«Вы знаете в Москве место, где верят в существование вампиров и каждый день говорят о них? Я знаю. Это городские парикмахерские». О своде «новых примет» говорит фольклорист Марина Разумихина

«Вы знаете в Москве место, где верят в существование вампиров и каждый день говорят о них? Я знаю. Это городские парикмахерские». О своде «новых примет» говорит фольклорист Марина Разумихина

Цветущее денежное дерево Фото: art-polygone.narod.ru

Идея этого материала родилась из самой простой эмоции — из удивления. В одном из сетевых сообществ затеян был обыкновенный спор на тему: «А подаете ли вы нищим?».
Наш портал, казалось бы, написал об этом все, что только можно написать — нажмите в конце этого текста тэг «Нужно ли подавать милостыню», и обнаружите целый свод суждений и высказываний на эту тему.

Что удивило в сетевом споре? То, как свободно противники подаяния оперируют народными приметами и суевериями — дают советы такого толка: «А разве вы не знаете? Подавать — это значит «обижать» деньги, они отвернуться от вас потому как вы их не цените». И вот еще: «Нищенке надо подавать серебро, нищему медь, чтобы самому не обнищать. Нельзя отдавать нищим бумажные купюры — очень верная примета! Проверял!» И тут же: «Помните — в тот день, когда родится ребенок, нельзя подавать нищему, иначе будет несчастье!».
О-па. В день, когда рождался ребенок, по старорусской традиции в зажиточных домах накрывали столы, и кормили всех бедняков «без разбору», кто только зашел. Как вдруг так вышло, что «нельзя»?
А «обиженные деньги» просто поразили. Откуда взялась эта примета, выдаваемая за норму, почему она — действительно — путешествует по всему интернету? Как мог за несколько десятков лет противоположно измениться народный взгляд на подаяние?

Вот простейший исторический пример: борьба императора Петра I с нищенством. Так поглядеть — меры были предложены даже и разумные. Привычная нам оптимизация. «Петр I не только запретил побираться, и велел отправлять больных и старых в богадельни, а работоспособных в армию и на фабрики, но и запретил подавать милостыню под страхом суровых штрафов». Желающие помочь — по державному распоряжению — могли дарить деньги госпиталям и богадельням.

«Однако оказалось, что сбрить бороды всей стране гораздо проще, чем прекратить христорадничество и раздачу подаяний. Заведенные по царскому указу богадельни быстро приходили в упадок и запустение, а прекратить раздачу милостыни — в особенности купцами — не удавалось никаким способом. Ведь многие из владельцев лавок из поколения в поколение свято верили в то, что отданная нищему копейка оборачивается потом рублем прибыли. А искоренить эту веру никакие царские бумаги не могли». Мы цитируем прекрасную работу Евгения Жирнова «Ее звали нищета».

Именно такое отношение к благотворительности — отданная убогому копейка идет на пользу не только душе, но и торговому делу, «на прибыль идет», оставалась неизменной до революции, частью определив знаменитую могучую эпоху купеческой филантропии в конце девятнадцатого — начале двадцатого века.
Приметы растут из древности, из народного роя, из двоеверия, христианская традиция накладывается на языческую, симбиоз этот сплавляется поколениями и столетиями, живет в родовой крови — победить народные суеверия практически невозможно. Заменить одну примету на другую — титанический пропагандистский труд, скорее всего неокупаемый.

Откуда же бегают по интернету обиженные деньги? Откуда вообще взялись все эти многочисленные «приметы на богатство», «приметы на деньги», которых в сети не счесть?
Мы спросили об этом у фольклориста Марины Разумихиной. Вот ее комментарий.

Сказание о толстянке

«Во всех перечисленных вами примерах мы имеем дело не с народными приметами («народным знанием»), а с городским фольклором, а так как последнее время он бытует и развивается в интернете — то и с интернетлором.

Это тоже очень интересная часть общественного творчества, народного сознания, но к своду народных примет не имеет отношения. Однако тут вот какая история: интернет сейчас замещает все места человеческой коммуникации — он и завалинка, и очередь, и колодец, и коммунальная кухня, и скамейка у подъезда. Поэтому если какой-то слух, или быличка, или «знание» приживается в интернетлоре (а сеть ведь живет перепостом, постоянным копированией одной и той же информации — как из уст в уста, так же «из блога в блог»), то происходит такое замещение реальности.

