Митек Дмитрий Шагин считает себя «православным со стажем». В 1972 году он с мамой пошел креститься. Ему было шестнадцать, маме сорок. Его крестная преподавала в Ленинградской Духовной Академии. Крещение происходило у нее на дому, крестил студент духовной Академии.
Начались гонения в школе, после окончания которой ему выписали волчий билет и характеристику, с которой не брали ни в один институт. Карьера художника была закрыта. Дима пошел работать оператором в котельную, где кочегарами тогда работали известные художники и поэты. Среди них было много и православных, усилиями которых стал выпускаться самиздатовский журнал «Община». Далее – события, которые известны многим: «бульдозерная выставка», «манифест митьков». Сейчас не в котельную, а в большую квартиру к митькам может зайти каждый. Этот дом стал музеем.
Но есть еще один дом, о котором знают немногие. И он для Дмитрия Шагина гораздо важнее, чем музей. Это «Дом Надежды на горе», где Дмитрий является председателем Попечительского совета.
– Многие годы мы несли культуру митьков в массы. Помните особенность? Если кто читал митьков, там постоянно присутствует ситуация с портвейном. И не случайно. В мире существует огромное количество людей, у которых есть проблема с алкоголем. Так случилось, что я попал в это число. Мой папа, хороший художник, был наркоманом. А я его сын. Мне казалось, что человеку православному не выпить даже как-то не хорошо. Святой князь Владимир говорил, что «веселье на Руси питие есть и винца надобно обязательно выпить».
– А сейчас тема винца в работах присутствует?
– Если вспоминаю, что раньше было, то да. Но в основном моя тема – это город. Так вот, про вино. Кому-то нужно просто выпить, а кому-то похмелиться еще захочется. То есть уже проблема. Алкоголик – это человек, у которого есть проблемы, связанные с выпивкой. Так сложилось, что вокруг меня было достаточно много людей с такой проблемой. И все они были моими друзьями.
– То есть, все митьки – алкоголики?
– Нет, не все, но есть некий процесс. Митьки – это срез общества. Так получилось. У меня был друг, кинорежиссер. У него была проблема с алкоголем. Он сам решил бросить, молился, в храм ходил, с батюшкой дружил. Но слабинку-то себе давал. А ведь алкоголь – это как сахарный диабет. Если врач говорит, что тебе нельзя сахар есть, так нельзя его есть. Так же и алкоголик – если выпьет небольшое количество, возобновится тяга. И в конце концов он погиб. А я пить продолжал.
Потом я в Америку поехал. Познакомился с одним замечательным человеком, который на меня сильно повлиял в этом смысле. Там я узнал про систему «12 шагов». У меня, кстати, для нее и фамилия подходящая. Эта программа была придумана, когда был сухой закон. Спившиеся алкоголики должны были сделать выбор. Главный алкоголик, которого звали Билл, стал рассказывать о своем опыте и помогать другим. Полгода он так ходил, потом пришел к жене и говорит: «Знаешь, вот я ходил, а у меня ничего не выходит. Вроде соглашаются, а потом вновь пить начинают». А жена ответила: «Билл, но ты-то остался трезвый!» Отсюда вывод: чтобы самому остаться трезвым, надо помогать другому». Принцип вполне христианский, православный. Я так пить перестал. Совсем.
Хотя эта программа нерелегиозная. Это скорее терапевтические шаги. Важно признать, что у тебя есть проблема. А все почему-то думают, что эта проблема у них не такая тяжелая, а раз так, то можно рюмочку-то выпить. А здесь «двадцати рюмок слишком мало, а одной слишком много».
Так вот. Девять лет назад мы стали строить «Дом Надежды на горе» – реабилитационный центр для анонимных алкоголиков. Они приходят к нам после того, как их закодировали, «подшили», или они заплатили много денег за какую-нибудь одну таблетку, от которой перестаешь быть алкоголиком. У нас бесплатный центр. Чтобы обрести надежду, к нам приходят люди, которые отчаялись. Если у людей потом вновь случаются проблемы, они срываются, опять возвращаются к нам.
