-либо?

Прот. Георгий Климов, преподаватель кафедры библеистики МДАиС:

— Наверное, нет человека, который бы хоть раз в жизни не сделал «доброго дела».

Однако весь смысл судных вопросов Христа сводится к другому, но самому главному: пожалел ли ты от сердца в своей жизни, несмотря на все «обстоятельства», другого человека?

Ведь Богу важно не само «доброе дело», которое человек сделал, раз Бог так велит, а то — насколько сердце наше стало от этих дел милосердным, любящим.

0_da04_abafc592_orig

В.М.Васнецов, фрагмент фрески «Страшный суд» (1904). Изображение: aka-tel.livejournal.com

В чем главная проблема козлищ? Наверняка они, знавшие много о Боге, чтили день воскресный, ходили и в больницы, и в темницы, давали милостыню. Но все это делали не потому, что при виде страданий другого болело их сердце, а потому, что были «не как тот мытарь».

И при этом рассчитывали, что раз приказ выполнен, у них есть пропуск в Царство Божие. Но с холодным сердцем в рай не пускают. И вот с таким «милосердием» в жизнь вечную не войдешь».

Страстная седмица: понедельник