Записать живой устный городской разговор можно сейчас в трех местах — это больничная палата, вагон поезда и парикмахерская. И у меня был недавно разговор с девушкой, которая транслировал как раз то «знание», о котором вы спрашиваете. Она говорила:«Я нищим давала раньше, а на меня потом тетя стала орать постоянно, чтобы я им не давала, потому что есть примета такая, что когда им подаешь, свое здоровье с этими деньгами отдаешь!».

То есть перед нами абсолютное искажение народного взгляда на милостыню, и еще приправленное таким пугаловом, как « отдача здоровья». Этого все боятся. Сглаз и «утекание здоровья» — это самые действенные городские страшилки. В это даже если не верят, то стараются отойти подальше, не делать того «что не советуют», что бы — от греха подальше. Хотя все наоборот. В деле с таким отношением к милосердию человек как бы становится «к греху поближе». Я спрашивала:« А тетя не рассказывала, откуда она взяла эту примету?» Девушка:«Ну, не знаю. прочла, наверное. Но это же ВСЕ ГОВОРЯТ — если подаёте деньгами, отдаёте своё благополучие. Купите конфет или сосисок ».
Все говорят — значит в интернете написано.

Откуда взялись «Приметы на богатство», «приметы на деньги», которых в открытом доступе множество? Оттуда же, откуда книги «Как стать стервой». Своего рода общественный заказ. Смысл советов как бы скомпилирован из «эзотерического знания», «восточной философии» и даже немного протестантства там есть. Увлечение изотерикой, если вы помните, тянется из 70-х годов прошлого века — йога, карма, энергетические столбы, обмен энергиями. Протестантские кусочки — это наследие крайне модных последнее десятилетие тренингов личностного роста.

И получается такая мешанина: «Деньги — это энергия, чем выше энергетический уровень человека, тем больше денег и материальных благ он может к себе притянуть и удержать. Нищие, бомжи — люди с низким энергетическим уровнем. Они могли бы повышать его путем самодисциплины, труда, оптимистического отношения к жизни, стремления изменить свою жизнь и совершения конкретных шагов для этого».
Человеку, не привыкшему самому формировать свое мнение, трудно сообразить, что же в этом тексте не так. Вроде все верно написано!

Я сталкиваюсь с идейной мешаниной постоянно. Записываю городские разговоры в парикмахерских — я уже упоминала. Что это то редкое место. где еще передают слухи устно. Так вот что я вам скажу — именно в московских салонах я поняла, почуму так популярны фильмы про вампиров. Потому что вампиры — естественная часть московской культуры. Они живут среди нас. Всякий раз, как прихожу, застаю такого типа разговоры (мастер рассказывает про предыдущую клиентку; клиенты всегда обсуждаются):«Ну она же энергетический вампир! Она меня выпила всю, энергию высосала.Я прямо чувствую, как негатив ее состригаю».

И никого такая беседа не удивит – это норма. Представления о повседневности, принимаемые как норма.

А в мифологии «о богатстве» (то есть «что нужно делать, что бы притянуть к себе деньги») меня больше всего радует денежное дерево. А именно — толстянка обыкновенная.
Я думаю даже собрать такой свод рассказов и назвать его «Сказание о толстянке».

Майское дерево нового времени. Глядите, как о ней бережно пишут: «Среди множества различных талисманов фэн-шуй, одним из самых удивительных и эффективных является денежное дерево (крассула, толстянка), с помощью которого вы сможете привлечь богатство в свою жизнь. Его уникальное действие подтверждается очень многими людьми и, что немаловажно, временем. Самый лучший способ – вырастить свое дерево самостоятельно. Поливайте свое денежное дерево один раз в три дня, и каждый новый листочек привлечет к вам небольшой доход. Обычно с ростом толстянки, улучшается материальное благосостояние. Мастера Фэн-шуй не советуют покупать уже взрослое дерево. Оно, конечно, будет работать, но вполсилы Как активировать денежное дерево?»
Я не буду цитировать, как активировать денежное дерево. Достаточно сказать, что там нужно монетки в землю закапывать.

Во имя фэн-шуя русский человек готов забыть даже Буратино и поле чудес — хотя сказочные сюжеты входят в культурную плоть, и тоже являются как бы частью житейской мудрости.
Но — в денежное дерево хочется верить! И женщины, вырастившие свою толстянку, рассылают подругам фотографии цветущего деревца «на счастье».
И знаете, как цветет толстянка? Она цветет нежными белыми цветочками-звездочками.

Что я могу сказать напоследок? Относитесь к городскому фольклору как к части культуры, и любопытной части, но помните, что в такого рода советах нет ни глубины, ни истории, ни традиции, ни народной наблюдательности, отточенной за поколения — ничего из того, что составляет суть народных примет».