«Сестра милосердия – духовный спецназовец»

О проблемах современных сестричеств милосердия, о специфике сестринского служения мы разговариваем с духовником Сестричества милосердия св.мц. Татианы протоиереем Сергием Филимоновым

Сестричествам милосердия в своем служении часто приходится сталкиваться со сложными ситуациями. Из одних выход находится сразу, другие требуют усилий. Многие трудности легче преодолимы при налаживании связей сестричеств друг с другом, когда можно поделиться опытом или вовремя протянуть руку помощи. Для этого создана Ассоциация сестричеств, куда входят представители со всей России. Наш разговор – с заведующим медицинским сектором отдела по благотворительности Санкт-Петербургской епархии, Председателем Общества православных врачей Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого), членом комитета по биоэтике при Московской Патриархии, профессором Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, доктором медицинских наук духовником Сестричества милосердия святой мученицы Татианы протоиереем Сергием Филимоновым.


Протоиерей Сергий Филимонов. Фото диакона Андрея Радкевича

– Отец Сергий, на ваш взгляд, существуют ли отличия в работе сестричеств разных городов?

– Общие принципы работы у нас одни и те же. Все мы служим Христу, и идеологическое обоснование служения едино, вне зависимости от регионов. Но каждое сестричество имеет и свои индивидуальные принципы работы. Санкт-Петербург – город контактный, взаимодействие между общинами у нас развито. Во многих сестричествах существует профильная специализация. Одно сестричество специализируется на помощи онкологическим больным, другое имеет, к примеру, большой опыт в психиатрической помощи. Специализация существует и в сестричествах других городов, это их, так скажем, изюминка. Я думаю, что на определенное направление служения накладывают отпечаток традиции служения храма, расположение ближайших к нему больниц и учреждений социального характера.

– Во многих сестричествах большую часть сестер составляют добровольцы, а в других приветствуется именно профессиональный подход: будущие сестры проходят необходимое обучение, пополняют штаты больниц. Ваше сестричество больше состоят из профессиональных сестер или добровольных помощников?

– Изначально мы ориентировались на добровольцев, но опыт работы показал, что такие организации нестойкие. При возникновении каких-то внешних изменений она может распасться. Поэтому часть представителей нашего сестричества трудоустроены в штат государственных лечебных учреждений. В наше сестричество входят и медсестры, и врачи, и санитарки. Естественно, с самого начала был поставлен вопрос о сертификации и о профессиональном подходе к деятельности. В сестринском служении должно быть полное единение духовности, милосердия и профессионализма. Если что-то из этих условий выпадает, тогда организация не будет соответствовать должному уровню. Милосердие и профессионализм должны дополнять друг друга. Если сестричество действует непрофессионально – это уже дискредитация служения.

Кстати, дореволюционный опыт тоже показывает, что сестры милосердия должны быть профессионалами. Сестры милосердия в дореволюционные времена на голову превосходили остальных медицинских работников, они ценились особо. И сегодня время сестра милосердия должна соответствовать качествам человеческим, духовным, профессиональным.

Сестра милосердия – это духовный спецназовец. У нас многие сестры находятся в штатной структуре городских больниц, кто-то занимает должности при храмах. Кроме этого, некоторые совмещают службу на приходе и сестры милосердия в больнице. Существует еще одна категория сестер – женщины, имеющие светскую работу, как правило, вполне высокооплачиваемую, вплоть до директора частной фирмы или администратора авиалиний. Свободное время или выходные дни они посвящают тому, чтобы ухаживать за больными и сиротами.

– Как часто у сестер милосердия происходит профессиональное выгорание, как его избежать?

– Любое выгорание в церковной среде является признаком того, что в какой-то момент человек стал рассчитывать на себя, а не на Бога. И это особенно касается медицинской сестры. Ей может показаться, что она все умеет, нет ничего нового, и приходит моральная усталость. Как только нарушается грань между доверием человека к Богу, и вместо Бога встает собственное «я», благодать Божия оставляет нас и начинает запускаться процесс выгорания. Может, с помощью Божьей что-то хорошо и получилось, а мы гордыней тешимся, да смотрим свысока – это путь в никуда, и уж конечно, не к милосердию и любви. Когда начинаешь какие-то успехи приписывать себе, нужно вовремя остановиться. Нельзя забывать, что Христос дарует человеку благодатные дары. Только Христос дает и физические, и моральные силы, и помогает найти правильный подход к больному.

– Случается ли, что сестра милосердия впадает в угнетенное состояние, видя перед собой постоянно тяжелобольных людей?

– Безусловно, могут быть такие ситуации. Но если сестра участвует в церковных таинствах, прибегает к Святому Причастию, то у нее появятся силы преодолеть душевные страдания. Господь обновляет естество.

– Бывает, что человек тяжело болен и ему не обойтись без ухода, но он не принимает помощь, оскорбляет сестру и ведет себя так, что с ним рядом находиться невозможно. Что делать в этом случае?

