Премия по благотворительности: кому, за что и по каким критериям их вручают

Премии в благотворительности – отличный способ поощрять лучшие практики и конкретные проекты, но у НКО к устроителям много вопросов. Главный: кто и по каким критериям отбирает номинантов?

Премия «Маленький Принц». Фото предоставлено пресс-службой фонда «Подари жизнь».

Если вас интересует благотворительность, вы хотите разбираться в новых технологиях, читать экспертные интервью с яркими фигурами в мире НКО и помогать с умом – подписывайтесь на секторную рассылку Милосердие.РУ. Чем больше мы знаем, тем лучше помогаем!

Премий для НКО много. Госпремия РФ в области правозащитной и благотворительной деятельности.  Многопрофильные премии СМИ и порталов, например, РБК, Сноб или KudaGo.

(Есть так называемые «платные премии» – они даются не за работу в области благотворительности, а самым активным рекламодателям. За участие в них НКО нужно внести регистрационный взнос. Позиция большинства представителей сектора в отношении платных премий ясна и логична: лишних денег в благотворительности нет, премия должна быть признанием, а не дополнительной статьей расходов, – так что мы говорим не о них.)

В растущем разнообразии премий за благотворительность непросто разобраться.

Одни и те же? Не хватает четкости критериев

– Премий с каждым днем все больше. Ассоциации, СМИ, бизнес публикуют списки номинантов, коллеги в соцсетях просят проголосовать. Потом называют «лучших». Всегда вопрос: в чем? Часто в списках одни и те же люди и организации. Что с одной стороны стабильность, с другой – странность, – говорит Алексей Газарян, консультант в области благотворительных и социальных проектов. Ему не нравится, что премии практически не открывают не только новые имена, но и новые направления в области некоммерческих социальных практик, ведь поддержка нужна не только тем, кто работает с тяжелобольными детьми, сиротами и инвалидами.

Несмотря на это, Алексей считает, что премии полезны: «Так социальное служение выходит из стигмы маргинальной практики, те, кто получает премии, укрепляются в том, что делают, получают заслуженную и редкую в общественной работе поддержку – это важно, так как многие НКО работают на пределе человеческих возможностей».

У Дмитрия Поликанова, президента фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» и председателя Совета Форума Доноров, как и у большинства представителей НКО, вызывает вопросы неизвестность отборочных процедур премий. «Чаще всего тут две крайности. Или номинируют тех, кого вспомнили, – друзей и знакомых, тех, кто на слуху. Или делают сверхоткрытую историю с интернет-голосованием, когда механизм «накруток» никак не контролируется», – отмечает Дмитрий.

«Иногда бывает, что номинанты накручивают голоса, – признает Павел Макеев, программный директор проекта «Сноб». – С одной стороны, где народное голосование, там неизбежны it-атаки. С другой – нам нравится формат, когда читатель сам выбирает достойных и таким образом участвует в нашей премии, отказываться от него мы не хотим». Чтобы не было соблазна в накрутке голосов, организаторы не предоставляют победителям дорогостоящие призы, главное, по их мнению, – широкое признание.

Кто выбирает

Фото с vk.com

В некоторых премиях победителей отбирает экспертный совет, в некоторых – народное голосование. По составу экспертов видно, насколько близка премия к реальной жизни самого благотворительного сектора, точнее – с какой стороны на него смотрят.

Например, в экспертный совет премии РБК входят заметные представители бизнес-сообщества: президент московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов, инвестор и предприниматель Александр Шульгин, директор ЦЭНКИ Рано Джураева, серийный предприниматель в области медиа Дерк Сауэр, топ-менеджер Avito Эрик Финнас, основатель Doc+ Руслан Зайдуллин, директор и основатель Yota Devices Владислав Мартынов и представители РБК. В течение года до первого заседания совета представители РБК собирают лонг-лист номинантов, который предлагают для рассмотрения совету. Егор Тимофеев, пресс-секретарь РБК, отмечает, что представители НКО с неоднозначной репутацией даже в лонг-лист обычно не попадают.

