Старик и город

Повседневная жизнь пожилого человека в современном городе, доме, обществе известна в подробностях только тем, кто смотрит уже “изнутри”. Тем из нас, кто пока просто пробегает мимо, трудно представить, на каком “ровном” месте мы будем спотыкаться, дожив до старости, какие мелкие проблемы будут ставить нас в тупик

Один дома
Например, вы привыкли утром и вечером принимать душ и хотя бы раз в неделю – ванну. Наверное, все до самой глубокой старости хотели бы сохранить эту привычку, если бы… не ванна. В какой-то момент ее борта становятся слишком высокими, а сама она слишком глубокой и скользкой. А если вы, используя хитрую систему скамеечек, все-таки оказались внутри и даже с удобством устроились на табурете, предусмотрительно поставленном в ванну, то обнаруживаете, что ваши пятки, которые нужно потереть пемзой, бесконечно далеки – как у Алисы в Стране чудес. Да и спина тоже. И не злоупотребляйте горячей водой! Если у вас прихватит сердце, выбраться обратно будет еще тяжелее. Лучше всего проделывать это с посторонней помощью. Кого бы попросить?..

Теперь немного отдохнуть и поесть. Например, щи легко варятся – бросил овощи в кастрюлю и ждешь. Морковь тереть уже тяжело, но можно как-нибудь порезать. Нет, щи не выйдут – капусты нет. В прошлый раз в магазине были только большие кочаны, неподъемные. Ну ладно, зато молоко осталось. За капустой можно завтра зайти в другой магазин. Да и дождь сегодня собирается, а зонтик в руке нести – так долго руку поднятой держать – ни один человек не выдержит. Пожилой человек.

До соседнего магазина – одна остановка автобусом. Ехать – не идти. Только нужно как-то на высокие ступеньки забраться – ноги так высоко уже не поднимаются. Еще немного ногу поднять и за перила схватиться… крррак – юбка по шву треснула! Хорошо, что сверху плащ – не видно. А дома зашить можно.

Ну вот, теперь мы с капустой и хлебом. Сготовить можно завтра – сегодня сил нет. Молочка вот с хлебушком. И юбку зашить. …Нет, не вдевается нитка… Кого бы попросить?..

В следующий раз лучше не на автобусе, а пешком, но с тележкой (с такой, на колесиках, которую давно прозвали «пенсионеркой»). Только как потом полную тележку по ступенькам поднимать? (Пандусы, специальные спуски-подъемы без ступенек, вы ни в одном доме, боюсь, не найдете.)

А белье постельное как постирать? А как потом развесить? (Уж больно тяжел мокрый пододеяльник!) Штору поправить (с петель соскочила)? А лампочку новую ввернуть? А дойти до магазина в снегопад или гололед?
Да, уж мы-то с вами постараемся быть крепкими и жизнерадостными стариками. В общем, и не все пожилые люди так уж беспомощны.

Но 31% из них не может без посторонней помощи одеться, помыться, поесть;

50% с трудом ходят и поднимаются по лестнице;

30% сильно ограничены в движении – руки и ноги слушаются плохо;
от 17 до 41% (в зависимости от возраста) не могут без помощи сходить в поликлинику (а значит – и в гости, и в церковь);

8% вообще не выходят из своих квартир,

5% не покидают постели.

Кошелек и жизнь

Когда про кого-то говорят, что он живет на одну пенсию, мы обычно не переспрашиваем, сколько это в рублях. И так понятно, что мало. Хотя, конечно, пенсии бывают разные, и средняя пенсия, о которой мы слышим по телевидению, – это как средняя температура по больнице. Сейчас (на 30 июня) средняя пенсия в России – 1452 рублей. А прожиточный минимум еще в начале года был равен 1865 рублям – правда, для тех, кто еще работает. Для пенсионеров был выведен свой, еще «более минимальный» минимум – 1313 рублей, но даже до него средняя пенсия пока не дотягивает.

