Три четверти россиян высказались за запрет смартфонов в школах. Я тоже хотела бы их запретить, но личный опыт говорит, что запрещать не надо

Фото с сайта ya-roditel.ru

В школе, где учились и учатся мои старшие дети, смартфоны не запрещены, но при этом дети учатся хорошо, и школа традиционно входит в топ московских рейтингов. Значит, смартфоны никак не отражаются на успехах детей?

Как это часто бывает, проблема глубже – мотивированным к учебе детям смартфон не будет мешать, им не интересно отвлекаться на игры, если они хотят получать знания. Тем же, кому учиться в школе не интересно, смартфон создаст дополнительные условия для развлечений.

Поэтому запретом на смартфоны школы как бы снимает с себя ответственность за мотивацию детей к учебе.

Недавно в другой школе, где учится мой ребенок, было родительское собрание. Один из ведущих учителей, когда к нему подошли и спросили, что передать родителям, сказал: «Передайте, что их дети – как вареные медузы, у них нет горящих глаз, они пустые». Я думаю, что проблема этого учителя – в нем самом, он не может заинтересовать, сделать так, чтобы у детей загорелись глаза, поэтому оскорбляя детей и родителей, снимает с себя ответственность.

Так же и со смартфонами.

Наверное, большинство наших школ и учителей не могут увлечь детей настолько, чтобы они отложили гаджеты и занимались науками. В этой ситуации, конечно, проще все запретить.

Запреты в старшей школе – вещь очень неблагодарная. Чем больше ты будешь им запрещать – гаджетов, украшений и проч., тем изощреннее подростковый ум будет работать в сторону отвоевывания свободы.

Иногда в пользу запрета смартфонов звучат слова о социальном неравенстве, о том, что одни могут себе что-то позволить, другие – нет, и это нехорошо. С этим утверждением я согласиться не могу.

С мыслью о том, что кто-то богаче тебя, а кто-то беднее, ребенка надо научить жить. Ведь дело не в смартфоне. Дети это прекрасно понимают.

Одного привозят на дорогой машине, другого на дешевой, один отдыхает в Европе, другой – в деревне. У одного обувь из дорогого брэндового магазина, у другого куплена на рынке. Все эти признаки социального неравенства для детей очевидны. Даже если запретить смартфоны, или, наоборот, взять кредит и купить самый последний айфон, ребенок будет понимать реальное положение вещей.

Родитель должен объяснить своим детям, что материальное положение – это не предмет для гордости или зависти. Детей надо учить правильному отношению к действительно важным вещам.

Да, это сложно. Но если научить своего ребенка относиться к этому правильно, то это в дальнейшем избавит его от многих проблем.

Я училась в английской спецшколе, куда попала по конкурсу. Со мной в классе учились дети высокопоставленных сотрудников МИДа, которые жили в ближайшем к школе доме. Это было советское время, когда все мы были равны, но некоторые, как говорится, ровнее.

Да, форма, да, одинаковые колготки и физкультурные штаны. Но вот один приносит из дома иностранную жвачку, другая девочка – наклейки. Неслыханные богатства по тем временам, и ты начинаешь понимать, что равенства нет.

Фото с сайта ya-roditel.ru

Кажется, что любят тех, кто угощает разноцветными леденцами или дарит на день рождения ластик с запахом. Мои родители сумели объяснить мне, что ластиком можно купить внимание на небольшое время, но уважать тебя за ластик не будут.

Я думаю ситуация со смартфонами ничем не отличается. Не надо бояться говорить с детьми о том, что материальное положение у всех разное.

Когда-то мы купили одному из детей самый дешевый кнопочный телефон в то время, как абсолютно у всех в его классе были смартфоны. Он пережил эту ситуацию, и, когда несколько лет спустя, мы купили ему смартфон, отнесся к нему абсолютно спокойно.

Думаю, телефон у школьника должен быть самый простой – позвонить, отправить СМС. В старших классах по желанию и возможностям родителей это вполне может быть смартфон, при условии, что ребенок может им адекватно пользоваться.

Можно допустить запреты телефонов в средней и младшей школах. Вначале ребенок еще слишком маленький, а в средней – учеба у всех уходит, как минимум, на второй план.

Они переходят из начальной школы в более взрослую и свободную жизнь, на первом месте оказывается общение с друзьями поиск своего места в детском коллективе. В 5, 6, 7 классе – не до учебы. Конечно, смартфон играет тут роль социально значимой вещи.

К старшим классам дети должны заинтересоваться учебой вновь. Теоретически мотивация к учебе должна быть такой, что все остальное становится уже не таким интересным.

С другой стороны, я прекрасно помню, как приносила в школу интересные книги, и во время физики, химии, геометрии, алгебры и некоторых других неинтересных для меня предметов читала приключенческие романы. Возможно рядом со мной не оказалось учителя, который мог заинтересовать меня этими предметами? Но я закончила филологический факультет МГУ и ни разу не пожалела, что столько читала в детстве.

Итак, если школа готова признать, что не может увлечь ребенка учебой, то ящик для телефонов может быть разумной идеей. Но если в школе решили его поставить, надо добиваться, чтобы всегда работал телефон дежурного администратора.

Было бы неплохо иметь мобильный телефон учителя или классного руководителя, воспитателя, если ребенок остается на продленку. Практика показывает, что родители не пользуются ими без необходимости, но возможность связаться с ребенком или передать ему информацию – важна. Если школа не хочет быть на связи с родителями, то для меня, как родителя, доверия к такой школе не будет.

Конечно глубокое неприятие вызывают у меня досмотры в школах, когда детей заставляют выворачивать карманы, когда вытряхивают содержимое сумок на всеобщее обозрение в поисках запрещенных телефонов – это реальная практика в школе, где учатся дети моих знакомых. Девочки стесняются охранников и одноклассников. Досмотр может быть не только в начале дня, но и во время уроков. Из такого учебного заведения я бы своих детей немедленно забрала, потому что любое унижение в школе неприемлемо.

Лайфхаком для родителей в плане связи с ребенком и его безопасности могут быть «умные часы», которые дают возможность всегда связаться друг с другом, если ребенок снимает часы с руки или покидает определенное место, на телефон родителя приходит оповещение и т.д. Все эти функции позволяют быть с детьми на связи, часы показывают время, меряют шаги, и при этом не способны отвлечь ребенка от учебы.