Социальные работники во Франции

Французская система социальной защиты населения отличается сложной классификацией профессий, включенных в спектр социальной работы. Обладатели тридцати семи различных дипломов объединены под общим названием «социальный работник». Самой многочисленной группой среди них являются «мамы-воспитатели домашнего детского сада»

Французская система социальной защиты населения сформировалась в 40-60-ее гг. XX вв. Ее отличительной чертой является сложность классификации профессий, включенных в спектр социальной работы. По данным Министерства статистики Франции, в январе 1998 года около 800 000 обладателей тридцати семи различных дипломов можно было объединить под общим названием «социальный работник».

Эмблема профессии мама-«домашний воспитатель»

Самой многочисленной группой являются «мамы-воспитатели домашнего детского сада» (assitante maternelle) (380 000 чел.), которые были приравнены к квалифицированным «социальным работникам» по закону 1992 года. Домашний воспитатель работает на основе официального соглашения с Городским советом. Это соглашение необходимо зарегистрировать в городском Центре по охране материнства и детства, а чтобы заключить его, нужно пройти 60-часовой учебный курс и получить аттестацию. Воспитатель домашнего детского сада может одновременно работать с тремя детьми (максимум), это могут быть как собственные дети (но не младше 3-х лет), так и чужие

Домашние детские сады создаются с учетом строгих санитарных и строительных норм, принятым во Франции. Также дети, поступая в домашний детский сад, должны быть привиты по возрасту, а в течение дня находятся под строгим врачебным надзором.

Во Франции, к социальным работникам также относят социальных педагогов, специалистов по уходу, помощников по хозяйству и посредников в социальной сфере.

Роль «специалистов (помощников) социальной службы» (это около 38 000 чел.) заключается в вовлечении в социальные программы всех категорий населения, в том числе психически больных, инвалидов и пожилых; в обеспечении прав и защите различных категорий семей. Специалист по социальному обслуживанию или социальной помощи работает с отдельными лицами, семьями и группами, которые нуждаются в социальной поддержке, социальной интеграции и независимости. Учитывая запросы и индивидуальные потребности, он выслушивает, консультирует, помогает людям. В связи с тем, что специалист в процессе своей работы сталкивается с очень разными проблемами, его профессиональная подготовка базируется на широком спектре гуманитарных дисциплин, тщательном изучении системы здравоохранения и медицины, права, а не заключается только в изучении различных методик взаимодействия и социального вмешательства. Социальное образование должно быть разнообразным, для того, чтобы и сам специалист по социальному обслуживанию был в процессе постоянного саморазвития. Такая «открытость», динамичность работников социальной сферы позволяет им лучше понимать всё многообразие существующих и появляющихся социальных проблем.

Профессия специалиста по социальному обслуживанию официально зарегистрирована в реестре профессий.

Роль «специализированных педагогов» (55 000 чел.) заключается в проведении профилактической и информационно-пропагандистской работы с семьей и детьми девиантного поведения.

Еще одна, достаточно распространенная специальность в социальной работе – это «семейные консультанты по экономическим вопросам» (7 000 чел.), которые специализируются на решении проблем семей, связанных с решением экономических вопросов.

Кроме выше перечисленных специалистов, можно получить и другую специализацию в области социальной работы: от вспомогательного помощника социального работника до директора социального учреждения. Получить образование можно в высших школах социальной работы по всей стране. Кроме этого в начале девяностых годов, многие учебные центры начали сотрудничать с университетами для того, чтобы повысить статус профессии в обществе. С тех пор университеты создали «центры профессионального лицензирования», чем стерли разделительную линию между университетским образованием и узкой профессиональной подготовкой. Это в свою очередь позволило специалистам в области социальной работы чувствовать себя более комфортно на рынке труда. В тоже время это еще более расширило перечень изучаемых дисциплин. Образование в социальной сфере стало еще более универсальным, шире, чем это было предусмотрено в междисциплинарных моделях 80-х гг.

Теперь, к изучению социологии, психологии и социальной психологии – трех главных предметов большинства учебных центров середины 90-х гг., студентам предлагают изучать такие новые учебные дисциплины как курсы по коммуникации, курсы по информационно-пропагандистской деятельности, правовым и договорным отношениям, основам формирования навыков ведения переговоров. Будущие специалисты в области социальной работы изучают основы стратегического мышления, много занимаются проектной деятельностью: составляют и анализируют различные социальные проекты. Так же как и прежде значительное количество учебных часов отводится практике.

В 2002 году произошло реформирование социальной системы, и в процессе лицензирования профессий многие специальности были приближены к пяти традиционным категориям социальных работников.
Во Франции социальная работа является женской профессией (до 97 %).

Около половина всех социальных работников являются государственными служащими, а другая половина работает в учреждениях, финансируемых за счет общественных организаций. До 1986 года даже местные учреждения финансировались за счет государства. Лишь в 1986 году эти учреждения были «децентрализованы». В настоящее время все больше социальных работников работает на договорной основе.

В частном секторе спектр функций, которые выполняют специалисты по социальной работе намного шире, чем в государственном: работа с семьями, детьми, решение семейных конфликтов, предупреждение преступности и т.д.

Несмотря на то, что положение социальных работников и их заработная плата регулируется государственными соглашениями, работодатели обладают широкими полномочиями и могут вносить изменения в договора. Это способствует гибкому решению проблем с заработной платой, более широким возможностям для творчества, а также продвижению по службе и модификации самих социальных служб.

Своих собственных социальных педагогов имеет судебная система (приблизительно 3 500 должностей социальных работников в начале XXI в.). Отдельные сотрудники и консультанты работают в тюрьмах; под руководством Министерства юстиции действует отдельный орган специалистов по социальной работе.

Подготовила Татьяна ЗАЛЬЦМАН,
к.и.н., ст.препод. кафедры теории и методологии социальной работы РГСУ

Список литературы:
Ward, J. Three Decades of Social Work in France: from Security within the Welfare State to a State of «Disembedded Modernity» (Institut Régional de Travail Social, Ile de France (IDF) Montrouge Neuilly sur Marne)//http://www.scie-socialcareonline.org.uk. Дата доступа: 20.02.2009
Ion, Jacques B. Cronique des rapports entre travail social et bénévolat//http://www.cairn.info/load_pdf. Дата доступа: 20.02.09.
Лукьянова Г. Система социальной защиты во Франции (пути реформирования)//http://www.ieras.ru/journal/journal4.2001/6.htm. Дата доступа: 20.02.2009.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши новости в Телеграме

Подписаться