Лесное купание: японские ученые доказали, что лес может лечить человека

Доктор Куинг Ли долгие годы посвятил научному объяснению того, почему близость к природе заставляет нас почувствовать себя гораздо лучше

25 April 2019, Brandenburg, Sieversdorf: The young leaves shine green on the branches of beech trees in a forest in the Oder-Spree district. Photo: Patrick Pleul/dpa-Zentralbild/ZB
Фото: Patrick Pleul/dpa-Zentralbild/ZB

Доктор Роджер Сехеулт, доцент Калифорнийского университета и Школы медицины в Риверсайде (США), в одной из своих просветительских лекций в разгар пандемии привлек внимание еще к одному способу повысить иммунитет. Он опирается на исследования японских ученых 2007–2009 годов, содержание которых представляет собой увлекательный мини-сериал.

Серия первая. Двенадцать здоровых мужчин совершают «синрин йоку»

Доктор Куинг Ли, председатель Японского общества лесной медицины, смолоду увлекался идеей «лесного купания», по-японски – «синрин йоку». Словосочетание было введено в обиход правительством Японии в 1982 году, когда министр лесного хозяйства Томохидэ Акияма обратился к согражданам с предложением использовать лесные массивы своей страны в терапевтических целях.

Акияма интуитивно понимал, что прогулки в лесах полезны, а удаленность от природы и жизнь в больших городах отнюдь не способствуют крепкому здоровью нации.

В 1988 году измотанный подготовкой к экзаменам студент-медик Ли, следуя совету министра, отправился с палаткой в лес. Прожив там неделю, молодой человек явственно ощутил, что его жизненные силы восстановлены.

«Я не поэт, я ученый, и долгие годы я посвятил научному объяснению того, почему близость к природе заставляет нас почувствовать себя гораздо лучше», – пишет Куинг Ли в своей книге «Лесное купание», увидевшей свет в апреле 2018 года.

А его исследование, проведенное совместно с коллегами из Медицинской школы Ниппон в Токио, Школы медицины при Университете Осаки и других научных центров, было опубликовано в 2007 году в Международном журнале иммунопатологии и фармакологии. Вот его примерное содержание.

12 здоровых мужчин в возрасте от 37 до 55 лет, работающих в офисах крупных бизнес-компаний в Токио, в выходные отправились на «синрин йоку».

В первый день они прибыли на место назначения к обеду и во второй половине дня провели в лесу 2 часа. Погода стояла чудная, температура воздуха – 23 градуса тепла, влажность – комфортная.

Прошли они, правда, немного – всего 2,5 километра, потому что исследователям было важно дать участниками физическую нагрузку, примерно соответствовавшую их привычной ежедневной нагрузке в городе.

Спали джентльмены в лесном отеле, а утром опять отправились на неспешную двухчасовую прогулку. Столько же времени они провели в лесу и после обеда.

Погода опять благоприятствовала им: было тепло, но не жарко. Интересно отметить, что гуляли наши испытуемые не все время в одном и том же лесном участке, а каждый раз в разных.

Утром третьего дня они сдали анализы крови и отправились обратно в Токио.

Кстати, кровь джентльмены сдавали также на второй день эксперимента и за три дня до него, чтобы было, с чем сравнивать результаты.

Что же показали анализы?

Серия вторая. Киллеры растут и активизируются

Фото: Silas Stein/dpa

Наш иммунитет устроен довольно сложно, и включает много видов клеток, продуцирующих, в свою очередь, разнообразные молекулы. Есть, однако, некоторые ключевые показатели, которые японские ученые оценивали в данном исследовании.

К ним относится количество NK-клеток и уровень их активности.

NK-клетки – это натуральные (или естественные) киллеры, лимфоциты врожденного иммунитета, обладающие противовирусной и противоопухолевой активностью.

У 11 из 12 токийских джентльменов активность естественных киллеров существенно возросла уже после первой прогулки, и еще более – после двух дней «синрин йоку».

У всех 12 увеличилось количество NK-клеток, а также перфоринов, гранзимов и гранулизинов. Это ферменты, которые NK-клетки продуцируют для борьбы с опухолями.

Кроме того, доля гранулоцитов в составе общего числа белых кровяных телец снизилась, а доли лимфоцитов и моноцитов выросли. Это говорит о повышении активности парасимпатической нервной системы (в противовес симпатической), а когда она активна, мы расслабляемся и уровень стресса снижается.

Свидетельства свидетельствами, но откуда мы знаем, что именно лес сыграл ключевую роль в произошедших изменениях? Такой вопрос задаст логически мыслящий читатель, и будет абсолютно прав.

Мы знаем, какой напряженной может быть жизнь офисного служащего, а жесткие профессиональные, функциональные и этические требования к работникам японских бизнес-корпораций и вовсе стали притчей во языцех.

Так может быть, лес ни при чем? Просто двенадцать самураев, непрерывно находящихся под безжалостным гнетом служебного долга, в кои-то веки получили возможность расслабиться, и результат не замедлил сказаться.

Понятно, что этим вопросом не могли не задаться ученые из команды доктора Ли.

Серия третья. Агемацу побеждает Нагою

 

Фото: YAY

Что должны сделать в этой ситуации настоящие исследователи? Правильно, провести сравнительный эксперимент.