Премия «Сможем вместе» газеты «Аргументы недели» родилась из одноименной рубрики – журналисты пишут о благотворительных и социальных проектах со всей страны, о людях, которые воплощают созидательные инициативы, о волонтерских движениях. «Очень быстро пришло понимание, что мы хотим не только рассказывать, но и отмечать лучшие проекты. Вот уже четыре года мы выбираем из героев рубрики лауреатов премии», – рассказывает Елена Козинова, редактор газеты «Аргументы недели» и организатор премии. – Специальных юридических проверок фондам журналисты не устраивают, но корреспонденты газеты лично знакомятся во время подготовки материалов с потенциальными лауреатами и благополучателями, собирают отзывы о деятельности фондов на местах, а иногда и участвуют в проектах как волонтёры. Если фонд станет героем публикаций журналистов газеты, он автоматически будет номинантом премии».

Сектор для сектора: крупные организации поощряют

Фото с instarix.com

Не так давно стали появляться секторные премии – их учреждают сами некоммерческие организации, чтобы поддерживать конкретные проекты и тиражировать лучшие практики. Например, премии фонда «Даунсайд Ап», премия Ассоциации фандрайзеров «Золотой кот», премия для бизнеса «Лидеры корпоративной благотворительности» Форума Доноров.

В этом году один из ведущих благотворительных фондов «Подари жизнь» впервые вручил собственную премию – не за успешный фандрайзинг, как часто происходит в благотворительности, а за вклад в лечение онкобольных детей.

«Мы семь лет проводим образовательные конференции «Благотворительность против рака», по обмену опытом для тех, кто работает в сфере благотворительности, – говорит Екатерина Чистякова, исполнительный директор фонда «Подари жизнь». – Видим, что у нас в стране много очень важных и нужных проектов, но им сложно заявить о себе. Вручение премии — не только шанс для фондов рассказать о себе как можно большему числу людей, но еще и уникальный обмен опытом, залог профессионального роста сектора и его сплоченности.

Многие сказали нам, что знакомство со всеми проектами-соискателями буквально открывает второе дыхание. Это очень важно и это именно то, чего мы хотели. И еще, мы, наверное, никогда раньше не видели, чтобы люди, конкурирующие в номинации, так сильно радовались победе друг друга. Здесь все знают, каким трудом дается каждый шаг, что за ним стоит, и как нужна любая поддержка на этом пути».

Разберем 5 примеров, как устроены премии в благотворительности:

Премия РБК

Фото с сайта rbc.ru

Номинация: «Менеджер в благотворительности»

Цель: выделить личностей, под руководством которых был «организован и реализован процесс системного оказания заметной материальной и/или нематериальной помощи людям в сложной жизненной ситуации». «Мы отмечаем любых успешных менеджеров, неважно, работают они в госструктуре или в общественной организации, – комментирует Егор Тимофеев, пресс-секретарь РБК. – Менеджмент социальных проектов — неотъемлемая составляющая бизнес-ландшафта, работа на стыке бизнеса и общества, которая развивает обе сферы.

Возраст проекта: 4 года, в разные годы лауреатами становились Лидия Мониава, Нюта Федермессер, Ольга Лоева, Антон Буслов, Сергей Лапенков, Сергей Колотовкин, Игорь Дмитриев, а также Екатерина Чистякова, Юлия Матвеева, Карина Вартанова.

Эксперты: известные бизнесмены и представители РБК

Процедура отбора: заседание экспертного совета обычно занимает несколько часов, все члены могут дополнить список. Чаще сокращают: например, в этом году в лонг-листе было 40 человек, а в шорт-лист попали 22. По правилам, шорт-лист состоит из не менее 3, но не более 10 претендентов в каждой номинации. Любая организация может написать письмо с описанием достижений на awards@rbc.ru – менеджера организации включат на рассмотрение в список претендентов. После этого начинается открытое народное голосование. Но создатели премии РБК не предоставляют читателям и зрителям абсолютную возможность выбора победителей. Это сделано для прозрачности голосования и чтобы бороться с накрутками. Впрочем, бороться особенно не приходится: голосовать можно только на сайте премии, пройдя предварительную авторизацию через соцсети – только один раз. В этом году народное голосование объединило 24 тыс участников. По двое претендентов в каждой номинации, набравших наибольшее количество народных голосов, становятся финалистами. Победителей выбирает экспертный совет с помощью тайного голосования.

Победители: в этом году в номинации «Менеджер в благотворительности» совет премии принял решение наградить обоих финалистов – основателя проекта «Русь сидящая» Ольгу Романову и нового руководителя фонда «Справедливая помощь» (фонд погибшей Елизаветы Глины) Ксению Соколову.

Питерская премия: традиционно премия РБК вручается не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге. Там в этом году номинация называлась «Менеджер социальных проектов». Победителем стал ректор Европейского университета Николай Вахтин, который обошёл в финале Елену Грачёву, административного директора фонда AdVita.