Больше тысячи людей у нас сохраняют трезвость на протяжении многих лет. В 1996 году нас благословил Святейший Патриарх Алексий II. А в 1997 году мы официально открылись. Сейчас нас духовно окормляют батюшки из Феодоровского кафедрального собора.
Немало народу пришло в церковь благодаря тому, что у нас есть часовня Св. Вонифатия, а в ней икона Неупиваемая чаша.
– Вы называетесь «Дом Надежды на горе». Чем знаменательна эта гора?
– Это удивительное место. Вокруг Питера поля и равнины. Правда, у нас есть Воронья гора, откуда стреляли фашисты. А рядом есть еще гора, которая называется Перекюля, что по-фински означает дальняя деревня. Эту гору и предложил первый директор нашего дома Владимир Трифонов. Когда я ее увидел, меня как художника это потрясло. Красиво неимоверно! Я понял, что для человека, который прошел этот ад, нужно попасть сюда и наблюдать с этой высоты мир, который не такой уж плохой.
Правда, житейских проблем с горой оказалось много. На ней стоял недостроенный каркас дома. Нужно было установить водопровод, свет… Сначала мы пристроили женский корпус на десять коек, потом мужской на двадцать. Потом часовню, баньку. Получился маленький городок.
– «Дом Надежды» все- таки далеко от города. Как узнают о нем люди?
– Друг от друга. У нас иногда очередь за три месяца вперед. Иногда звонят лично мне и я помогаю. Если человек говорит из дальнего-дальнего города, у него хватает только на билет, конечно, его надо пропустить без очереди. Главное – не оттолкнуть, дать понять, что мы готовы помочь каждому.
– Какой возраст тех, кто приходит в Дом, из какого они социума?
– Весь возрастной и социальный спектр. Тяжелее, конечно, докторам, потому что доктор здесь по другую сторону баррикады. Он привык, что он доктор, и болезнь его не коснется. Сложнее батюшкам, которые тоже у нас бывают – их к нам направляет на лечение Патриархия. А что вы удивляетесь? Болезнь может коснуться каждого. Все наши люди очень ранимые. Я даже слышал, что алкоголик в переводе с древнего языка означает тонкочувствующий. У них ранимая душа. К нам приходят и бомжи, и те, кто отсидели срок. И все они – интересные люди, я не преувеличиваю.
– Какие у вас программы?
– Есть несколько программ: первичная, программа профилактического срыва, семейная, программа 12 шагов. Люди проводят у нас 28 дней. Распорядок дня строится на занятиях. Зачастую они приезжают сюда после капельниц, еле ходят, а мы им даем ручки, тетради для того, чтобы они могли понять, что с ними произошло, в чем причина этого заболевания.
– А когда нет занятий, чем они занимаются? Гуляют по полям – по лугам?
– Подъем в восемь утра и люди заняты весь день. Лекции, фильмы. Программа насыщенная. Сами понимаете, что если они начнут ходить по полям и лугам, то, в конце концов, какой-нибудь ларек найдут.
– Что самое сложное для человека, который привык к алкоголю?
– Сложно признать свою проблему, придти к Богу.
– Есть ли то, что вы категорически не принимаете, что вызывает у вас отторжение в другом человеке?
– Я не принимаю злобу. Все можно оправдать, но злобу – нет. Я люблю людей добрых. И здесь мне повезло. Могу привести много примеров из жизни тех, которых и жизнь бьет, и люди обижают, но они сохраняют свою веру. А за своих врагов – за них молиться надо.
И помогать. Всем помогать. Поэтому, если у кого-то есть родственник-алкоголик, или друг, или он сам алкоголик, знайте, что есть станция Можайская, поселок Перекюля, и от станции в гору двадцать минут ходьбы.
А точный адрес такой:
188331, Ленинградская обл., Ломоносовский район, Горская волость, дер. Перекюля, дом 16.
Телефон: (812) – 749-38-75.
Записала Жанна СИЗОВА
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.