2475 слепых и слабовидящих людей работают сегодня операторами в трех московских информационно-справочных компаниях. О работе компаний рассказал директор call-центра Алексей Денежкин на пресс-конференции «Создание новых рабочих мест в Москве для инвалидов по зрению», состоявшейся 20 апреля в РИА «Новости».
Первые рабочие места – всего 21 – были созданы в 2007 году. За год слепые доказали, что могут работать на компьютере не хуже зрячих, и работодатели подготовили проект по созданию единого центра и увеличению вакансий для слепых. После того, как проект одобрили Центр квотирования и городская комиссия, правительство Москвы выделило субсидии на оборудование рабочих мест, основную технику и строительно-монтажные работы. Было создано 825 мест на Огородниковском, а чуть позже -1650 на Донском проезде, 27 тысяч квадратных метров рабочих площадей приспособлено для инвалидов. По словам Денежкина, приспособлено лучше, чем помещение штаба Паралимпийских игр. Также в штат компаний приняли 246 человек, не имеющих серьезных проблем со зрением, которые проводили различные мероприятия по трудовой адаптации инвалидов. В частности, разработали обучающие программы. За 350-400 часов обучения из людей, часто вообще не умеющих работать на компьютере, делали профессиональных операторов, а за две недели помогали им увеличить скорость печатания до 150-200 знаков в минуту. Многие из них до прихода в call-центр самостоятельно не выходили из дома, круг их общения был ограничен проживающими с ними родственниками, соседями и редкими гостями. Специалисты центра обучили их самостоятельно добираться от дома до работы. «Мы открыли им перспективы быть не обузой, а гражданами, способными интегрироваться в общественную жизнь, помогать другим», – сказал Алексей Денежкин.
По его словам, сами слепые управляли предприятием от набора персонала до распределения средств, полученных за реализацию товаров и услуг. Основные услуги, оказываемые слепыми операторами call-центра – входящие (горячая линия, виртуальный офис) и исходящие (телемаркетинг, социологические опросы) звонки. Заказчиками центра были Общественная палата РФ (специалисты провели горячую линию для ветеранов), Министерство здравоохранения и социального развития, другие департаменты и ведомства. Заказы эти центр получал на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом № 94 от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг
для государственных и муниципальных нужд». Этот закон предусматривает льготы только для всероссийских обществ и организаций инвалидов. Call-центр участвует в тендерах на общих основаниях.
В июне 2010 года центр посетил премьер-министр России Владимир Путин. Он предложил операторам принять участие в его горячей линии, которая состоялась в ноябре. На горячей линии также работали операторы «Ростелекома», но, по словам Алексея Денежкина, сотрудники центра ни в чем им не уступали: приняли примерно столько же звонков, с такой же скоростью обрабатывали информацию. Их работу высоко оценили Министерство связи и администрация премьер-министра.
После посещения центра Владимир Путин поручил ряду министерств предусмотреть тендерные льготы для организаций, использующих труд инвалидов. Также Министерству регионального развития, администрации Краснодарского края и оргкомитету «Сочи-2014» было рекомендовано привлекать эти организации к информационно-справочному сопровождению Олимпийских и Паралимпийских игр и подготовки к ним.
Несмотря на то, что вскоре после создания центра начался общемировой финансовый кризис, до конца 2010 года предприятие развивалось и сотрудники вовремя получали зарплату. После смены московской власти несколько месяцев не проводились конкурсы, что привело к финансовым проблемам. Сегодня сотрудникам не полностью выплачена зарплата за январь, не получили они денег и за февраль-март-апрель. Но в апреле конкурсы возобновились, и Алексей Денежкин надеется, что в начале лета задолженность по зарплате будет полностью погашена.
Леонид ВИНОГРАДОВ