Награждение: победители ни получают ни денежные, ни материальные призы. Цель – рассказать о людях и их достижениях, а также популяризовать эффективные бизнес-модели в некоммерческом секторе.

Премия фонда «Подари жизнь»

Чулпан Хаматова и лауреаты премии фонда «Подари жизнь». Фото предоставлено пресс-службой фонда.

Номинации: «Качество жизни» и «Спасение»

Эксперты: врачи-онкологи, гематологи и педиатры, а также сотрудники фонда «Подари жизнь»

Критерии: на первом этапе голосования оценивали 33 поступивших заявки по нескольким показателям – сложность целей и значимость проекта, аналитическая проработка и планирование, комплексность, разнообразие инструментов и их адекватность целям, качество воплощения проекта, эффективность с точки зрения повышения доступности и качества помощи.

Процедура отбора: к участию пригласили российские НКО, которые помогают детям и молодым взрослым с онкогематологическими заболеваниями. Им предложили самим заявить свои проекты. «Мы хотели, чтобы участвовать могли не только известные крупные проекты, но и еще не раскрученные инициативы. Очень важно, чтобы шанс заявить о себе был абсолютно у каждого, в том числе и у маленьких, только начинающих свою важную деятельность групп», – замечает Екатерина Чистякова. В каждой номинации 5 проектов набрали высшие баллы и вошли в шорт-лист. На втором этапе голосования каждый эксперт выбирал победителя в номинации из числа участников шорт-листа. На конференции «Благотворительность против рака» номинанты в течение десяти минут представляли свой проект.

Победители: петербургский фонд АдВита – премия за «Спасение жизни», казанский фонд имени Анжелы Вавиловой – премия за «Качество жизни». Этому же фонду достался «Приз зрительских симпатий».

Награждение: победители получили денежный приз от генерального спонсора премии «СУЭК-регионам» – по 100 тыс рублей в основных номинациях и 50 тыс за победу в номинации «Приз зрительских симпатий». Организаторам было важно не только на словах выделить заслуги коллег, но и постараться помочь им в реализации проектов. Символом премии стала статуэтка «Маленький Принц», сказка о любви и заботе – качествах, которые управляют деятельностью благотворительных фондов.

Премия газеты «Аргументы недели» «Сможем вместе»

Фото с vk.com

Цель: рассказать о лучших благотворительных и социальных проектах страны

Возраст проекта: 4 года

Номинация: «Сможем вместе»

Эксперты: журналисты редакции

Критерии: «Оценивается, насколько проект полезен, сколько у него благополучателей, каково его значение для региона, насколько интересная, редкая или необычная идея в основе, какой у проекта результат, какая команда делает этот проект», – рассказывает Елена Козинова.

Победители разных лет: 42 лауреата из разных регионов страны. Это и организации – например, петербургский «Упсала-цирк», московский фонд «Созидание», «Орби», единственный в России фонд, помогающий в предупреждении инсультов и реабилитации после них – и конкретные люди, инициаторы добрых дел. В 2017 году премию впервые получил зарубежный лауреат, мексиканец Эдуардо Круз – он разыскивает ордена Великой Отечественной войны, украденные у владельцев и продающиеся в разных странах, и возвращает их семьям фронтовиков и российским музеям.

Награждение: Организаторы премии выясняют, какая помощь необходима лауреатам, и ищут партнёров в соответствии с этими нуждами. Скажем, фондам, помогающим детям-отказничкам, дарили коляски и памперсы. Церемония награждения всегда проходит в пышной и торжественной обстановке. Свои площадки для церемонии предоставляли театр «Геликон-опера» и Третьяковская галерея. В 2018 году юбилейная, пятая премия «Сможем вместе» пройдёт в апреле, и организаторы ищут партнёров, которые смогут предоставить помещение и подарки для лауреатов. НКО, которые нуждаются в информационной поддержке, могут написать свои истории на dodro@argumenti.ru.

Премия Ассоциации фандрайзеров «Золотой кот»

Фото с портала НКО Смоленской области

Цель: тиражировать лучшие практики и профессионалов в благотворительности

Возраст проекта: 1 год

Номинации: «Фандрайзинговое мероприятие оффлайн», «Фандрайзинговая акция онлайн», «Дебют в фандрайзинге» (прием заявок открыт до 31 декабря). Помимо этого, в трёх спецноминациях заявки не собираются, победителей выбирают партнёры и организаторы премии.  Победитель премии – необязательно фандрайзер, привлёкший больше всего средств.

