Слепой музыкант, глухой художник: академия искусств для инвалидов

Мало кто знает, что в Москве существует уникальный вуз. В настоящий момент Российская государственная специализированная академия искусств – единственное в мире высшее творческое учебное заведение, в котором 90% студентов – инвалиды

Мало кто знает, что в Москве существует уникальный вуз. В настоящий момент Российская государственная специализированная академия искусств – единственное в мире высшее творческое учебное заведение, в котором 90% студентов – инвалиды.

В 1991 году в Москве был создан первый в мире уникальный центр творческой реабилитации для инвалидов, вскоре центр превратился в Специализированный институт искусств. Несмотря на нелегкий путь, пройдённый в 90-е годы, часто выживая без должного финансирования, институт продолжал развиваться, открывая новые кафедры и разрабатывая новые методики. В 2013 году институт получил статус академии.

На актерском факультете в основном учатся глухие студенты, при факультете существует театральный проект неслышащих актеров «Недослов». Практически все выпускники актёрского факультета работают по специальности после окончания вуза.

На музыкальным факультете студенты учатся на шести различных кафедрах. Многие из студентов являются лауреатами международных музыкальных конкурсов. В 2014 году в стенах академии открывается оперный театр.

Факультет изо включает в себя кафедру дизайна и кафедру живописи и графики. Часто свои дипломные работы студенты кафедры дизайна посвящают проектам, целью которых является создание более комфортной среды для людей с ограниченными возможностями.

А ещё РГСАИ – это место со своей особенной творческой и семейной атмосферой, где все знают друг друга и общаются даже не на языке жестов или языке Брайля, а на языке искусства.

Кухаренко Елена, выпускница Российской Государственной Специализированной Академии Искусств, победительница международных конкурсов среди незрячих пианистов: Если по порядку: то я сначала видела и училась в обычной школе, и там было отделение хоровое. Я там узнала про фортепьяно, узнала про ноты.

Когда потеряла зрение, меня отчислили из этой школы. Я пошла учиться в школу, где есть интегрированный класс, то есть там учатся дети и зрячие и незрячие. Одновременно я пошла в обычную школу музыкальную. И директор сказала, что «нет, нам такого не надо», что «у нас первый случай, мы вообще не знаем, что с ней делать». Я потом села за инструмент, начала играть мелодию, которую я сочинила как раз. Она удивилась и сказала: «Ну, мы попробуем. Нам интересно.» Я закончила с красным дипломом тоже школу музыкальную.

Кондрацкая Анна, студентка третьего курса Российской Государственной Специализированной Академии Искусств: Нам посчастливилось – мы единственная академия в мире, которая специализируется именно на детях с ограниченными возможностями. Почти 90% ребят – это у нас ребята-инвалиды: глухие, незрячие или опорно-двигательная система.

Воронова Анастасия, студентка первого курса Российской Государственной Специализированной Академии Искусств: Для обычного человека – это всё довольно дико, и не все понимают, как это можно с инвалидами рядом учиться. Всё время начинают спрашивать как и что. Ну, я не считаю, что это что-то сверхъестественное.

Некоторые жесты и так можно понять, что они говорят. Поскольку я здесь одна, я думаю, что в скором времени я их начну понимать.

-Ты хочешь попросить… что? Помочь? А! Бумагу!

Кухаренко Елена, выпускница Российской Государственной Специализированной Академии Искусств, победительница международных конкурсов среди незрячих пианистов: Мне очень нравится, потому что всегда идешь по коридору и слышишь звуки, как вокалисты поют, баянисты, пианисты, актёры, художники там где-то рисуют…

Кондрацкая Анна, студентка третьего курса Российской Государственной Специализированной Академии Искусств: У нас очень часто приезжали ребята-колясочники и спрашивали: «Можем ли мы поступить? Мы желаем учиться. Мы – музыканты.. Мы хотим очень». Но, к сожалению, мы не могли принять, потому что у нас не было возможности – не подготовлен был вуз для этого просто. Не было возможности. И буквально в том году нам всё-таки сделали лифт, и мы надеемся, что уже со следующего года будем принимать ребят с колясками.

Воронова Анастасия, студентка первого курса Российской Государственной Специализированной Академии Искусств: То, что ты можешь из своей души извлечь – то становится искусством в принципе. Главное, чтобы это было сделано со вкусом и не было… как это сказать… не было искусственности в искусстве.

Кухаренко Елена, выпускница Российской Государственной Специализированной Академии Искусств, победительница международных конкурсов среди незрячих пианистов: Бывает там наболело или наоборот хочется о каких-то ярких своих эмоциях рассказать. И они у меня сидят внутри и мешают мне жить. Мне хочется выплеснуть, показать, передать! И потом после этого становится гораздо легче.

Кондрацкая Анна, студентка третьего курса Российской Государственной Специализированной Академии Искусств: Висит картина моя, и проходящий человек – что он подумает, когда он будет смотреть. Какие ниточки в его душе затронет эта картина. Исходя из этих мыслей, я пишу картину. Стараюсь как-то выбрать темы, которые для каждого человека будут личными.

Ролик создан на средства гранта «Православная инициатива 2013-2014».

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?