Пенсия понемногу, но неуклонно растет. Кроме того, у пенсионеров есть разные льготы: бесплатный проезд, субсидии, у страдающих тяжелыми заболеваниями и инвалидов – бесплатные или со скидкой лекарства.

Правда, льготами бывает трудно воспользоваться. Те, кто получает бесплатное лекарство, должны каждый месяц приходить ко врачу за рецептом, даже если это лекарство – пожизненный приговор. А если болезней несколько – значит, нужно посидеть в очереди и к терапевту, и к глазному, и к хирургу, и к невропатологу… Но и это не гарантирует получение лекарства. Его могут выдать только в той аптеке, к которой вы прикреплены. Завозы в ней подчинены какому-то своему графику, поэтому нужного лекарства очень часто не оказывается. Ждать, когда его завезут, больной человек не может, и приходится покупать на свои. Например, моя соседка, пенсионер и инвалид, из пенсии в 1900 рублей каждый месяц тратит на лекарства около 400 рублей, хотя большая часть из них ей полагается бесплатно.

Получение субсидии по коммунальным платежам тоже иногда оборачивается сущим мучением. В Москве самая маленькая ежемесячная субсидия – 5 рублей, самая большая – 100 рублей. Размер субсидии обратно пропорционален пенсии и прямо пропорционален коммунальным тарифам. Если то или другое меняется, пересматриваются и субсидии. И каждый раз в райотделы жилищных субсидий выстраиваются огромные очереди стариков и соцработников за квитанциями на пересчитанные копейки…

Если вычесть из пенсии траты на лекарства (по статистике, их постоянно принимают 74% пожилых людей), плату за квартиру, телефон и проч., останется чуть больше тысячи рублей. Неудивительно, что, по свидетельству соцработников, пожилые люди практически не покупают вещи. Из продуктов – в основном только самое простое: молоко, хлеб, дешевые овощи, крупы. Одинокий старик может один раз в экстренном случае попросить материальной поддержки у государства. Центр социального обслуживания рассмотрит просьбу, комиссия придет посмотреть, как человек живет и, если положение действительно тяжелое, выдаст 500 рублей.

Можно немного увеличить бюджет за счет своей квартиры, если вы завещаете ее государству. Например, 70-летнему человеку, живущему в квартире площадью от 30 кв.м, договор пожизненной ренты с государственным предприятием «Моссоцгарантия» даст ежемесячную прибавку в 780 рублей плюс 150 рублей – на оплату коммунальных услуг.

Скромный достаток приучает к скромности в запросах. Московская организация «Институт проблем гражданского общества» около трех лет назад проводила акцию «Исполнение мечты». По просьбе руководителя акции сестры из Красного Креста расспросили своих подопечных, о каком подарке они мечтают. Никаких ограничений при этом не ставилось. Старики сами себя ограничивали – подавляющее большинство мечтало о комплекте постельного белья. Был один утюг, кожаные сапоги… Только две бабушки «помечтали красиво»: одна захотела «картину с природой», другая – французские духи…

Где искать помощь

Если человек не одинок, то многих бытовых проблем для него не существует. Кому-то помогают дети, внуки, кому-то – соседи. Последнее встречается все реже. Недаром многие старики тоскуют по коммуналке: «Там бы мне хоть чай принесли, если заболею…» А сейчас один из самых больших страхов в старости: вдруг ЧТО-ТО с тобой случится, и никто не узнает, не заметит…

Для таких людей самый надежный помощник – социальный работник.

Центры соцобслуживания (ЦСО) существуют в России всего 12 лет, но без них многие уже не представляют своей жизни. Социальный работник приходит два-три раза в неделю, чтобы принести продукты, лекарства, что-то для хозяйства, заплатить за квартиру. Инструкция соцработника не предполагает уборки, приготовления пищи, но многие из них не могут отказать и в этом. Некоторые даже стригут своих подопечных и помогают им… квасить капусту! Ориентироваться на подобные исключения, разумеется, не стоит. А вот если пожилому человеку регулярно нужна помощь медсестры, то на это он может рассчитывать: из ЦСО пришлют и медсестру, чтобы выполнять назначенные врачом процедуры.

