Социально ориентированные, определяйтесь

13 января депутаты ГД приняли в первом чтении проект закона о поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций. Согласно закону, из числа социально ориентированных НКО исключены религиозные организации

13 января депутаты ГД приняли в первом чтении проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций», предложенный президентом Д.А.Медведевым. Проект вызвал значительный интерес в среде НКО, но и подвергся критике.


Суть закона в том, что среди всех некоммерческих организаций будут выделены «социально ориентированные» — то есть специализирующиеся на социальной поддержке и защите граждан, помощи пострадавшим от стихийных бедствий и социальных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам, подготовке населения к предотвращению несчастных случаев и к преодолению последствий стихийных бедствий, благотворительной юридической помощи, профилактике социально-опасного поведения, добровольчестве, образовании, науке, культуре, искусстве, здравоохранение, спорте и т.п., вообще благотворительности, а также охране и заботе об окружающей среде, животных и памятных мест. Таким организациям (за исключением политических и религиозных) законопроект обещает впечатляющие преференции: налоговые льготы, передачу в аренду и в пользование государственной и муниципальной собственности, информационная поддержка, консультирование, помощь в подготовке кадров, пиар в официальных СМИ и размещение среди НКО-счастливчиков (которые будут внесены в соответствующие реестры) государственных и муниципальных заказов на выполнение работ и оказание услуг. Кроме того, отдельным пунктом указаны налоговые льготы гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку.

О таком отношении со стороны государства НКО могли только мечтать. После принятия в 2006 году новой редакции закона «О неправительственных и некоммерческих организациях», существенно ужесточившего порядок регистрации НКО, запретившего деятельность иностранных НКО в ряде регионов России и облегчившего процедуру отзыва регистрации у некоммерческих организаций, и разгоревшегося тогда же «шпионского скандала», в рамках которого чиновники и СМИ неоднократно подчеркивали зависимость российских некоммерческих организаций от западных грантов и возможность иностранных разведок использовать НКО в своих целях, отношения между государством и общественными организациями охладели. Через год на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности тогдашний президент РФ В.В.Путин дал понять западным коллегам, что неодобрительно относится к их поддержке российских НКО. Россия не нуждается в помощи извне для решения своих социальных проблем. «С одной стороны, на программы помощи беднейшим странам выделяются финансовые ресурсы — зачастую под «освоение» компаниями самих же стран-доноров. Но в то же время в развитых странах сохраняются субсидии в сельском хозяйстве, ограничивается для других доступ к высоким технологиям. Давайте называть вещи своими именами: получается, что одной рукой раздается «благотворительная помощь», а другой — не только консервируется экономическая отсталость, а еще и собирается прибыль — сказал Путин. — Когда неправительственные организации финансируются, по сути, иностранными правительствами, то мы рассматриваем это как инструмент иностранных государств в проведении политики в отношении нашей страны. Но мы заинтересованы в том, чтобы развивалось гражданское общество в самой России, и мы будем поддерживать гражданское общество и неправительственные организации». Подобная оценка существенно ослабила желание западных грантодателей помогать российским некоммерческим организациям. «По нашему уставу мы существуем на пожертвования — рассказывала нам тогда старшая сестра Покровской общины (СПб) Галина Клишова. — Нам помогал очень серьезный немецкий фонд «Диаконическая работа», это фонд Евангелической церкви Германии, а деньги там и правительства. Но Путин в Мюнхене сделал антирекламу для диаконии в нашей стране. Его послание было услышано западными фондами, и они сейчас активно уходят из России. А российские фонды еще не очень-то устойчивы. Одновременно, сейчас принят новый закон о некоммерческих организациях, поправки к налоговому кодексу. Ищут везде зарубежный капитал, выясняют, как он используется. В августе (2008 года — прим. ред.) заканчивается наш проект с «Диаконической работой» и мы не знаем, на какие средства будем жить». При этом благотворительные организации не могут существовать на самоокупаемости, получать серьезную прибыль от своих проектов. Отсюда сравнительно невысокие зарплаты сотрудников, не всегда качественная материальная база и т.п. Так что закон о государственной поддержке благотворительных организаций опаздывает как минимум на три года.

