В России появится особый день для благотворительности ЩедрыйВторник — в этом году 29 ноября. Как его могут отметить НКО, предприниматели и обычные люди?

Сайт

Русскоязычный сайт международной общественной инициативы #ЩедрыйВторник открылся для регистрации участников, которые получили возможность нанести на карту всероссийской кампании свое «событие».

Инициатива #ЩедрыйВторник (GivingTuesday) возникла в 2012 году и получила распространение более чем в 70 странах мира. Теперь к ней присоединилась и Россия.
В 2016 году #ЩедрыйВторник приходится на 29 ноября. Организатором инициативы в нашей стране является Фонд поддержки и развития филантропии «КАФ» (CAF Россия).
#ЩедрыйВторник рассматривается как платформа для сотрудничества НКО, бизнеса, СМИ, учебных заведений, местных сообществ, а также частных лиц. Предполагается, что это начинание станет импульсом для развития благотворительности.

Светлана Горбачева, директор по маркетингу и коммуникациям Фонда «КАФ», рассказала «Милосердию.ru», как присоединиться к инициативе, что нужно делать 29 ноября, и какую роль в благотворительности должен сыграть хештег #ЩедрыйВторник.

— Что такое #ЩедрыйВторник, и как надо действовать, чтобы принять участие в акции?

— #ЩедрыйВторник – это в первую очередь движение. Например, похожее на беговое или музейное. Несколько лет назад у нас не было беговых клубов, не было качественно организованных марафонов, и никто не предполагал, что в музеи можно ходить ночью, и что это не скучно.

Когда мы впервые задумались о том, чтобы принести #ЩедрыйВторник в Россию, мы хотели, чтобы зародилось движение, чтобы оно вирусным образом передавалось от человека к человеку. Ведь это очень просто – делай добрые дела и приглашай друзей присоединиться.

SGorbacheva

Светлана Горбачева. Фото с сайта philanthropy.ru

Мы хотим пригласить всех-всех-всех в больших и маленьких российских городах сделать три простых шага:

1) Зарегистрироваться в качестве партнера и участника на сайте www.щедрыйвторник.рф.

2) Запланировать любое доброе дело и сделать его 29 ноября.

3) Рассказать об этом друзьям в социальных сетях с помощью хештега #ЩедрыйВторник.

Для НКО и бизнеса формула та же самая.

— Приведите, пожалуйста, пример самого лучшего использования такой платформы, как «Щедрый вторник».

— Отличительной чертой этой инициативы стали как раз разнообразие форматов и разношерстность участников.

Крупные и не очень магазины собирают благотворительные корзины для неимущих, кофейни продают кофе и отчисляют средства людям с идиопатической гиперсомнией, некоммерческие организации проводят дни открытых дверей и уличные флешмобы,

компании вовлекают сотрудников в волонтерские акции и добавляют денежные средства к благотворительным сборам,

частные лица участвуют в благотворительных марафонах, отдают ненужную одежду, жертвуют онлайн. И делают еще много всего другого!

Лично мне очень нравится акция лондонской транспортной кампании Arriva. Это такие красные двухэтажные автобусы, они известны во всем мире как лондонская достопримечательность. Так вот, этот автобусный оператор забрендировал один автобус логотипом #ЩедрыйВторник и пустил его по специальному маршруту.

За день автобус с сотрудниками компании объехал все благотворительные организации, которые поддерживала Arriva на протяжении последних нескольких лет. На каждой остановке были запланированы интересные активности, близкое знакомство с деятельностью организаций, неформальное общение и передача грантов, а еще – таким необычным образом автобусу удалось привлечь СМИ и рассказать о сотрудничестве Arriva с городскими благотворительными организациями.

— Почему вы решили присоединиться к международной акции, а не организовать ее российский аналог?

— У нас в России есть свои традиционные для благотворителей праздники – это Пасха и Рождество, День защиты детей, месяцы, посвященные осведомлению о том или ином заболевании. Таких значимых дней много, но одного дня, который был бы посвящен именно благотворительности – нет.

Очень важно, что #ЩедрыйВторник – это день, когда люди совершают добрые дела и рассказывают о них не только в России, но и по всему миру. Сейчас движение объединяет более 70 стран. В этом году присоединились Чехия, Хорватия и Россия. На фоне того разобщения, войн и катастроф, которые мы наблюдаем в мире, нам очень хочется объединиться для правильной и доброй цели.

— «Щедрый вторник» — это информационная кампания, или не только?

— Нет, не только. Конечно, #ЩедрыйВторник – это платформа, позволяющая всем участникам благотворительного поля найти друг друга. Но, кроме того, цель инициативы #ЩедрыйВторник – это развитие среды, культуры благотворительности.

Люди должны понять, что делать добрые дела правильно и просто.