Пожилой человек может и сам приходить в центр социального обслуживания, в отделение дневного пребывания – своего рода бесплатный санаторий без ночевки. Там обедают, отдыхают, общаются, занимаются физкультурой; там есть медики, психологи, юристы. Правда, посещать центр можно в течение одного только месяца в году.

За помощью медсестры или сестры по уходу можно обратиться и в окружной комитет Красного Креста: одинокому старику будут приносить лекарства, мерить давление, делать уколы, перестилать постель – с такой регулярностью, которую укажет лечащий врач. Правда, медсестер в Красном Кресте на всех желающих не хватает (трудно найти сотрудников на мизерную зарплату).

Когда пожилой человек становится лежачим и для ухода за ним нужна сиделка, получить помощь ему будет сложно – общедоступных патронажных служб пока не существует. Коммерческие организации, предлагающие такие услуги, не всем по карману. Час работы сиделки в разных фирмах стоит от 50 до 250 рублей. Как правило, сиделку можно пригласить не менее чем на пять часов (есть исключения, но это будет стоить дороже), иногда дополнительно нужно оплачивать ее дорогу.

Есть общественные организации, в которых действуют бесплатные патронажные службы, но, как правило, только для конкретной категории граждан. Например, гуманитарно-благотворительный центр «Сострадание» оказывает комплексную помощь жертвам сталинских репрессий. В перечень обязанностей патронажной сестры центра входит даже починка старой одежды: хотя новая вещь может стоить совсем недорого, старый человек очень трудно расстается с привычным.

Существуют в Москве и православные патронажные службы. Для верующего старика это спасение, когда рядом с ним – православная сестра милосердия. Можно вместе помолиться, пригласить, когда понадобится, священника, исповедоваться, причаститься… Но служб этих, к сожалению, пока ничтожно мало (на постоянной основе работают только три), поэтому они перегружены работой и вынуждены многим отказывать. Как правило, они работают бесплатно, но бывает, родственники больных способны и готовы платить – без таких постов содержать патронажную службу пока невозможно. Плата за патронажные услуги здесь, конечно, ниже, чем в коммерческих организациях.

Вынужденное новоселье

Есть еще один выход, о котором заговаривают в крайнем случае, – дом престарелых.

Этот выход часто удобен родственникам и редко – старикам. Все работники социальных организаций в один голос говорят, что переезд в интернат люди переживают очень болезненно. Руководитель социальной службы центра «Сострадание» Татьяна Александровна Никульцева: «Нехорошая слава об этих заведениях отрицательно действует на пожилых людей. Как только начинаешь говорить на запретную тему, ухудшается настроение и желание поддерживать разговор». И это несмотря на то, что они вполне благоустроены (по крайней мере, в Москве). В.А. Брылева, соцработник района Марьино, считает, что основная трудность для стариков в доме престарелых – сжиться друг с другом (в комнатах живут по два-три человека).

И тем не менее, чтобы попасть в государственный дом престарелых (по-новому – «пансионат для ветеранов»), нужно долго ждать очереди: на необъятную Москву общедоступных пансионатов всего восемь.
Появилась сейчас и новая система помощи одиноким пенсионерам или даже семьям пожилых людей – социальные дома. Фактически это обмен квартиры: человек заключает договор с «Моссоцгарантией» и переезжает в отдельную квартиру одного из социальных домов (пока их только три, все они находятся в Митине). Ежемесячно платить за квартиру в таком доме уже не нужно. В нем круглосуточно дежурит медсестра, есть сестра по уходу, которая ухаживает за беспомощными. Кому нужна ее помощь, сколько раз в неделю – определяет врач. В среднем раз в месяц помогут убраться, раз в десять дней – помыться. В зависимости от тяжести состояния визиты медсестры могут быть и ежедневными. В доме есть свои соцработники, которые ходят за покупками, есть магазин, столовая, где за деньги кормят обедами. В ближайшем году появится еще два таких дома: в Зеленограде и Марьине.

