Колонка Владимира Берхина. Cайт сам по себе не может быть эффективным или нет. Он может быть удобным или неудобным, красивым или не очень. А вот эффективной или нет будет именно работа с ним

Cайт сам по себе не может быть эффективным или нет. Он может быть удобным или неудобным, красивым или не очень, современным или устаревшим и так далее. А вот эффективной или нет будет именно работа с ним.

Сайт может исполнять свои функции только в одном случае – если его будут посещать. И только живое человеческое действие может привлекать на сайт живых людей. Интересный контент, то есть наполнение сайта, важнее того, как он выглядит и насколько он красив, если, конечно, уродство не превышает какого-то совсем уж критического порога.

Скажем, сайт miloserdie.ru не очень удобен. На его главную страницу понапихано все, что можно, при этом явно не по единому плану, а по мере того, как возникала необходимость разместить нечто новое. Посетителю не так просто понять, что на сайте есть его основная функция, а где второстепенные сервисы, это, собственно, сайт чего и что тут зачем. Большое количество очень разных меню, частью друг друга дублирующих, может дезориентировать пользователя.

Но при этом сайт опекает очень хорошая профессиональная команда, материалы сайта своевременно обновляются, хозяева ресурса не бояться поднимать острые темы и планомерно работают над улучшениями. А потому, несмотря на не вполне удачный интерфейс, сайт все равно довольно популярен, выполняет так или иначе возложенные на него функции, да и средства собирает достаточно хорошо.

Это необходимо всегда помнить – сайт, как бы хорошо он ни был создан, лишь инструмент. Сам по себе он не будет работать. Создавая сайт, в любом случае подумайте – кто, на какие деньги будет его обновлять, обслуживать и присматривать, и какими принципами он будет руководствоваться. Без рабочих рук сайт останется инструментом, лежащим в чехле.

Сама задача – создание сайта – она, в общем-то, весьма масштабна, на эту тему пишут толстенные труды и изводят гигабайты текста. Охватить ее в одном коротком выступлении невозможно, а потому я ограничусь несколькими простыми идеями.

Самое главное. При создании сайта вам потребуется постоянно держать в голове два понятия, которые, несомненно, хорошо знакомы всем церковным людям. Эти понятия – иерархия и аскеза. Иерархия задач определяет, что и зачем вы делаете, а аскеза – что вы делаете именно это и именно так, не пытаясь прицепить к своей задаче вагон и маленькую тележку задач посторонних. Дело в том, что у начинающих существует иллюзия, что сайты делать очень просто. Начинающие сайтоделы постоянно стремятся сделать огромный портал повышенной универсальности, где будет буквально все, что только бывает на свете – и сбор средств, и статьи, и доска объявлений, и функции соцсети, и официальная хроника, и видеоновости, и онлайн-игры, и опросы, и все-все-все. Это именно иллюзия, искушение мощью собственной фантазии. Сделать хороший сайт – задача непростая, требующая и труда, и вкуса, и воображения. И чем четче эта задача, чем она конкретнее – тем проще будет ее воплотить, тем быстрее она будет решена и тем дешевле обойдется.

Итак, вашей организации потребовался сайт, и у вас даже есть для его создания деньги и рабочие руки для его обслуживания. И самое первое, самое важное, с чего следует начинать всегда и в этом деле особенно –сесть и подумать, обсудить со всеми, чьи голоса имеют какое-то значение в деле создания вашего сайта, а зачем он вам, собственно, нужен, каковы цели его создания, что вы хотите достигнуть с его помощью. Необходимо определиться, какие функции он будет нести, и какие из них будут первоочередными, а какие второстепенными. Попросту говоря, вам необходима иерархия, построенная исходя из ваших потребностей.

Если сайт нужен для сбора средств – это один сайт. Если для координации добровольцев в служениях и привлечении новых людей – то совершенно другой. Если для фокусирования внимания населения и власти на каких-то проблемах – то третий. Если просто для освещения деятельности – ну, как официальные сайты – то четвертый. Если для устроения информационных кампаний – то, несомненно, пятый. А если для начальства, потому что оно требует – то это вообще особая задача, повышенной сложности. Вот с этим надо определиться прежде всего: что именно вы делаете. Это похоже на планы при строительстве помещения. Дом для многодетных семей и склад горюче-смазочных материалов – помещения разные, их не стоит строить по единому плану.

И не просто определиться, а записать на бумажку и подписать ее всем участникам процесса. И повесить над рабочим столом. И перечитывать почаще. Потому что как только дело придет к реальной работе, постоянно будет возникать искушение от этого плана отойти, но делать этого нельзя ни в коем случае, ибо это запутает процесс, и сайт будет выглядеть помесью автозаправки с овощехранилищем, а необходимые функции выполнять не сможет никаким боком.

Придумывание сайта, особенно, если вы в этом деле новичок, должно стать очень аскетичным занятием. Один из главных принципов аскетики – отсечение всего лишнего, посторонних помыслов и дел, которые препятствуют главной поставленной цели. Весь рабочий процесс до момента окончательной верстки вас будет преследовать постоянное желание сойти с самой прямой и короткой дороги к этой цели и увлечься красотой собственных замыслов и начать усложнять свое грядущее творение. Помните про аскетику на этом этапе и чаще перечитывайте свой первоначальный план.

Следующий шаг довольно очевидно следует из предыдущего. Это ответ на вопрос о том, как именно сайт будет выполнять свою функцию, какие на нем будут для этого инструменты и сервисы. А для того, чтобы не пришлось изобретать велосипед, вам несомненно потребуется изучение чужого опыта в той сфере, для которой вы готовите сайт.