В нашей российской традиции не принято рассказывать о собственных добрых делах. Ведь правая рука не должна знать, что левая творит милостыню. Но для того, чтобы этих благотворящих рук стало больше, мы должны начать говорить об этом.

— Чего вы ожидаете от этой акции в России? В чем будет измеряться успех: в количестве публикаций, собранных денег, участников?

— Мы хотим, чтобы у большого количества людей появился повод начать заниматься благотворительностью.

Конечно, мы будем обращать внимание на цифры: рост пожертвований в крупных агрегаторах и платежных системах — Благо.ру, Planeta.ru, Добро.Mail.ru, PayPal; количество партнеров инициативы; охват в социальных сетях и СМИ.

Но главным мерилом успеха для нас станет «вирусность» инициативы: понравится ли она людям, будут ли они делать добрые дела и рассказывать об этом друзьям.

— Много ли участников уже зарегистрировалось? Что это за организации (или люди)?

Мы не так давно запустили сайт, и пока на нем регистрируются организации – компании и НКО, их уже более ста.

Поддержку нам оказывают Благотворительный фонд В. Потанина, Благотворительный фонд «ОМК-Участие», Благотворительный фонд «Система».

В рабочую группу инициативы вошли Форум Доноров, Агентство социальной информации, Ассоциация фандрайзеров, Благотворительное собрание «Все вместе», Всемирный фонд дикой природы (WWF) и Благосфера.

Частные лица пока подключаются в небольшом количестве, их будет значительно больше, когда мы начнем массовую информационную кампанию.

— Как будет работать хештег #ЩедрыйВторник?

— Социальные сети – это способ рассказать друзьям о вашем участии в добрых делах и пригласить их присоединиться. А хештег нужен для того, чтобы обозначить принадлежность к инициативе и увидеть, кто и как в ней участвует. Любой человек, нажав на хештег в социальных сетях, попадет в ленту с фотографиями и текстами участников. Таким образом можно быть в курсе последних событий, комментировать, общаться и делиться любой информацией.

— Может ли единовременная акция серьезно повлиять на ситуацию в сфере благотворительности?

— Важно, чтобы #ЩедрыйВторник не стал единственным днем в году, когда люди всерьез обращают внимание на благотворительность.

Так же, как и ваш день рождения – не единственный день, когда вас любят, но день, когда у любящих есть еще один повод выразить добрые чувства, а у вас – поблагодарить их за это!

#ЩедрыйВторник – это день, когда мы хотим еще раз громко напомнить о том, что должно являться частью обычной жизни. Жизни каждого из нас. И да, это может помочь, потому что инициатива – это только верхушка большого айсберга, под которой огромный ежедневный труд большого количества людей, работающих в НКО, социально ответственном бизнесе, занимающихся волонтерством, социальной журналистикой или предпринимательством. Без всех этих людей #ЩедрыйВторник был бы невозможен.

— Проводились ли в российских регионах какие-то похожие акции?

У нас в стране есть свои успешные практики, например, фестивали «Добрый город». Во всех городах они проходят в разное время, но мы надеемся, что некоторые из них смогут присоединиться к #ЩедромуВторнику. Одним из наших партнеров уже стал «Добрый город Петербург».

Мне всегда импонировали такие идеи, потому что коллаборация – это сильный ход, и некоммерческий сектор должен чаще его использовать. В случае с инициативой #ЩедрыйВторник участники привлекают внимание и ресурсы к самим себе под общим зонтиком. Нет никакой одной темы или одного «кармана» для сбора средств.

— Какие идеи из международного опыта проведения «Щедрого вторника», по Вашему мнению, могут оказаться наиболее подходящими для России?

— Больше всего внимания привлекают яркие и креативные идеи, разумеется, нужна и «красивая картинка» для СМИ. Очень эффективны партнерские акции – когда компании проводят мероприятия совместно с благотворительными организациями или благотворительные организации объединяются между собой.

— Что нового может появиться в российской благотворительности благодаря платформе «Щедрый вторник»?

— Все мы хотим одного – лучшего мира вокруг нас. Здоровых детей, у которых есть родители, досмотренных, ухоженных стариков, сохранную природу, возможность творить и небезразличных людей рядом. Но решение проблемы возможно, только когда общество консолидируется и находится в одном понятийном поле, в одной системе ценностей. Для этого и нужна культура благотворительности. Только все вместе мы можем сформировать ее в нашей стране.

#ЩедрыйВторник предоставляет для этого инфраструктуру – сайт, на котором можно зарегистрироваться в качестве партнера, нанести свое благотворительное событие на интерактивную карту, самостоятельно формировать новости и публиковать истории. На этом сайте любой заинтересованный человек может найти дело, к которому он захочет присоединиться.