20 декабря Геннадий Онищенко, главный санитарный врач России, подписал Постановление № 164, согласно которому теперь в группах детских садов количество детей…не ограничено. До Постановления был максимум – 20 человек. Теперь максимума нет. С одной стороны, это хорошо, теперь родители могут быть уверены, что их ребенок пойдет в детских сад. А с другой – кто захочет отдавать ребенка в группу из 40 и больше человек. Чем обернется новая мера Роспотребнадзора для системы дошкольного образования?
До этого Постановления во всех официальных документах количество детей в группе ограничивалось числом 20. Только один раз, в нормах 1985 года предельное количество детей в группах детсадов было увеличено до 25 человек. И то для детей от четырех лет. Новое Постановление представляет собой как бы поправки к изданному 22 июля 2010 года документу, регулировавшему количество детей в группах детских дошкольных учреждений. Там, например, согласно пункту 1.10.1 для группы из детей от 1 до 3 лет максимум – 15 человек. А согласно п. 1.10.2 для детей от 3 до 7 лет – 20 человек (с пометкой о том, что рекомендуется – 15), для детей трех разных возрастов – не более 10 человек. В Постановлении от 20 декабря («Изменения 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях») написано: «Пункты 1.10.1 и 1.10.2 исключить». То есть исключить нормативы по количеству детей. Теперь количество детей в группе будет определяться иным механизмом: «исходя из расчета площади групповой (игровой) – для ясельных групп не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка, в дошкольных группах не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка». При этом согласно 8 пункту Постановления, теперь игровая площадь будет считаться вместе с мебелью. Все выглядит логично: «вы жалуетесь, что нет мест? Места есть! Согласно новому Постановлению их теперь неограниченное количество». Нужно отдать должное Онищенко. Проблемных детей новое Постановление не затронуло. Для детей с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, глухих, слепых, умственно отсталых и прочих по-прежнему действуют нормативы по количеству в группе. Так, детей-аутистов в группе не может быть больше пяти, слепых и глухих – больше шести, детей с умственной отсталостью – больше восьми. Но что делать здоровым детям?
Нужно отметить, что это не просто Постановление. Это регулирование санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Причем регулирование, исходящее не из преставлений здравого смысла, а из диктуемых действительностью условий. «Вы понимаете, что происходит? – комментирует Марина Ожегова, координатор Ассоциации защиты семьи и детей и заместитель главного редактора журнала «Многодетная семья» . – Не ситуацию меняют, а подтесывают санитарные нормы под ситуацию. Нельзя изменять СанПин до бессмысленности». И если сейчас на каждого ребенка дают 2,5 квадратных метров вместе с мебелью, то ситуацию можно довести до абсурда. Представить себе полностью уставленное кроватями и тумбочками помещение, а в нем сто детей – детсадовская группа. И кто знает, как будет вести себя администрация детского сада, столкнувшись с наплывом желающих. Если раньше можно было отказать под предлогом «Нет мест в группах», то теперь придется отказываться, ссылаясь разве что на занятые квадратные метры.
По официальным данным, очередь в детские сады во всех регионах насчитывает уже более полутора миллионов человек. С одной стороны, государство получило то, о чем так громогласно вещают президент и премьер-министр, – прекрасную рождаемость. Очередь из полутора миллионов детей – какое еще нужно подтверждение? А с другой – государство оказалось не готовым обеспечить такое количество детей соответствующими учреждениями. Уплотнение – самая поверхностная мера из всех, которые можно себе представить. «Это не решение проблемы, – говорит Вера Лекарева, депутат Госдумы от фракции «Справедливая Россия» . – Это полумера. Она нужна для того, чтобы разрушить гигантскую очередь в детские сады». Дальше, уверена депутат, необходимо проведение целого комплекса мероприятий для того, чтобы выйти из ситуации перегруженных детских садов. «Самая главная проблема – это отсутствие площадей для садиков. Многие из них заняты какими-то организациями, как и здания дворцов пионеров, спортивных учреждений, развивающих центров, кружков. Эти здания необходимо вернуть. Но чиновники этим не занимаются, не хотят идти на переговоры с собственниками. Это муторно. А дети продолжают рождаться. И всегда нуждаются в человеческих условиях. Поэтому полумерами здесь не обойдешься. Нужна комплексная, системная, непрерывная политика государства в области детства».
«Все занято коммерческими организациями. – говорит Ожегова. Первые этажи всех зданий в городе. Строится новый дом – отдайте вы первый этаж под детский сад! Нет, там делают очередную студию загара. Нужно строить, а не уплотнять. Кроме того, нужно сделать возможным организовать частный детский сад. Все знают, что сейчас это практически нереально. Все пороги обобьешь. Требования настолько жесткие, что получают разрешение только редкие люди. Справки, проверки, огромные вложения. Должны быть субвенции из бюджета для частных негосударственных учреждений, всяческие поощрения. Но ничего этого нет».
Нет и дополнительных сотрудников для выросших в разы детских групп. Набор стандартный: воспитатель, нянечка, медсестра. И этому небольшому штату предлагают взять на себя новую ответственность в виде неограниченного количества детей. За те же деньги. И это только полбеды. Другая половина – это детский травматизм. Если за двадцатью (при рекомендации – пятнадцатью) детьми как-то можно углядеть, то за толпой в сорок человек – едва ли. А дети, которые постоянно норовят куда-нибудь залезть, вскарабкаться, убежать требуют постоянного внимания. Ожегова уверена, что желающих работать воспитателями уже скоро станет значительно меньше. «Вы представляете, как «радуются» сейчас воспитатели? И так зарплаты небольшие, – говорит эксперт. – А к ним прибавляют новую ответственность, не прибавляя денег. Совершенно очевидно, что многие просто уйдут работать нянями в семьи, которые могут себе это позволить. Да и сами дети не будут получать необходимого количества внимания». Что и говорить о детской заболеваемости, которая тем выше, чем больше коллектив.
В своем «социальном» Послании Федеральному Собранию Президент РФ Дмитрий Медведев отметил проблему нехватки детских садов. Он даже предложил пути решения этой проблемы: вернуть в систему дошкольного образования бывшие детские сады (здания, где сейчас располагаются коммерческие организации), строить новые здания, выкупать на бюджетные средства помещения для новых детсадов, делая их подразделениями уже существующих (это гораздо дешевле и проще с бюрократической точки зрения). Чиновники пошли путем наименьшего сопротивления. В итоге налицо классический симптом российского законотворчества. Решить проблему на бумаге, как арифметическую задачку. Детей некуда было деть, так как было ограничение. Сняли ограничение – есть куда деть детей. Как в таких условиях будут вести себя заведующие детскими садами при комплектации групп – не ясно. Вера Лекарева уверена: «Самоубийц в детских садах нет. Большие группы – это очень трудно и ответственно. Я думаю, что больше 25 детей в группах не будет. Никто на это не пойдет». Как будет на деле – покажет время. Но пока Постановление Онищенко совершенно очевидно ничего хорошего не сулит: ни воспитателям, ни детям, ни их родителям.
Диана РОМАНОВСКАЯ