В Джалал-Абаде ситуация более тяжелая, чем в Оше. Беспорядки продолжаются. Местные жители разных вероисповеданий молятся о приходе российских миротворцев. Корреспонденту сайта «Милосердие.ру» удалось выйти на связь с настоятелем Храма Успения Божией Матери иереем Сергием Хоришко.
Связь с Джалал-Абадом работает с перебоями. Первый раз мы дозвонились до о. Сергия в пять часов вечера по местному времени. Разговаривать он не мог: весь день ездил по городу и области, раздавал муку и другие продукты питания прихожанам своего храма. Ему как раз оставалось навестить еще нескольких стариков и успеть вернуться домой до наступления комендантского часа. В Джалал-Абаде только один православный храм – Успенский, где и служит о. Сергий. Прихожане – в основном пожилые люди и старики. Те, кто помоложе, давно уехали из этих краев в Россию. Те, кто остались, находятся сейчас в очень бедственном положении – и морально, и материально. Из страха быть ограбленными и убитыми они боятся выйти на улицу, тем более отправиться на другой конец города к храму. У них нет ни еды, ни медикаментов, и о. Сергий, как может, помогает им сам. Вместе с гуманитарным грузом он без всякой защиты перемещается по городу, где продолжаются беспорядки. Днем еще не так опасно, самое страшное начинается по ночам.
Второй раз мы дозвонились до о. Сергия уже поздно вечером. Он и матушка готовились к ночной обороне. Вот-вот должны были прийти семьи узбеков-соседей, которые укрываются у них в доме на ночь, после этого о. Сергий выпускает во двор собак, а сам отправляется патрулировать улицы вокруг храма, чтобы предотвратить поджог. И так уже шестую ночь подряд. Силы и нервы на пределе. Вокруг храма узбекские дома, если полыхнет хотя бы один – выгорит весь квартал. Самым жутким был прошлый понедельник. Тогда казалось, что катастрофы не миновать. На улице, где стоит храм, появились погромщики – человек 20-30. О. Сергий вышел им навстречу один. Узбеков бы растерзали сразу. Русского священнослужителя тронуть не посмели. На вопрос: вам не было страшно? Отвечает: нет, если нас сожгут, мне просто уже нечего будет терять. «Я кричал им: вы пришли грабить? Ну что ж, грабьте, только не убивайте людей и не поджигайте дома!» Среди нападавших была молодежь – по словам о. Сергия явно то ли под наркотиками, то ли под алкоголем – они, было, бросились на него с руганью и угрозами. «Но в этой толпе были и старики и я обратился к ним: куда же вы смотрите? Я же священник, а если бы на моем месте был мулла, вы так же дали бы вашей молодежи на него напасть?» Эти слова подействовали, и старики остановили молодых. Несколько домов были разграблены, из дворов угнаны машины, но поджигать, действительно, ничего не стали. Пока грабили, набежали новые бандиты. Всего набралось человек 50. Убить тоже никого не убили: жители этих домов заранее спрятались у о. Сергия. Один из домов удалось уберечь от погрома обманом: о. Сергий сказал, что это русский дом, а хозяева сейчас уехали (на самом деле это был дом узбеков, которые, не дыша от ужаса, лежали на полу).
Жилища русских погромщики не трогают. К России вообще, по словам о. Сергия, отношение особое: все – и простые киргизы, и простые узбеки – надеются, что придут российские миротворцы. Надеется на это и о. Сергий. Он считает, что только нейтральные силы смогут остановить беспредел, охвативший город. Киргизские вооруженные силы не решаются стрелять в своих же, хотя приказ стрелять на поражение в случае малейших беспорядков и был издан. В результате в большинстве случаев военные лишь смотрят на творящиеся бесчинства, но активно не вмешиваются. Многое, как говорит о. Сергий, указывает на то, что грабители и погромщики люди пришлые, возможно, жители каких-то горных деревень, но не джалал-абадцы. Кто-то их натравливает, указывая на примерное расположение узбекских кварталов, но точных сведений, где чей дом у них нет.
Джалал-абадцы всех национальностей дико измотаны тем, что происходит в городе, и никому из них эта война не нужна, считает о. Сергий. В городе нет еды и лекарств. Продуктовые рынки не работают, аптеки закрыты. Гуманитарная помощь, которую раздавало государство, была небольшой – на каждого пришлось примерно по полкило муки. То, что о. Сергий развозит сейчас по своим прихожанам и раздает нуждающимся, передали ему лично киргизские коммерсанты. Они точно так же хотят мира, как все нормальные люди, говорит о. Сергий. Передали киргизы не так мало: ему удается выделить из этих запасов по 3-4 кг муки каждому из своих стариков, а кроме того, матушка ежедневно готовит по 10-15 порций еды и кормит нуждающихся и соседей.
О. Сергий очень ждет приезда сестер милосердия и гуманитарного груза из Москвы, чтобы помогать своим престарелым прихожанам, а также раненым и больным горожанам.
Пока мы разговаривали, по стационарному телефону непрерывно шли звонки, матушка принимала телефонограммы и коротко передавала их о. Сергию. Звонили узбеки, спрашивали можно ли прийти на ночлег, поступали сообщения о новых поджогах.
«Все. Началось. – Говорит о. Сергий устало. В это время на заднем плане слышатся выстрелы. – Вы слышите? Здесь война и мы в эпицентре. Только бы не подожгли. Мне пора. Матушка, выпускайте собак! Ох, чувствую, страшная будет ночь. Просим ваших молитв!»
Антонина ПЛАХИНА
См. также: Помощь пострадавшим во время беспорядков в Киргизии
События в Киргизии: рассказывает настоятель православного прихода в Оше