12 лет назад в семье участкового майора Федора Грибова случило несчастье. Его сын, девятилетний Алешка, которому врачи два месяца не могли поставить диагноз (ребенок таял на глазах, пока не начались приступы потери сознания) впал в состояние клинической смерти. Получив страшное известие, супруга Федора, Ирина, молча опустилась на колени перед иконой Богородицы, умоляя Владычицу вернуть им первенца.
Справка.
Клинической смертью называют короткий период, наступающий после прекращения эффективного кровообращения и дыхания, но до развития необратимых некротических (некробиотических) изменений в клетках центральной нервной системы и других органов. В этот период при условии поддержания достаточного кровообращения и дыхания принципиально достижимо восстановление жизнедеятельности организма.
От часовни до храма
Когда мальчик открыл глаза и увидел стоящих у постели родителей, первые слова его были: «Папа и мама, верьте в Бога, Он есть. Если б вы знали, как хорошо в раю, вы бы столько не грешили». Отвечать на все сопутствующие вопросы сын наотрез отказался.
Все пережитое и слова сына подтолкнули родителей к поездке в Троице – Сергиеву Лавру, где им удалось побеседовать со старцем Наумом. «То, что сына Господь на землю вернул, не ваша заслуга,- сказал опытный священник,- это кто-то за гробом за вас молится». И добавил, взглянув на Федора: «А ты майор, учись читать Псалтирь, будешь священником». «От этих слов у меня глаза округлились,- вспоминает иерей Федор Грибов,- я такого в то время даже вообразить себе не мог. Старец благословил отслужить еще два года до милицейской пенсии, а затем увольняться из МВД».
С этого момента жизнь Ирины и Федора потекла по совсем другому руслу. Ирина родила третьего ребенка (а чуть позже еще двоих), на средства, накопленные на дом, они решили в благодарность за исцеления сына построить в своем селе Колталово (Тверской обл.) часовню. Но духовник Федора благословил его строить часовню с алтарем, так и получился храм. Купленный лес Федор валил и вез до места вместе с соседом – алкоголиком, который воцерковлялся и исцелялся от пагубной страсти по мере возведения храма. Когда потребовалось ошкурить бревна, Федор позвал на помощь старшеклассников сельской школы. Откликнулись пятеро, потом их стало двадцать. Наверх венцы будущего Георгиевского храма поднимали по стропилам, стирая в кровь кожу на руках, помогали те же сельские алкоголики. Думал ли тогда майор Грибов, что именно одержимые винопитием и бездомные (которых на своем веку перевидал он немало) – станут главными его помощниками и будущей паствой.
К зиме храм был готов, в нем начались службы, но не было отопления. Первую зиму о. Федор брал на Литургию термос с горячей водой, чтобы доливать ее в замерзающее причастие. Но уже летом по молитвам прихожан Бог послал благодетеля, установившего в храме паровой котел. Еще раньше нашлись средства и на фундамент под храм. Высокий поклонный крест на месте будущего храма увидел проезжавший мимо владелец тверского цементного предприятия. Он то пожертвовал 8 «миксеров» бетона вместе с арматурой.
Удивительным образом Господь вернул Грибовым и вложенные в храм собственные средства. Согласно новым законам ветеранам МВД, живущим в сельской местности предоставили право на бесплатную лесную делянку, которой хватило на строительство дома.
Георгиевский храм
Ключ от храма
Окормляя лежащие в округе села, о.Федору приходилось служить панихиды в полуразрушенных деревенских и кладбищенских храмах. Как они выглядят сегодня догадаться не трудно: без крыш, без окон, без дверей, с отбитыми фресками и осыпавшейся штукатуркой. «Сердце мое кровью обливалось,- говорит батюшка, – и казалось ничем помочь не могу. А местные верующие просят – батюшка, помогите нам восстановить храм». Когда однажды, стоя возле одного из таких храмов он размышлял об этом, его взгляд случайно упал на торчащую из земли проржавевшую железяку. Подцепил ее носком сапога, он к своему изумлению увидел огромный ключ. Сомнений быть не могло, это был ключ от дверей этого храма.
«И тогда я решил, грош мне цена как священнику, если я буду радоваться только одному своему храму, когда вокруг все рушится», – говорит батюшка. Тягостные сомнения о злополучном «финансовом вопросе» помог разрешить случай.
«Вы о.Федор, который служил в милиции?, — окликнул батюшку какой-то проезжий, – помолитесь за моего сына Алексея и его друга, оба на Кавказе воюют». С этими словами неизвестный протянул священнику конверт с деньгами, сел в машину и уехал.
«Кто хочет восстанавливать храмы, пусть имеет дерзновение и постоянство в цели»,- делиться опытом о. Федор.