Но, так или иначе, это «резервации», изолирующие одиноких стариков от общества. Между тем многие считают, что возможен и другой путь.

Елизавета Джирикова, руководитель благотворительного центра «Сострадание»: «Когда строятся микрорайоны, в них предусмотрены детский сад, школа, универсам, прачечная. Но никому в голову не приходит, что здесь же нужно построить маленький интернат для стариков! Сначала его можно организовать как центр дневного пребывания, чтобы, если особенно плохо – на зиму, например – можно было приходить туда пожить. Так пожилые люди знакомились бы с этим местом. В таком доме старушка продолжала бы жить в своей «деревне», к ней всегда могут прийти дети. Эта система признана в Европе».

Сам себе помощник

Как можно усовершенствовать систему помощи старым людям?

Нужно дом и улицы сделать безопасными и удобными – за счет пандусов, перил, поручней, разных технических хитростей, давно придуманных на разные случаи жизни. Нужно создавать дополнительные бесплатные или дешевые службы ухода на дому, привлекая добровольцев. Нужно развивать центры дневного пребывания, а пансионаты для ветеранов сделать маленькими и домашними. Нужно пенсии увеличить, а получение льгот сделать легким и удобным.

Но никакими внешними мерами нельзя сделать старость человека действительно достойной, если ему не будет помогать еще один человек – он сам. Нужно только помочь ему это понять.

Успешным, например, оказался опыт организации православными общинами «воскресных школ» для пожилых людей при московских ЦСО. Даже неверующим, выросшим с атеистическом государстве людям оказался интересен иной взгляд на жизнь, на самого себя, на тяжелые состояния, одолевающие душу.

Специалистам-геронтологам необходимо объяснять стареющему человеку, что с ним происходит, обучать его простейшим навыкам самопомощи. Елизавета Джирикова, руководитель центра «Сострадание»: «В нашем обществе нет культуры старости и старения. Все катастрофически боятся старости – это считается дурной болезнью. Агрессия и капризы стареющего человека объясняются тем, что он неподготовлен к старости и полностью отрицает изменение своего состояния. Я считаю, что об этом нужно говорить как можно больше, учить отслеживать свое состояние и относиться к этому спокойно, помогать самому себе психологически и физически».

Для пожилых, но еще активных людей есть еще один способ не падать духом – помогать другим, ухаживать, заботиться о ком-то. Многие пенсионеры держатся в форме потому, что нужно помогать более немощным или сидеть с внуками. Кто-то становится добровольным помощником в благотворительных организациях. В странах, где добровольческое движение очень распространено (например, в Швеции, где 50% граждан – добровольцы разных организаций) больше времени отдают такой работе именно 60-70-летние.

И в России тоже общины милосердия когда-то начинались с появления «сердобольных вдов», работающих в больницах. В основном это были женщины, которых по меркам XIX века считали пожилыми.

…Мир стремительно стареет. По прогнозам демографов, к 2015 году уже каждый третий в России будет пенсионером.

ПОЛЕЗНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ
Комитет социальной защиты населения Москвы

Информация о районных ЦСО
Тел.: 290-15-48

Московский городской комитет Красного Креста
Информация об отделениях Красного Креста по месту жительства
Тел.: 201-40-09

Патронажная служба Свято-Димитриевского сестричества
Уход на дому (прием заявок ограничен)
Тел.: 237-52-88

Патронажная служба Марфо-Мариинской обители милосердия
Уход на дому (прием заявок ограничен)
Тел.: 951-11-39

Гуманитарно-благотворительный центр «Сострадание»
Комплексная помощь жертвам сталинских репрессий
Тел.: 454-56-91

Московский центр технических средств реабилитации
Бесплатный прокат тростей, ходунков, костылей, стульчиков с санитарным оснащением и др. средств ухода и реабилитации
Тел.: 274-18-64

ГУП «Московская социальная гарантия»
Договоры о ренте с пожизненным содержанием, информация о социальных домах
Тел.: 275-24-43


Инна Карпова

Источник: «Нескучный сад» №4 (2002г.)

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?