И снова двенадцать токийских служащих отправились на «синрин йоку» в район поселка Агемацу префектуры Нагано. Дизайн мероприятия практически полностью повторял предыдущий, описанный выше.

Однако на этот раз в эксперименте приняли участие еще одиннадцать джентльменов, также не жалующихся на здоровье и работающих в бесчисленных офисах многомиллионного Токио. И они получили мирную передышку, однако повезли мужчин не в лес, а в прекрасный город Нагоя, столицу префектуры Айти, чрезвычайно привлекательное для туристов место.

Исследователи тщательно спланировали эксперимент. Участники обеих групп гуляли строго одинаковое время, проходили за один раз по 2,5 километра, даже ночевали в похожих отелях. И поездка до места назначения у тех и других была не более и не менее утомительной, путь от Токио до Нагои и до Агемацу одинаковой длины.

Кстати, в Нагое есть и зеленые районы, однако для чистоты эксперимента испытуемые гуляли в местах, где деревьев нет.

Замеры показателей иммунной активности в образцах крови, взятых перед поездкой, после нее, а также через 7 и через 30 дней, продемонстрировали убедительную разницу между «синрин йоку» и городским туризмом.

Лесная группа снова значительно подстегнула свой иммунитет, а вот 11 джентльменам из городской группы, несмотря на отдых и развлечения, сделать этого не удалось. Более того, и уровень стресса у них не снизился.

В этом исследовании у испытуемых брали на анализ мочу, и измеряли в ней уровень адреналина, гормона надпочечников, выделяемого в ответ на стресс. Если у мужчин из лесной группы уровень гормона стресса снизился, то у представителей городской он остался на прежнем уровне.

Но и это еще не все. Положительные эффекты «лесного купания» сохранялись у токийских служащих в значительной степени через 7 дней после него, и в некоторой степени даже через месяц!

В чем же терапевтическая сила леса?

Серия четвертая. Летучие субстанции

Фото: dpa/picture-alliance

Ученые уже понимали, где следует искать ответ.

Дело в том, что помимо образцов крови в предыдущих экспериментах исследовались образцы лесного воздуха и сравнивались с образцами воздуха городского.

Чем же отличался лесной воздух? Фитонцидами!

Фитонциды – это выделяемые растениями летучие вещества. Наверняка, наши читатели слыхали о них в связи с чесноком и луком, которые благодаря этим самым фитонцидам обладают некоторым противомикробным и противовирусным действием. Оказывается, выделяют их также дуб, эвкалипт, сосна и другие деревья и кустарники.

Эти летучие субстанции – важная часть естественного иммунитета леса. Фитонциды пихты убивают коклюшную палочку (возбудителя коклюша); сосновые фитонциды губительны для палочки Коха (возбудителя туберкулеза) и для кишечной палочки; береза и тополь поражают микроб золотистого стафилококка.

Гектар соснового бора выделяет в атмосферу около 5 килограммов летучих фитонцидов, а можжевелового леса – до 30 килограммов в сутки.

Интересно, что в пробирке с кровью фитонциды продемонстрировали именно то действие, которое ученые наблюдали в крови участников исследования после лесных прогулок: повысили активность клеток-киллеров и уровни противоопухолевых белков.

Но доктор Ли и его группа провели еще одно исследование.

Участниками опять стали 12 здоровых мужчин из города Токио. Возможно, такое число (12 или 11) выбиралось неслучайно.

В японской культурной традиции есть числа счастливые (5, 7, 8) и несчастливые (4, 9, 24), а 11 и 12 не относятся ни к тем ни к другим, так что на исход научного эксперимента никакая мистика повлиять не могла.

Какое же приключение приготовили исследователи испытуемым на этот раз? Что делали мужчины в рамках эксперимента?

Спали.

Но не просто так, а со смыслом. В комнатах городского отеля, где жители столицы провели три ночи, было распылено эфирное масло chamaecyparis obtusa – Кипарисовика туполистного. Надо ли говорить, что оно изобилует фитонцидами, которые и вдыхали во сне 12 здоровых, но усталых мужчин.

Возможно, читатели уже догадались, что именно продемонстрировали замеры показателей крови и мочи участников исследования. Да, иммунологические параметры опять выросли, а уровни гормонов стресса снизились.

Эпилог

Фото: YAY\TASS

Лесная медицина – серьезная отрасль в Японии. В этой густонаселенной островной стране с маленькой территорией сегодня насчитывается 62 терапевтических лесных массива. Каждый год они принимают до 5 миллионов посетителей.

Может быть, хороший иммунитет жителей – помимо эффективности мер, принимаемых правительством и врачами – тоже играет свою роль в том, что Япония так хорошо, в сравнении с другими развитыми странами, справляется с пандемией COVID-19? Впрочем, это всего лишь скромное предположение.

Доктор Ли рекомендует тем, кто не может добраться до леса, гулять в парках и садах, а если и это на каком-то этапе невозможно – как сейчас из-за ограничительных мер – прибегнуть к ароматерапии.

Хотя, конечно, никакие ароматические масла не заменят шум ветра в кронах, пение птиц, очарование игры света и тени, не повторимого ни в каких иных средах…Того, что не поддается научному анализу, но делает нас не только физически здоровее, но и счастливее.

Источники:

Coronavirus Pandemic Update 56: What is “Forest Bathing” & Can It Boost Immunity Against Viruses?

Japanese “forest medicine” is the science of using nature to heal yourself — wherever you are

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?