Взяв благословение у благочинного, о.Федор решил поднимать сразу три храма. Но не один, а с их прихожанами. У каждого храма появился свой ответственный за его восстановление из местных жителей. Когда были вынесены последние ведра мусора, пришло время строительных бригад. Но где взять квалифицированных мастеров, когда на зарплату им нет денег? Ответ пришел сам собой – среди бездомных, временами посещающих Колталово в своих бесконечных путешествиях.
«Среди бомжей есть немало квалифицированных мастеров,- продолжает о.Федор, – они спиваются и теряют свою квалификацию. Но я нанимаю на работу одного специалиста – каменщика или жестянщика, а бездомные делают всю вспомогательную работу – убирают мусор, месят раствор, подносят кирпичи или железо для крыши…».
Троицкая церковь в cеле Троице Малое (построенa в 1806 году)
Cводы,..
…фрески древние…
… и современные. В окрестностях живет несколько семей подводников с «Курска», таким образом они выразили свое покаяние. То, что нужно было молиться за своих отцов, оказавшихся в подводном плену, они поняли только после их трагической гибели.
Северные врата Троицкого храма, Батюшка рассказал, что в 1959 году возле Троицкого храма в Троице Малое трое охотников решили набить голубей под сводами храма. Настреляв (дробь неизбежно попадала во фрески) сизарей, они сели варить их в поле вблизи храма. Вдруг из северных врат Троицкого храма вышел ангел, ростом с трехметровую колонну и пошел в их сторону. С перепугу они начали палить в него, потом побросали ружья и бежали. Вернуться за ружьями молодые люди испугались, ружья на следующий день собрал их родственник. Эту историю рассказ батюшке один из охотников, ныне здравствующий Юрий Иванович Ковалев.
Юра «52-25»
Слух, что батюшка набирает рабочих мигом облетел округу. Первый, кто предстал перед о.Федором оказался бомж по имени Максим. Этот молодой мужчина (по профессии водолаз-спасатель) приехал в Тверь на заработки. На Украине остались дожидаться средств к существованию жена, мать и двое маленьких детей. Он работал на пилораме, пока неудержимая страсть к вину не привела его в скотское состояние. Но как ни странно, Максим верил, что у него по-прежнему есть шанс спастись, но сделать он это сможет только с помощью священника.
Новичка встретил пронизывающий взгляд священника и форменный допрос: как зовут, где родился, жив ли кто из родственников, когда и где сидел, по какой статье, кто был начальник отряда и т.д. Бомж стоит перед о.Федором почти навытяжку и тут же отвечает на все вопросы.
«Каждого вновь приходящего надо обязательно допрашивать, и именно на первой встрече человек скажет почти все, что есть у него за душой, – делится с нами батюшка. – Потом это будет не так просто. Если он лжет, это видно. И тогда отношусь к этому человеку насторожено. Причем сразу предупреждаю, что я проверю, не находится ли он в розыске, лгать нет смысла. И многие говорят правду».
— Чего ты хочешь? – спросил Максима о.Федор.
— Бросить пить.
— А я хочу, чтобы здесь храм блистал радостью, чтобы можно было зайти в него и зажечь свечу. Условия такие – пить нельзя, пьяным попадаешься – выгоняю, в доме курить нельзя, воскресные и праздничные дни участвовать в Литургии. Если согласен, я тебя беру. Жить будешь в сторожке, в скором времени сложим печку, зимой не замерзнешь, питание за счет храма. Зарплату начнешь получать после второго месяца.
— Я согласен,- ответил Максим, поеживаясь от ветра в тоненьком пиджачке.
Mногие из подопечных справляются с любой работой. Но только если они трезвые
B свободное время подопечные читают духовную литературу
«Цель моего приезда сюда,- говорит Максим, — измениться и полностью встать на ноги. Если бы я был уверен в себе, то остался бы дома. Там тоже можно сегодня найти работу. Но едва меня завидят старые друзья, как нарочно все предлагают выпить. Пока сопротивляться им я не в силах. А здесь, я чувствую, что батюшка с матушкой молятся за меня, что я делаю богоугодное дело и Господь дает силы противостоять искушению. Тут для меня лечебница души».
А возможность выпить есть всегда. На кладбище, где о.Федор восстанавливает Троицкий храм (когда-то здесь было село Троице-Малое, теперь чистое поле), люди оставляют на могилах рюмки с водкой и «закуску» — пряники, конфеты. Священник как может увещает односельчан не делать этого, ведь искушение выдерживают не все. Мы застали в Колталово только двоих бездомных. Еще летом их было пятеро. Троих батюшка выгнал за пьянство и нарушение трудовой дисциплины. Одного из них прозвали Юра «52-25», ему 52 года, 25 из них он провел в заключении.
Однако установленный священником жесткий порядок начинает приносить результаты. Недавно Максим признался матушке, что нашел в себе силы вылить рюмку с водкой, что стояла на могильном камне. Хотя отправлять зарплату родным ходит на почту вместе с батюшкой. «Им нельзя деньги на руки выдавать, тут же напьются»,- поясняет о.Федор.