– Если сестра милосердия выполняет должностные обязанности, работая в государственном учреждении, она обязана больному помогать независимо от его ожесточенности. Это ее медицинский долг. А если речь идет о добровольной деятельности, то в этом случае она должна пользоваться духовными знаниями о подходе к больному. Нужно ли дальше продолжать контакт, нужно решать с помощью духовника. Иногда можно и отойти. Часто необходимо сделать это на время. Если не забывать прибегать к молитве и советам священника – и из таких тяжелых ситуаций выход найдется. Сестра должна определить свой духовный потенциал, чтобы понять, остановиться ей или продолжать осуществлять контакт. С кем-то можно продолжать общение несмотря ни на что, а с кем-то именно ей этого делать нельзя, даже вредно. В таких случаях Господь часто вмешивается Сам, и этот процесс управляется.

В моей практике были случаи, когда сестрам милосердия приходилось прекращать контакты с некоторыми больными. Был человек, который буквально прогонял сестер, да и священников, пришлось уйти. А через некоторое время с ним произошли кардинальные изменения. В последнюю минуту жизни он просил, чтобы его простили. В моей практике довольно много случаев, когда перед смертью человек менялся, был особенно откровенен. Нам надо посеять зерно, а примет зерно человек или не примет – это его выбор.

– Допустим, больной все-таки не принял этого зерна и ожесточенным умер. Наверняка сестра милосердия в этом случае может переносить сильные душевные переживания…

– Но ведь человек совершает выбор. Сестра милосердия не имеет права вмешиваться, она может только предложить что-то. Есть несколько этапов работы с человеком, когда ему пытаются что-то донести. Если сестра постаралась дать все больному, что могла, но он не принял – ее совесть чиста.

– Каковы основные направления служения в вашем сестричестве?

– Это милосердное медицинское служение – работа с больными в государственных и негосударственных медицинских учреждениях, патронаж на дому тяжелых больных – все это «направление красного креста». «Направление желтого креста» – социальное служение престарелым людям, многодетным, семьям, попавшими в кризисную ситуацию. И «синий крест» – церковно-педагогическая деятельность: сопровождение молодых и неполных семей, детей-сирот, окормление брака. Сестры милосердия должны оказывать любую помощь: медицинскую, педагогическую, психологическую, церковно-духовную. Такое служение существовало до революции, но имело несколько другие формы.

– Сестричество существует на пожертвования. Как удается находить благотворителей? Эта задача лежит на ваших плечах?

– Под лежачий камень вода не течет. На первом месте должна, конечно же, стоять молитва к Богу, обращение к Нему, чтобы Он оказал помощь для реализации того или иного проекта. И Господь действительно часто приводит благотворителей. Второе – получение грантов на интересные и необходимые проекты. В этом случае проект должен соответствовать самым высоким и современным требованиям. Для того, чтобы заинтересовать общественность деятельностью сестричеств, должны привлекаться средства массовой информации, интернет-ресурсы, любые другие информационные технологии, освещающие милосердное служение. Кружечные сборы в храмах – тоже подспорье. Ждать, что все само собой появится – значит впасть в заблуждение, это не деятельный путь. Но духовная составляющая – горячая молитва – всегда должна присутствовать. Самое главное, мне кажется, донести до людей, которые обладают денежными средствами, боль тех, кто надеется на их помощь. Но многие из них, к сожалению, милосердием совершенно не интересуются. Люди ожесточились, им намного интереснее купить яхту, чем пожертвовать на помощь, приоритеты совершенно другие. Поэтому ничего путного не произойдет, пока не будет возврата к понятию, что милосердие – это наше естество, что оно необходимо для души и сердца каждого из нас.

– Каково это – быть духовником сестричества? В чем тяготы, а в чем радости такого служения?

– Духовник сестричества милосердия – это священник, который работает с женским коллективом. И здесь есть свои особенности. Сообщество женщин иногда бывает слишком эмоциональным, и оно многим отличается от коллективов смешанных, где есть и мужчины. Иногда, признаюсь, у некоторых могут проявляться и совсем не церковные и не духовные качества. Просто нужно не забывать о том, что хоть мы и церковный коллектив, но каждый человек привносит часть своего воспитания, окружения в общество людей, которые не всегда его взгляды разделяют. Многие ведь не так давно воцерковились, и нужно духовно расти уже вместе, преодолевая немощи друг друга. С другой стороны, сестричество – это уже слаженная организация, не просто приход, а община, где происходит постоянное общение и служение одних и тех же людей, и они должны держать себя в определенных рамках. Поэтому от духовника требуется особое внимание ко всему что происходит, нельзя забывать, что сестричество – это духовно-общественный организм, который требует постоянного наблюдения. Если этого не происходит, то какая бы ни была совершенная организация, она разлаживается и выходит из строя. Особенностью общины сестер милосердия, которое находится на грани соприкосновения с человеческими страданиями, является физическая и иногда моральная усталость, и здесь требуется постоянное бдение. Ведь нужно, обязательно нужно, чтобы между людьми были мир и взаимная любовь. Чтобы все проявляющиеся страсти вовремя преодолевались. Чтобы в добродетелях совершенствовался и духовно рос человек. Радость, безусловно, есть. Когда видишь, что в результате служения сестер люди приходят ко Христу, спасаются и меняют свою жизнь. И даже если они страдают – их страдания не бессмысленны. Они начинают понимать христианский смысл болезни. Жизнь преображается – и человек приходит ко спасению. А каждая спасенная душа – это большая радость.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться