Сколько полосок на тельняшке?

Постепенно будет создаваться огромный Флот желтых подводных лодок, в котором все – от адмирала до матроса знают, сколько полосок на тельняшке. Всего две – черная и белая, как в жизни. И за черной обязательно будет белая, если не опускать руки, если хотеть и делать

Мы уже писали о проекте Александра Гезалова (КРОМО «Равновесие») «Желтая подводная лодка», направленном на оказание помощи выпускникам (и будущим выпускникам) детских домов. В проект входят создание Клуба успешных выпускников, встречи и SMS-общение с воспитанниками сиротских учреждений, а также «погружение», как еще называют участники детский лагерь, проходящий в рамках проекта. Первое успешное «погружение» состоялось в августе.

«Прошу кубрики домиками не называть!»
С ребятами из подмосковного Софьинского детского дома Александр уже работал, приезжал к ним в гости, проводил обучающую программу, анкетирование. «Анкетирование дало такие результаты, – говорит он, – что стало понятно: детям необходимо ехать в лагерь», где они попробуют себя в новой роли, а им помогут изменить понимание жизни. Тем более что у некоторых из участников лагеря не за горами выход из детского дома.

И вот восемь ребят из Софьинского детского дома, еще несколько ребят из многодетных семей, девочка на инвалидной коляске и несколько человек руководителей и инструкторов встретились в один из августовских дней, чтобы вместе совершить 12-дневное «плавание», из группы разрозненных людей превратиться в команду и погрузиться в совершенно иную, непривычную атмосферу. Сначала – для знакомства с темой – отправились на подводную лодку, сейчас уже снявшуюся с боевого дежурства и выполняющую функции музея в московском районе Северное Тушино. А потом – в Рязанскую область, в порт «Державный».


На вопрос «а жили вы в домиках?» Саша Гезалов даже немного обижается: «прошу кубрики домиками не называть!», хотя с бытовой точки зрения ребята были устроены со всеми удобствами – на базе отдыха, услуги которой оплатил один из благотворительных фондов. Но дело в том, что военно-морская тема была выбрана неспроста, и поэтому надо ее придерживаться.

Александр сам служил на атомной подводной лодке: «Меня потрясло, – вспоминает он, – что детский дом очень похож на подводную лодку. Замкнутое пространство, и даже желтый цвет, который, как считается, не так угнетает человеческую психику, преобладает и там, и там. Капитан – это директор, офицеры – это воспитатели, а дети – это рядовые матросы. Только на лодке обучают матросов, а в детском доме не готовят ребят к жизни. А если бы они получали какие-то навыки, то умели бы маневрировать среди тех проблем и жизненных штормов, которые встречаются на пути».


В лагере ребята знакомились с особенностями службы моряков и вырабатывали качества, которые необходимы в команде – ответственность, выносливость, активность, опрятность. «Мы рассказывали ребятам как о великой истории Российского Флота, так и просто какие-то байки из собственного опыта, – говорит Саша. – И для них эти бытовые истории оказались очень актуальны. Вот такой, может быть, странный пример, но некоторые детдомовские дети вообще не стирают носки. Я объясняю: вы представьте, что живете в кубрике, как к вам отнесутся ваши соседи? И дети идут стирать».

Что такое матросская жизнь, ребята познавали по рассказам старших, во время тренировочных занятий на лодках и на ежедневных дежурствах. «Гюйс», «гальюн», «нести вахту» и «пробить в рынду на построение» – для участников лагеря это уже не просто слова. Дети ежедневно спорили за право поднять Андреевский флаг. У всех была морская форма, и каждый был обязан носить с собой расческу и носовой платок: «Расческу, – объясняет Александр, – чтобы, приложив ее к листу, вспоминать о море и ручкой рисовать волны; платок – чтобы не забывать о вежливости, а пилотка надета на голову человека, который прежде, чем что-то совершить, думает».

Подводная лодка не сдается
Думать, а только потом делать – этому ребят учили и в рамках мини-семинаров и тренингов. «У нас, например, была такая обучающая программа, – рассказывает Александр, – “Как потратить 100 тысяч рублей при выходе из детского дома”. Мы выяснили, что они совершенно не понимают, что это значит. Один мальчик сказал: “я сразу куплю себе машину за 70 тысяч, а на остальное – оденусь”. Что ему надо питаться, что нужно платить за жилье, он даже представления не имеет. И в ходе семинара все это обсуждалось и объяснялось. Еще говорили о будущих профессиях, и тоже – полный швах. О семейных трудностях. Много о чем».

Семинары и обучающие занятия проводили волонтеры, которые откликнулись на приглашение авторов, создателей и «капитанов» проекта Алексея Газаряна, вице-президента БФ «Филарет», совместно с которым КРОМО «Равновесие» осуществляет этот проект, и Александра Гезалова. После каждого мероприятия капитаны давали краткое резюме с точки зрения «подводника»: «Вот волонтер-психолог проводит семинар “Как работать с информацией”, то есть с тем огромным информационным потоком, который идет на человека и содержит множество лишнего. А в конце я уже говорю: сегодня вы поработали с информацией, то есть с теми шумами, с которыми встречается подводная лодка на глубине. Что она делает? Либо атакует, либо уходит. Но она не сдается!»


