Cирийский Пушкин: что мы знаем об авторе главной молитвы Великого поста

Ефрем Сирин, который считается автором одной из главных молитв Великого поста, был знаменитым духовным поэтом своего времени. Его знали так, как мы сейчас знаем Пушкина

Преподобный Ефрем Сирин, фрагмент фрески церкви Успения Богородицы в Протате. Афон, нач. XIV в. Развалины древнего Нисибина. Фото: https://offbeattravel.blog/

А был ли автор?

Жизнь преподобного Ефрема Сирина – во многом загадка. Верующие знают его как автора великопостной молитвы «Господи и Владыка живота моего… », однако исследователи говорят, что сирийский оригинал текста не сохранился, а значит, авторство святого Ефрема не доказано на 100 процентов.

Тем не менее преподобный был одним из главных духовных поэтов своего времени. Его знали так, как мы сейчас знаем Пушкина.

У него было множество подражателей – как при жизни, так и после, и порой бывает трудно определить, что было написано самим преподобным, а что – его последователями. Ученые находят отголоски поэзии Ефрема Сирина даже в некоторых сурах Корана.

Почему мы называем его Сирин?

Ефрем Сирин родился в начале IV века, предположительно в 303 году. Он был современником святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, но в отличие от них писал не на греческом, а на сирийском языке, поэтому и называют его «сирин», то есть сириец. Тогда сирийский язык использовался на территории всей Месопотамии. А еще этот язык был близок к арамейскому, на котором говорил Христос.
Кем были родители святого Ефрема точно не известно. Сирийское житие говорит, что его отец был языческим жрецом, но его собственные произведения позволяют предполагать, что он родился в христианской семье.
Святой Ефрем большую часть жизни провел на окраине Римской империи. Низибия, где он родился, – современный Нусайбин в Турции – была когда-то персидским городом. Она стала частью Римской империи незадолго до рождения святого Ефрема, на протяжении его жизни неоднократно осаждалась персами, а в 363-м была отдана им обратно. После чего христиане ушли из города в крепость Амида, а святой Ефрем перебрался в Эдессу, где и окончил свои дни спустя 10 лет.

Городской аскет

Сарацины (арабы) атакуют византийцев в Эдессе. Миниатюра. Мадридский Скилица Иоанна Скилицы, XII век. Национальная библиотека Испании, Мадрид

Мы почитаем святого Ефрема как преподобного, то есть монаха. Но он не жил в монастыре, как большинство современных монахов, равно как и не был монахом-отшельником: Ефрем был членом общины так называемых сынов Завета.

Эти общины появились как ответ на стремление в полноте исполнять Нагорную проповедь. Но может ли каждый «оставить все» и следовать за Христом, как апостолы? Чтобы разрешить это противоречие, сирийские христиане разделили заповеди на малые и великие.

Малые (нравственные) заповеди, такие как «не лги», «не прелюбодействуй», «не кради», могут исполнить все, включая людей семейных, считали они, а исполнение больших (например, «оставь все и следуй за Мною») брали на себя «сыны Завета». «Сыны Завета» давали обет супружеского воздержания, не употребляли мяса и вина, учили псалмы и прислуживали в церкви, но не давали обета бедности. Они не уходили от общества, как делали египетские пустынники, а жили общинами в городах и деревнях, поэтому свои проповеди и поэтические сочинения святой Ефрем обращал к людям, живущим в городской суете.

Ефрем Сирин был мистиком. Что это значит?

Житие и успение прп. Ефрема. Икона. Итало-критская школа. Андреас Рицос, XV век. Греция. Афины. Византийский и христианский музей

Ефрем был скорее духовным поэтом, чем богословом. Везде в мире он видел символы присутствия Божия, которые называл тайной (по-сирийски «раза»). На греческом тайна – «мистика», поэтому Ефрема в числе нескольких других древних святых называют мистиками.

В древности «таинством» или «тайной» называли все, что соделал Бог для нашего спасения, – Его воплощение, крестную смерть, воскресение…  Подвижники, опытно пережившие встречу с Богом, часто тоже говорят о тайне, потому что трудно описать этот опыт другими словами. Все, что связано с Богом, – тайна. 

Преподобный Ефрем считал, что мы можем познавать Бога и Его тайны через Священное Писание и природу. В Священном Писании тайна – это образы, духовный смысл которых открывается не сразу. Например, история избавления иудеев от рабства египетского говорит нам об избавлении от буквального, материального рабства – и одновременно указывает на Христа, избавившего нас от рабства греху. Но открывая нам Себя, Бог Себя не навязывает, Он уважает нашу волю. Поэтому открытое Им все еще является тайной, проникнуть в которую мы можем, только если будем к этому стремиться.

В своем видении Бога везде святой Ефрем похож на влюбленного, которому все вокруг напоминает о любимом. Он восхищается Им и Его красотой, он воспевает Его и щедро делится с другими тем, что увидел. Поэтому святой Ефрем пишет гимны, которые в его время исполняли в церкви.

Книжные миниатюры. Россия, слева XV век, справа XVI век. Российская Государственная библиотека, Москва

 
Возблагодарим Бога за то, что Он облек себя, словно одеждой,
В названия различных частей человеческого тела.
Писание упоминает Его «уши», чтоб показать, что Он слышит нас.

Оно упоминает Его «глаза», чтоб показать, что Он видит нас.
Он взыскал наш образ и облекся в него,
И затем, словно Отец со Своими детьми, Он говорил с нами,

Словно на детском языке.

Ключом к тому, чтобы видеть тайны Божии, святой Ефрем считал любовь. Он называет любовь «казначеем небесной сокровищницы», потому что казначей – это тот, кто имеет доступ к богатствам, запертым на замок:

Твой фонтан, Господи, остается сокрытым

От человека, который не жаждет Тебя;

Твое сокровище кажется тщетным

Человеку, который отвергает Тебя.

Лишь только Любовь – это казначей

Твоей небесной сокровищницы.

Ефрем Сирин как лекарство от уныния

Успение прп. Ефрема. Книжная миниатюра. Минологий Василия II. Византия, X век. Апостолическая библиотека, Ватикан

В великопостной молитве Ефрема Сирина, мы просим Бога «не дать нам духа уныния». Уныние можно преодолеть разными путями: трудом, благочестивыми размышлениями, аскезой. Но творчество преподобного Ефрема Сирина напоминает нам о том Боге, Которого легко любить, потому что Он Сам любит нас!

Смерть окончила свою надменную речь,

и глас Господа нашего прогремел в шеоле,

и Он воскликнул и взломал гробы – один за другим.

Трепет охватил смерть;

шеол, который никогда не бывал освещен,

озарили сиянием стражи,

которые вошли в него, чтобы вывести

мертвых навстречу Тому,

Кто, умерши, воскрешает всех.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?