Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Социальный статус родителей детей-инвалидов

В семье родился ребенок с синдромом Дауна. Ребенок – поздний, единственный. Так, социальный статус уже резко упал. Отец ребенка – госслужащий, мать – домохозяйка. Социальный статус уже ниже некуда…Я описал реальную семью – семью Шарля Де Голля, президента Французской республики

Общим местом во всех рассуждениях о семьях детей-инвалидов, особенно с нарушениями психического развития, стала фраза типа: «Социальный статус таких семей крайне низок». Фраза достаточно безликая, так как дальше не уточняется, что же это такое – социальный статус. Но дальше на основе этого постулата делаются далеко идущие выводы – начиная с того, что и материальное положение таких семей крайне плохое, и кончая тем, что это-то и является причиной инвалидности ребенка. Налицо явно демагогический прием – инверсия, то есть причина и якобы следствие меняются местами. Наверное, это делается для для придания пущей политкорректности всем рассуждениям.


Но попробуем разобраться, а что же вообще это такое – социальный статус семьи с ребенком-инвалидом. Возьмем для примера такую ситуацию. В семье родился ребенок с синдромом Дауна. Ребенок поздний, причем единственный в семье. Так, социальный статус уже резко упал. Дальше: отец ребенка – госслужащий, мать – домохозяйка. Очевидно, социальный статус уже ниже некуда. А теперь я вынужден извиниться, потому что описал реальную семью – семью Шарля Де Голля, президента Французской республики. Совсем другое дело – скажете вы. То есть здоровье ребенка в данном случае не влияет на социальный статус? Получается, что социальный статус зависит от угла зрения. С одного боку глянул – социальный статус крайне низок, с другой стороны заглянул – крайне высок. То есть социальный статус семьи ребенка-инвалида – вещь необъективная.

Тогда попробуем выяснить, от чего зависит точка зрения на семью ребенка-инвалида. Понятно, что всех подробностей о семье посторонний человек с ходу узнать не может, и свое впечатление о ее социальном статусе делает на основе ее образа (имиджа), преломляя его через свою систему ценностей. Таким образом, получается, что социальный статус семьи зависит не от реального положения дел в семье, а от ее имиджа и системы ценностей того, кто этот социальный статус определяет. Поэтому когда политик говорит о том, что «необходимо повысить социальный статус семей детей-инвалидов», вряд ли он имеет в виду, что он хочет изменить свою систему ценностей, а также маловероятно, что его интересует реальное положение дел в такой семье. Скорее всего, он хочет изменить имидж семьи, а точнее – ту его часть, по которой он и судит о социальном статусе, то есть имидж ребенка-инвалида. Кардинально улучшить имидж семьи ребенка-инвалида можно несколькими путями – например, убрать слово «инвалид». Для этого не обязательно быстро вылечить ребенка, достаточно не продлять инвалидность. Семье легче не станет, но статистика улучшится. Или другой вариант – изъять ребенка-инвалида из семьи (процедура рекомендованного отказа). Таким образом, одной семьей ребенка-инвалида станет меньше.

Становится ясно, что рассуждения о социальном статусе семьи ребенка-инвалида далеко не всегда безобидны. Но есть ли более приемлемые варианты улучшения имиджа семьи ребенка-инвалида? Да, есть. Попробуем их перечислить.

1) Не стесняйтесь своего ребенка.

Родители часто стесняются своего ребенка-инвалида, особенно если у него поведенческие проблемы. Некоторые доходят до того, что годами не выпускают ребенка на улицу (я слышал о девочке, которую до 15 лет не выводили на улицу по этой причине). Естественно, это не выход ни с точки зрения коррекционной работы, ни с точки зрения самочувствия родителей. А главное, такое поведение катастрофически портит имидж семьи. Родители думают, что если никто не видит особенностей поведения их ребенка, то все в порядке. На самом деле ничто так не насторожит соседей и знакомых, как то, что родители никогда не показываются на людях вместе с ребенком. Это непонятно, а к непонятным явлениям люди всегда относятся настороженно. Совсем другое дело, когда родители всегда вместе с ребенком. Это понятно, это естественно – а значит, рождает подсознательное доверие.

2) Любите своего ребенка таким, какой он есть.

«А как быть, если у ребенка поведенческие проблемы?» – спросите Вы. Если проблемы серьезные, например гиперагрессивность, то необходимо проконсультироваться с врачом. Если же особенности поведения не сильно мешают окружающим людям – не берите в голову. Смотрите на своего ребенка влюбленными глазами и не давайте ему сильно чудить – и все будет в порядке. Если же Вы будете нервничать и постоянно одергивать ребенка, это насторожит окружающих людей, они будут обращать на него пристальное внимание и, естественно, заметят странности в его поведении. Если поведение ребенка не нравится его родителям, почему оно должно нравиться окружающим?

3) Следите за собой, выглядите лучше.

Некоторые родители детей-инвалидов перестают следить за собой, меньше уделяют внимания своей внешности, чем до рождения ребенка. Это плохо не только с точки зрения имиджа семьи, но и имеет негативный педагогический эффект. Каждый ребенок мечтает гордиться своими родителями, быть похожим на них. Некоторые люди считают, что если мать ребенка-инвалида уделяет внимание своей внешности, то это за счет ребенка. Но возможна и другая точка зрения – если мать не следит за собой, сможет ли она хорошо ухаживать за ребенком?


4) Одевайте своего ребенка как можно лучше.

И чем сильнее у него поведенческие проблемы, тем ярче должны быть его вещи. Помимо эстетической стороны, это имеет и практический смысл – если Вы потеряли ребенка в толпе, Вам будет легче найти его по яркой одежде. Некоторые люди одевают своего ребенка в дешевую или поношенную одежду – мол, все равно испачкает. С одной стороны, это снижает самооценку ребенка. С другой стороны, если Вы одеты неопрятно или не по сезону, даже если при этом у Вас полные карманы денег, к Вам все равно будут относиться как к малообеспеченному.

Я думаю, каждый сможет продолжить этот список. Советы просты, но тем удивительнее эффект, который производит их выполнение.

Дмитрий ЛЕОНОВ

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?