Это позволит вам серьезно расширить свой инструментарий. Скажем, если вы планируете на сайте делать возможность написания комментариев – посмотрите как это бывает у других, и определитесь для себя: вам нужны комментарии от желающих всех или только от тех, кто у вас зарегистрировался, или из-под аккаунтов соцсетей, или вообще от всех, но через капчу?

Или касательно самого больного вопроса – сбора средств. Ведь существует масса вариантов того, как он организован. Начиная с решения вопроса – собираете вы по отдельным просьба или по одной «генеральной»? А если просьб много – то как они организованы на сайте? Горизонтально, вертикально, сменяют друг друга автоматически или по клику, сгруппированы как-то или нет? Как оформить кнопку «Помочь» и нужна ли она вообще? Вы используете для получения электронных пожертвований посредника-агрегатора или обходитесь предоставлением реквизитов?

Способов организовать на сайте любую функцию есть множество, но если у вас нет времени изучать книги и ездить по конференциям, то самое правильное – это тщательно прошерстить сеть на тему наличия подобных сайтов и выяснить, кто и как решает эти проблемы.

Не надо бояться мирского опыта. В силу вполне понятного недоверия к мирскому как таковому, церковные службы часто пытаются создать что-то полностью свое, а в результате создают зачастую просто нечто неудобное и некачественное. В результате слово «православный» превратилось в сети в синоним ироничного одобрения типа «Жигули» – православный русский автомобиль». В ироничном интернет-слэнге «православное» – это такое «правильное, потому что наше», а не потому, что оно хорошо сделано.

Так вот чтобы этого избежать, садитесь и думаете – на сайтах каких мирских организаций возможно есть такие же опции? Если речь идет о сборе средств, посмотрите, как это сделано у уже работающих благотворительных организаций разной направленности – от Всемирного фонда дикой природы до «Детских домиков» и фонда «Подари жизнь». Абсолютно все, что доступно им в смысле технических средств и дизайнерских решений – доступно и вам.

Просто смотрите на то, что и как сделано и запоминайте наиболее подходящее именно для ваших задач. Не стесняйтесь позвонить и попробовать проконсультироваться – вы в любом случае ничего кроме времени не потеряете, а рекомендации можете получить более чем полезные. Большинство организаций вполне контактны и не будут скрывать никакой важной информации.

После этого начинается не менее аскетичный этап, чем этап первоначального замысла. Теперь вам просто необходимо бить себя по рукам и сдерживать творческие порывы. Потому что следующий этап – это этап рисования или описания прототипов страниц. Вам постоянно будет хотеться добавить что-то еще, отступить от первоначального замысла и иерархии функций. Вас будет увлекать то одно, то другое, но если вы дадите себе волю и не включите творческую аскезу – вместо сайта получится винегрет, к тому же дорогой и неудобный.

Совсем не обязательно прорисовывать все до тонкостей, мелкие вопросы вам зададут профессионалы. Но какое-то собственное видение по каждой странице обязано присутствовать, как и внятное описание результата, который вы хотите видеть. В прототипе должна содержаться информация – сколько у вас на сайте будет страниц, какая функция будет у каждой страницы, и что на этой странице будет располагаться. Будут ли там, например, «хлебные крошки», будет ли на сайте общая «шапка» и общий «подвал» и что в них будет содержаться, какие функции будут совмещены на одной странице, а какие разнесены по разным. Будет ли то или иное меню выпадающим фиксированным. И в каждом случае обязательно отвечайте себе на вопрос – работает ли тот или иной элемент и техническое решение на основную функцию сайта, и если да, то как именно.

И только потом стоит думать про дизайн. Какая функциональная схема, цвета, шрифты, общее впечатление и украшения вам кажутся уместными. Опять же, чрезвычайно полезно покопаться в сети и постараться найти сайты, которые вам нравятся, и такие, которые не нравятся. Чтобы не изводить дизайнеров требованиями типа «а сделайте немного повоздушней», «какое-то все очень тревожное, хочется умиротворения» или «это слишком нецерковный дизайн». Дизайнер не обязательно знает о том, как по-вашему выглядит в графическом исполнении церковность, ему необходимо это не описывать, а показывать. Сказать «а сделайте шрифт как здесь».

И вот после этого уже надо идти к техническим специалистам и говорить с ними. Когда вы сможете максимально четко рассказать – что вы хотите от своего сайта, какие у него будут возможности, как они будут реализованы и как бы вы хотели, чтобы все это выглядело. Вам несомненно придется заполнить некоторое количество тестов и, возможно, в чем-то изменить ваши требования согласно предложениям профессионалов.

Гнаться за дешевизной не стоит, хотя и переплачивать глупо. Никто не мешает описать один и тот же заказ нескольким конторам (приоритет лучше отдать тем, которые рекомендованы и у которых симпатичное вам портфолио) и сравнить их цены.

И не стоит никогда в таком деле, как создание сайта, обращаться к добровольцам по принципу «у нашего бухгалтера сын все время за компом, он нам сделает». Создать сайт – это сложная, комплексная задача, а добровольцы для решения комплексных задач – публика ненадежная. Они могут неожиданно оставить свое служение по личным причинам, ибо никому ничем не обязаны, а также крайне не любят переделывать уже оконченную, как им кажется работу. Попросту говоря, добровольцы отвечают не перед вами, а перед самими собой.

Волонтеры на создании сайтов – это не платные специалисты, чья задача удовлетворить заказчика. Они слишком свободны и будут делать не то, что нужно вам, а будут делать то, что считают правильным сами. То есть обращение к добровольцам – это всегда работа с неизвестным результатом. Зачастую на нее уходит много времени, ибо добровольцы работают не когда нужно, а когда у них есть время.

Дальнейшие рабочие шаги вам объяснят уже профессионалы. Впрочем, и им, и вам будет тем легче, чем лучше вы прошли описанный выше путь.