Свет, жизнь и любовь по правую руку «Сталинградской Мадонны»

st_m

Фото с сайта ru.wikipedia.org

«Я ни с кем не мог говорить, оставалось только хвататься за голову и посылать безмолвно вопросы отчаяния в пустоту, и тогда Бог подал мне спасительную мысль противопоставить тьме, смерти и разрушению свет, жизнь и любовь…»

Так описывал момент зарождения замысла «Сталинградской Мадонны» (как ее окрестили много позже) в письме с фронта пастор протестантской церкви, военный доктор немецкой 16-й танковой дивизии Курт Ройбер.

В конце 1942 года доктор Ройбер вместе с частью находился под Сталинградом, и образ Богоматери с Младенцем родился из самой глубины его верующей души. На иконе, созданной углем на оборотной стороне географической карты России, изображена босая Мария с Иисусом на руках, кутающая Младенца в шерстяной платок.

«Рождество 1942 года в «котле». Крепость Сталинград», «Свет. Жизнь. Любовь» – написано сверху вниз по обе стороны изображения.

Эта икона произвела огромное впечатление на однополчан Ройбера. «Каждый, кто входил в его землянку, восхищенно замирал на пороге. Многие начинали плакать. К величайшему смущению Ройбера, его блиндаж в Рождество превратился в место паломничества, некое подобие святилища, куда солдаты приходили помолиться», – отмечал британский историк Энтони Бивор.

Призванный в армию в 1939 году молодой врач прошел службу в Румынии, Болгарии, Греции и из-под Сталинграда писал домой: «За год участия в русской войне становишься объективнее и справедливее в оценках. Я познакомился с прекрасными людьми. Сколько потоков крови и слез, террора души и тела прокатилось через эту страну».

KURTАвтопортрет Курта Ройбера, 6 января 1943 г. Фото с сайта specnaz.ru

Глубокое сострадание отразилось в зарисовках Курта. На сохранившихся эскизах лица простых людей: старая женщина в платке с глазами полными слез, маленький напуганный мальчик, калмык с удивленно поднятыми бровями. Галерея образов страдающего русского народа глазами немца, мучающегося в окопах под Сталинградом. Удивительные работы, и к сожалению, до сих пор мало кому известные.

«Я постоянно всматриваюсь в лица людей и не могу от них оторваться, – писал Ройбер с фронта домой. – Я вижу, как врожденная русская меланхолия владеет всем – смехом и плачем, жизни утверждением и отрицанием. Какие темные силы ведут здесь свою игру? Русский человек во всем остается для меня загадкой. Постоянно оказываешься перед славянской душой, как перед непроницаемой стеной тумана. И никогда не знаешь, что увидишь, когда она разомкнется: мягкий теплый свет или еще большую тьму».

Курт Ройбер родился в 1906 году в Касселе в центральной части Германии. Он получил теологическое образование, но параллельно с богословием занимался рисованием и увлекался медициной. По окончании университета Ройбер стал пастором, но решил также освоить профессию врача, и пошел учиться дальше. Второй диплом был получен в 1938 году, и уже через год молодой врач был призван на войну. «Крестовый поход без креста», – как называл он позже свой путь.

23 ноября 1942 года 6-я немецкая армия попала в окружении. В тот месяц и последующие на русской земле погибли более 180 тысяч немцев, около 90 тысяч человек попали в плен. Домой вернулись не более шести тысяч.

Курт Ройбер умер от тифа в плену под Елабугой 20 января 1944 года. Незадолго до смерти по счастливой случайности ему удалось передать в Германию более 150 своих рисунков. В сопроводительной записке близким Ройбер писал: «На одном из рисунков – ваш отец. Это для матери. Мадонна, написанная в укреплениях – для вас всех… Вряд ли у нас есть хоть какая-то надежда…»

Семья хранила Мадонну дома вплоть до конца восьмидесятых годов, после чего передана образ в берлинскую церковь Кайзера Вильгельма. В 1990-м рисунок освятили церковные иерархи трех европейских городов, сильно пострадавших во время Второй мировой войны: настоятель собора святого Михаила в английском Ковентри (город-побратима Сталинграда), епископ из Берлина и архиепископ Вольский и Саратовский Пимен.

С иконы были сделаны две официальные копии, которые отправились в Англию и Россию. На сегодняшний день существуют более двадцати списков «Сталинградской Мадонны». Один из них находится в католическом храме Святого Николая в Волгограде (Сталининграде) и почитается как образ «Девы Марии Примирения». Образ «Сталинградской Мадонны» стал символом примирения наций и народов, как отметили освящающие рисунок епископы.

st_m_prew«Дева Мария Примирения» в католическом храме Святого Николая в Волгограде. Фото с сайта caritasvolgograd.wordpress.com

В начале этого века в Волгограде был поставлен кукольный спектакль «Сталинградская Мадонна», рассказывающий историю создания образа. А три года назад Благовест-Медиа снял одноименный фильм об иконе, нарисованной немецким протестантом в 1942 году.

stalingradskaya-madonnaСцена из спектакля. Фото с сайта afisha.pulsportal.ru

«Страх, страх, страх без конца… Атаки и контратаки, грохот танков и орудий, вой «катюш», автоматы, гранаты – и все это лицом к лицу… Около меня лежал солдат с оторванной рукой и без носа, у которого хватило сил сказать, что ему теперь не потребуется носовой платок. Я спросил его, что бы он сделал, если бы мог плакать? В ответ – все мы здесь никогда не будем плакать, нас будут оплакивать другие…», – писал с фронта Курт Ройбер.