Эксперты и критерии отбора: каждая заявка оценивается минимум тремя экспертами – это практикующие фандрайзеры, в том числе члены Совета Ассоциации, а также люди, которые активно поддерживают развитие НКО и входят в состав партнеров премии. Эксперты обращают внимание на соотношение фандрайзинговых задач поставленным целям организации, соотношение вложенных и привлечённых средств, оригинальность и новизну описанного опыта, детальность написания заявки и многое другое, – объясняет Мария Бевза, исполнительный директор Ассоциации фандрайзеров.

Награждение: победители прошлого года получили билеты на крупнейшие конференции («Белые ночи фандрайзеров», конференцию Форума Доноров), денежные призы в размере 75 тыс рублей, а также полезные тренинги: консультирование от экспертов Cloudpayments, креативного агентства Molinos и мастер-класс по публичным выступлениям от Татьяны Никульшиной, независимого консультанта по связям с общественностью, тренера, Члена Правления WWF России и фонда «Дети наши». В этом году победителей ждут travel-грант от фонда «КАФ» (возможность посетить в 2018 году любое профессиональное мероприятие на территории России), 100 тысяч на продвижение в социальной сети «ВКонтакте», семинары или вебинары от краудфандинговой платформы Planeta.ru и другие подарки.

Одно из условий премии: обязательное проведение победителем в течение полугода после победы открытого образовательного мероприятия. Выявляя лучшие практики, Ассоциация не просто отмечает их авторов, но и делает так, чтобы эти практики становились общеизвестными. Кристина Иванова, специалист екатеринбургского фонда «Мы вместе», который стал лучшим в номинации «Фандрайзинговая интернет-рассылка», после победы в премии провела вебинар. «Мы получили много советов от экспертов и вопросов от коллег. Такой отклик был приятен. О нас многие узнали», – отметили сотрудники фонда «Мы вместе».

Премия «Сделано в России» портала «Сноб»

Максим Матвеев. Фото с сайта snob.ru

Цель: открыть новые имена и отметить тех, кто своим вкладом заставляет поверить, что словосочетание «Сделано в России» может звучать гордо и убедительно.

Возраст проекта: 5 лет, в разные годы победителями премии становились добровольческий отряд «Лиза Алерт», фонд Елизаветы Глинки «Справедливая помощь», центр помощи взрослым с аутизмом «Антон тут рядом», фонд «Последний адрес», научно-просветительский проект СПИД. Центр.

Номинация: «Общество». «Наряду с благотворительными фондами и социальными проектами мы номинировали на неё, например, фильм о Борисе Немцове «Слишком свободный человек», который, безусловно, является одним из событий года, – комментирует Павел Макеев, программный директор проекта «Сноб». – Мы говорим о том, что сделано в России, а не только Москве, поэтому часто нашими номинантами становятся некоммерческие организации из регионов. В этом году в шорт-лист премии вошёл томский фонд имени Алёны Петровой. Я знаю, что это было важное событие не только для фонда, но и для Томской области».

Эксперты: члены экспертного совета и клуба «Сноб» – Ирина Прохорова и Ирина Хакамада, заместитель руководителя департамента культуры Москвы Владимир Филиппов и проректор РАНХиГС Алексей Комиссаров и другие, а также сотрудники редакции

Процедура отбора: выбор победителей организаторы премии предоставляют своим читателям. Отбор проходит в несколько этапов. Сначала журналисты «Сноба» предлагают интересные проекты для формирования лонг-листа, эксперты выбирают из длинного списка по трое достойных кандидатов. На этом этапе любой из экспертов может предложить и других кандидатов для любой из номинаций. Плюс сами НКО могутпредложить свою кандидатуру для номинации, отправив заявку на award@snob.ru и расписав достижения. После формирования шорт-листа свой выбор делают читатели портала.

Победители: статуэтку в этом году получил проект актёра Максима Матвеева «Доктор Клоун».

Награждение: лауреаты не получают денежных призов, цель – широкое признание. «О победителях и номинантах мы продолжаем рассказывать и после церемонии награждения, – говорит Павел Макеев. – Например, у «Сноба» есть проект «404»: при попадании на неразработанную страницу читатели увидят истории подопечных благотворительных фондов и смогут сделать пожертвование в их пользу.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши новости в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?