«Я могу сейчас взять еще двоих, не больше,- говорит батюшка. – Но необходимо, чтобы каждый из них уже задумался о смысле жизни и имел желание изменить ее к лучшему. Таких как «перекати-поле» мне не нужно. Все равно больше месяца не задержатся».
Отличительная и очень важная черта о.Федора в том, что он не боится брать бездомных без документов.
Полгода уже живет и работает у батюшки Семен (автослесарь, маляр, штукатур). Жилья лишился еще в молодости, попав за кражу в «места не столь отдаленные». По его словам, когда вернулся – дом в Новосибирске снесли, а квартиру за него получил кто-то другой. Судиться не стал. Оформлением документов не озаботился. Почти всю жизнь прожил без паспорта, со справкой об освобождении. Сейчас тщетно пытается восстановить документы, но говорит, что в паспортном столе тянут как могут, по сути вымогают деньги. Слушая его скорбную историю, батюшка пообещал ему помочь с получением паспорта. В последнее время Семен тоже стал регулярно ходить на службы.
Троице Малое, 2006 год
Если нет экстренных ситуаций, работают 5 дней в неделю. Рабочий день начинается в 9 утра, заканчивается с наступлением сумерек: так остается меньше времени на всякую ерунду. «Чтоб он усталый пришел домой, истопил печку, покушал кашу и лег спать,- улыбается батюшка. – На случай досуга есть духовная литература, молитвослов, Библия. Газеты получаем православные». Иногда батюшка устраивает подопечным просмотр православных фильмов. Особенно всех поразила лекция проф. Жданова о вреде алкоголизма. В праздники матушка балует подопечных праздничным обедом. В субботу подопечные о.Федора высыпаются, стирают белье (горячую воду греют на плите), ремонтирует свой инструмент, пишут письма родным (например, Максим писал письмо матери почти три месяца).
Кстати, за каждым опекаемым полезно закреплять свой инструмент. Если вдруг топор не наточен, или ножовка тупая, кто виноват кроме тебя? Садись, точи, а чужое не трогай.
Несмотря на то, что Троице Малое находится в 4 километрах от Колталово, отец Федор навещает подопечных ежедневно, такой контроль не позволяет тем расслабиться. Взыскания и «постановка на вид» следуют тут же: почему немытая тарелка, чашка, грязная обувь, почему курили в прихожей?
Так день за днем, работая бок обок с православным священником, потерявшиеся люди обретают свое человеческое достоинство и приходят к Богу. По словам батюшки, меняются они не только внешне. Главное, что их души постепенно выходят из состояния затянувшейся клинической смерти.
Kогда подопечные работают в Колталово, они обедают у батюшки
Советы начинающим
Вот что по мнению о.Федора Грибова необходимо знать и учитывать тому священнику, который тоже планирует при своем приходе заняться реабилитацией бездомных.
1. Прежде, чем начинать такое дело, необходимо разобраться в своей семье. Если священник и матушка постоянно ругаются, мира в семье нет, дети маленькие, матушка не расположена к обществу падших, лучше не начинать. Только большее зло сделаешь своей семье, свою семью загубишь и другим пользу не принесешь. Они тебе будут говорить: «со своей матушкой разберись сначала, а потом будешь нас учить».
2. Подопечных обязательно нужно озадачить графиком дежурств по уборке дома, мытью посуды и т.д., где они живут. Если кто-то отказывается соблюдать график, пресекать своеволие на корню вплоть до расставания с ним.
3. Все подопечные обязательно должны посещать церковные службы, молебны, если крещены – носить православный крест. Если не крещеный – крестим по желанию. Если не хочет крестится – я не выгоняю. Созреешь- покрестим. Рекомендуется читать молитвенные правила, если что непонятно, я всегда готов ответить на все вопросы.
4. Рекомендую пить святую воду по утрам натощак с молитвой.
5. Сразу обговариваю условия их проживания, чем жестче они будут, тем лучше. Чем меньше свободы вначале, тем легче потом руководить. Первый месяц работает только за еду (категория новобранца). Дальше начинаю начислять им зарплату. Но если сорвался, снова с нуля заключаю с ним договор. Месяц зарплату не получает, потом начинает получать.
7. Обязательно ведется дневник – кому сколько когда и на что выданы деньги. Как он их потратил. Если пропил деньги, выданные на еду, будет есть ольховые почки. Я их так тренирую.
8. При общении необходимо учитывать, в каком состоянии находится подопечный. Все претензии высказывать лучше когда проспится, на трезвую голову, иначе в пьяном состоянии возникнет конфликт. А от конфликта лучше уходить.
Алексей РЕУТСКИЙ
Реквизиты для желающих помочь в восстановлении трех храмов в Тверской области :
Тверской филиал ОАО «Сиббизнесбанк», г.Тверь
Р/с 40703810500060101690
К/с 30101810200000000917
БИК 042809917
ИНН 7707060494
КПП 690131001
Православный приход Георгиевской церкви