В рамках программы лагеря были также и мероприятия, на которых объяснялось, что такое православный храм, кто там служит и зачем. Но главное, считают организаторы, это не уроки православия, а незаметное для самого ребенка подведение его к вере. «Дети смотрят на нас, – поясняет Саша Гезалов, – мы живем, молимся, и ребята, даже те, которые ничего не хотели слышать о Боге, думают: “чего это они? а почему я не могу?” И в конце нашей поездки даже те дети, которые в начале вообще ничего не хотели слышать о молитве, уже читали наизусть “Отче наш”».

Двенадцать дней – это мало по сравнению с годами, проведенными в детском доме. После насыщенной программы ребята опять возвращаются в привычные желтые стены, где кому-то из них придется провести еще несколько лет, а кому-то уже всего лишь несколько месяцев. Организаторы говорят ребятам: «Сейчас мы обсудили какую-то ситуацию, представьте, что вы в нее попали. Может быть, скоро, может быть, через десять лет. Что делать? У вас уже есть ответ. Надо только его вспомнить».

Хочу, могу, буду
Одна из проблем в работе с воспитанниками госучреждений – это их нежелание что-либо делать. «То есть они делали, но обязательно заявляли: не хочу, не умею, не буду, – улыбается Александр. – И чтобы развенчать этот их девиз мы провели специальный тренинг: каждый из них написал все свои «хочу» – машину, полететь на Луну, много золота, а потом пытался ответить на вопрос – а могу ли я этого достичь и должен ли? Над этой их «не»-позицией мы работали все время, а в последний день лагеря каждый написал в личной книжке матроса свой новый девиз: “хочу, могу, буду”, “никогда не сдаваться”, “жить по правилам”. Можно сказать смело, что лодка их тряхнула».

Для многих детей, привыкших в свободное время валяться на койке и развлекаться играми на телефоне, открылись новые способы проведения досуга. Они узнали о совершенно иных ощущениях от какой-то деятельности, о чувстве удовлетворения плодами своего труда. «Один мальчик, – делится Саша, – довольно сложный такой воспитанник, взял и сшил для моего маленького сына кожаные тапочки. А ведь раньше он никогда этого не делал».

Стимул что-то делать и к чему-то стремиться появляется благодаря тому, что дети видят, что и они, если захотят, смогут чего-то добиться. Ведь добился же Саша Гезалов, смеющийся: «я когда-то был таким же, как вы, простым матросом, козявкой, а теперь, видите, я “адмирал”».

«Я ведь сам знаю, каково это, когда про тебя презрительно говорят: “а, детдомовский”, – рассказывает Саша. – Поэтому для меня это был такой особый момент, когда я услышал, как один ребенок говорит другому: “ты – никто”. А тот отвечает: “Нет, я не никто. Я матрос”. То есть он уже по-другому себя идентифицирует, во-первых, соприкоснувшись с флотом, а во-вторых, за 12 дней поняв, что он, на самом деле, может очень многое».

Сами воспитанники детских домов, не идущие по скользкому пути тюрем и пьянства, а добивающиеся своих целей, смогут изменить отношение к себе в обществе, но для этого им нужна помощь. Государственная воспитательная система не имеет достаточных возможностей, а значит, необходима помощь общества. Инициаторы проекта Алексей Газарян и Александр Гезалов будут выводить проект по поддержке выпускников детских домов на общероссийский уровень, так, чтобы с раннего возраста любой воспитанник имел возможность получать навыки, которые пригодятся ему после 18 лет, и ждут тех, кто присоединится к проекту. Ряд детских домов уже выразил желание принять участие в программе, и в следующем году уже новые воспитанники поедут в лагерь. А те восемь ребят, которые побывали в первом «плавании желтой подводной лодки», как надеются организаторы, сами через несколько лет станут примерами успешных, состоявшихся детдомовцев и приедут как инструкторы для следующих поколений. И так постепенно будет создаваться огромный Флот желтых подводных лодок, в котором все – от адмирала до матроса знают, сколько полосок на тельняшке. Всего две – черная и белая, как в жизни. И за черной обязательно будет белая, если не опускать руки, если хотеть и делать.


В течение года проект ведет активную работу по поддержке воспитанников и выпускников детских домов. Для участия воспитанников детского дома в летнем лагере необходимо заключить договор между детдомом и благотворительным фондом «Филарет».

Со всеми интересующими вопросами по участию в программе «Желтая подводная лодка» обращайтесь к Александру Гезалова по телефону 89210100527 или по электронной почте gezalov@yandex.ru.

Александра ОБОЛОНКОВА

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?