С нового ракурса

Лучшие книги интересны в любом возрасте, но, несмотря на это общее правило, существуют частные закономерности. Как с помощью книги взглянуть на своих подросших детей свежим взглядом?

Известно, что лучшие книги – те, которые интересны в любом возрасте, но, несмотря на это общее универсальное правило, существуют некоторые частные закономерности. Например, книгу, где главный герой ребенок, интересно читать тому, кому столько же лет, сколько этому самому главному герою. Работает правило действительно часто.

Скажем, Малышу – другу Карлсона – восемь лет, и эти истории действительно интересны детишкам-первоклассникам и второклассникам. Но есть и еще одна закономерность – если вы хотите понять своего ребенка, почитайте также «детские» книги, где действуют персонажи нужного вам возраста. Классический пример – «Над пропастью во ржи» Сэлинджера. Но кроме него есть и другие. Та же великая сказочница Линдгрен может дать ключ к пониманию внутреннего мира ребенка, и не только одинокого Малыша или озорника Эмиля из Леннеберги. Про маленьких замечательно рассказывается в автобиографической повести «Мы все из Бюллербю», а про взаимоотношения разновозрастных детей очень хорошо – в повести «На острове Сальткрока». Обе эти книги довольно известны, психологические портреты главных героев, как всегда у Линдгрен, выписаны с мельчайшими подробностями, особое удовольствие доставляют описания чудесной суровой северной природы, знакомого и нам Балтийского моря, колоритных фьордов и традиционных шведских праздников.

Но своеобразным «учебником по психологии подростка» в творчестве Линдгрен являются, на мой взгляд, не перечисленные выше повести, а менее известная «Бритт Мари изливает душу». Эта добрая книга была написана в 1944 году, во время второй мировой войны, и реалии времени находят в ней свое отражение. Но будем последовательны. Повесть рассказывает о жизни, вернее нескольких месяцах из жизни пятнадцатилетней девушки Бритт Мари. Она пишет письма своей подруге, в которых рассказывает о том, что с ней происходит, о своих взаимоотношениях с друзьями, одноклассницами, родителями, братьями и сестрами. Форма писем позволяет вести рассказ от лица главной героини и Линдгрен удивительно удается выдержать тон девочки-подростка. И пускай порой кажется, что речь идет о вещах не очень современных, на самом деле, все, что волнует Бритт Мари, все, что она переживает, очень похоже на то, что переживают и современные девушки этого возраста.

Все это особенно любопытно, учитывая тот факт, что Бритт Мари – из большой семьи, у нее два брата и две сестры. Примеров взаимоотношений в большой семье в современной детской литературе не так много, и мы, православные родители, порой и не знаем, откуда почерпнуть опыт выстраивания внутрисемейных отношений. Бритт Мари в хорошем смысле гордится своей семьей – ее жизнь наполнена подлинными интересами, настоящими праздниками, серьезными разговорами. Но то, что в большой семье есть также определенные сложности, не ускользает от взгляда вдумчивого, умного подростка: «Я не люблю быть бедной. А ты ведь понимаешь: когда в семье пятеро детей, то каждому достается не так уж жутко много карманных денег на целую неделю. Не думай, что я неблагодарная. Я часто думаю о том, что тысячи беспризорных детей, нуждающихся в помощи, бродят по улицам Лондона. Но это не мешает мне желать множество вещей. Мама, конечно, говорит, что нет на свете худшей болезни, чем жажда иметь, и что человек бывает счастливее, если не стремится к тому, чего нельзя получить. Я изо всех сил стараюсь избегать подобных желаний и не роптать…» Попытки найти небольшую работу, помощь по хозяйству, размышления о своем будущем – все находит отражение в добрых письмах Бритт Мари.

Но помимо этой «мысли семейной» интересны описания и школьных проблем детей этого возраста. В классе появляется новая девочка, единственная дочка управляющего имением. Марианн училась раньше дома, у нее, как замечает автор, «никогда не было школьных товарищей». Одетая как куколка, с эмалевой пудреницей, она тут же оказывается в центре девичьего кружка. Ей пытаются подражать, а она пытается властвовать. В каждом классе есть свой «гадкий утенок», которого никогда никуда не приглашают, который всегда отвечает невпопад и вообще нелепо себя ведет. Марианн предлагает объявить такой девочке бойкот, но справедливая Бритт Мари берется защитить Бритту Свеннсон. Не побоявшись пойти против мнения всех остальных, она иронично замечает: «Я слышала, будто японцы мучили свих пленников, заставляя овец лизать им подошвы ног до тех пор, пока пленники не сходили с ума. Не стоит ли подумать о чем-нибудь таком и в нашем случае? Кажется, недостатка в глупых овцах в этом классе нет…» Так как предложение по поводу бойкота не вызвало в классе единодушия, Марианн пришлось отступить. Со временем оказалось, что она вовсе не плохая девочка, просто ее надо научить дружить. Бритт Мари становится хорошей подругой Марианн, а во время зимних каникул, гостя у нее в усадьбе, спасает ей жизнь, вытянув из проруби. И опять Линдгрен важно не просто показать героический поступок девочки, а сделать эту ситуацию испытанием для ее внутреннего мира. Как не возгордиться, когда весь городок только и говорит о подвиге Бритт Мари, что она сама думает об этом. Читать о том, как меняется ее отношение к происходящему и к себе очень интересно.

Еще один сюжет, заслуживающий нашего внимания, это отношение девушки с молодыми людьми – блестящим и коварным Стигом и порядочным юношей Бертилем. Молодые люди оказываются вместе в разных ситуациях, они по-разному себя ведут, и Бритт Мари анализирует их поведение. Чего хочет добиться каждый из окружающих ее ребят в будущем, какого идеального мужа хотят видеть рядом с собой девушки в пятнадцать-шестнадцать лет, – все это напоминает и каждого из нас, когда-то бывших в этом возрасте, наших тогдашних друзей и подруг. Смешные разговоры и шутки, взаимные подтрунивания, ироничные шпильки, ужимки и всеобщий хохот – кажется, что общение подростков состоит только из этого, но на самом деле, за внешними бурными и порой грубоватыми проявлениями идет серьезная работа «по взрослению». Великая Астрид напоминает нам, взрослым, о собственном переходном возрасте и говорит, что из этих внешних дурацких проявлений обязательно вырастет серьезность и ответственность, которой нам так не хватает в наших детях. Искренняя Бритт Мари заставляет вспомнить о самом лучшем, самом светлом, что было с нами много лет назад, показывает наших детей с той стороны, о которой мы порой забываем, общаясь с ними.

Повесть также ценна огромным количеством новых литературных имен и названий – по сюжету девочка очень любит читать, свои книги она также описывает подруге. И среди, разумеется, известных нам приключений и исторических романов (Ф.Купер, С.Цвейг, М.Твен) встречаются малознакомые шведские и норвежские авторы. И так как за спиной у Бритт Мари стоит Астрид Линдгрен, книги, перечисленные в повести, можно сказать, рекомендованы великой детской писательницей.

В повести «Бритт Мари изливает душу» в замечательном переводе Л.Брауде смешное соседствует с грустным, великое с простым. Читая ее, хочется научиться подражать родителям Бритт Мари в их умении выстраивать взаимоотношения со своими такими разными детьми. Хочется научиться не зацикливаться на мелочах, и не превращать те немногие часы общения, которые у нас есть, в нудные нотации и обсуждение взаимных обид. Книга помогает взрослым перенестись в собственную юность и взглянуть на своих подросших детей свежим взглядом, с нового ракурса.

Анастасия ОТРОЩЕНКО

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?