Однако предложенный законопроект вызывает много вопросов. Во-первых, из него совершенно неясно, кто и как будет определять, является ли та или иная организация социально-ориентированной или нет. Неясно, какие именно ожидаются льготы, особенно учитывая, что законопроект не предполагает никаких изменений в налоговом кодексе. Многие эксперты отмечают коррупциогенность законопроекта, также прозвучали опасения, что ради того, чтобы попасть под его юрисдикцию, социальные и бюджетные учреждения — больницы, школы, поликлиники и музеи — будут переводиться в статус некоммерческих, в отношении которых государство отказывается от своей ответственности. За комментариями мы обратились к директору Фонда развития некоммерческих организаций «Школа НКО» Алене Павлычевой.

— «Я согласна с мнением коллег, что законопроект не доработан. Авторы считают его рамочным и утверждают, что ставили в первую очередь цель уравнять некоммерческие организации с предприятиями малого бизнеса в части возможностей получения льгот (государственные субсидии и льготы по использованию помещений) и размещения в этих НКО государственного и муниципального заказов на поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг. При этом организация будет обладать статусом «социально ориентированная НКО» в соответствии со своей деятельностью, а не в результате внесения в реестры, упомянутые в законопроекте. По сути, каждая организация может объявить себя «социально ориентированной НКО», если не только ее уставная, но и фактическая деятельность (для этого есть публичная и обязательная ежегодная отчетность НКО в Минюст РФ) соответствует критериям, описанным в законопроекте.

Предполагается, что реестры будут создаваться для хранения информации о социально ориентированных НКО, получивших государственную поддержку. В таком случае механизма для коррупции нет. Но возникает вопрос, кто в регионах будет решать, кому дать субсидии или льготы на пользование государственными помещениями, а кому нет.

Среди мер, предупреждающих коррупцию, коллеги предлагают отделить льготы по налогам для НКО и доноров от других мер поддержки и вывести из ведения органов государственной власти и местного самоуправления вопрос определения, является ли конкретная НКО социально ориентированной.

Думаю, предоставление налоговых льгот должно быть предусмотрено не в этом законопроекте, а в Налоговом кодексе РФ. Если законопроект примут в том виде, в каком он существует сейчас, то эффективность его применения будет зависеть от подзаконных актов и от актов законодательных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принятых во исполнение этого закона» — говорит Алена Павлычева.

Сайт Милосердие.ru особенно интересует вопрос исключения из числа социально ориентированных НКО религиозных организаций, ведь юридическое лицо нашей Комиссии по церковной социальной деятельности зарегистрировано как Региональная общественная организация поддержки социальной деятельности Русской Православной Церкви. Есть Православное народное движение «Курский вокзал – бездомные дети» и множество других благотворительных организаций, созданных православными людьми, не скрывающими своего вероисповедания. Имеют ли они шансы получить господдержку по предложенному закону?

Деятельность перечисленных в последнем пункте организаций (в т.ч. РОО «Милосердие»), безусловно, регулируется либо Федеральным законом № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» либо Федеральным законом № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». И с правовой точки зрения они не являются ни религиозными, ни политическими.

Цель политических организаций – борьба за власть, цель религиозных – совместное исповедание и распространение веры. И, безусловно, согласно не только целям создания, но и по сути деятельности такие организации не являются социально ориентированными НКО. Критериями будут цель создания и суть деятельности,– полагает Павлычева.

Дальнейшие чтения законопроекта внесены в примерную программу работы Госдумы в период начавшейся весенней сессии в числе приоритетных, так что можно надеяться, что в ближайшее время мы узнаем подробнее, как чиновники видят механизмы господдержки благотворительных организаций. Ознакомиться с принятым в первом чтении проектом можно здесь.

Михаил АГАФОНОВ

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?