Риски нового стандарта

Министру образования А.Фурсенко ничего не осталось, как заявить, что новый образовательный стандарт не утвердят до тех пор, пока не будет проведено «конструктивное обсуждение» документа

«Вы знаете, как я люблю спорт и физкультуру, но если ваши эксперты решили сделать физическую культуру единственным обязательным предметом в школе, то, мне кажется, они перестарались», – заявил на заседании президиума правительства премьер-министр Владимир Путин, обратившись к министру образования и науки Андрею Фурсенко вчера, 2 февраля.

Новая медиа-реальность
Вокруг происходят интересные вещи. Новая медиа-реальность уже существует и как будто способна влиять на происходящее в стране. Через посты, блоги и социальные сети мы – простые граждане – можем участвовать в жизни общества, и власти вынуждены считаться с этим.

Уже рассказывалось о том, как Дмитрий Медведев перепостил просьбу о помощи больному ребенку и как настоял на своем праве это делать, несмотря на статус первого лица государства. В РИА «Новости» состоялась даже пресс-конференция, посвященная больному муковисцидозом Ярославу Колосову. Его маму, пожелавшую лечить сына в Германии, поддержал уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов. В пресс-конференции участвовал председатель Национальной медицинской палаты, директор Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, профессор Леонид Рошаль, который выступил в защиту врачей РДКБ, не допустивших, по его словам, в отношении Ярослава ни одной диагностической ошибки. Обо всем об этом можно прочитать и в блогах, и в СМИ, что само по себе показательно. Много внимания было уделено доблестным беременным, заставившим наших чиновников отложить принятия нового закона по выплатам за декретный отпуск на два года.

Новая удача блогеров, кстати, ставшая поводом для публикаций на первых полосах деловой прессы (традиционные СМИ вынуждены принять в свои ряды блогосферу), касается Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для старшей школы.

Знакомьтесь: ФГОС
В ноябре минувшего года начался разговор о новом образовательном стандарте, который должен быть принят в феврале. Увесистый многостраничный текст ничего кроме недоумения не вызывал, вырванные из него куски казались дикими, но ведь у нас пока гром не грянет, мужик не перекрестится.

Тем не менее, нашелся человек – учитель 57-й московской школы и главный редактор газеты «Литература» – Сергей Волков, опубликовавший в ЖЖ Открытое письмо (Президенту Д.Медведеву, Председателю правительства В.Путину, Председателю Государственной Думы Б.Грызлову), под которым за очень короткий срок (3 дня) подписались примерно 14 тысяч человек. После этого министру образования А.Фурсенко ничего не оставалось, как заявить, что стандарт не утвердят до тех пор, пока не будет проведено «конструктивное обсуждение» документа, которое позволит снять все спорные вопросы.

Простыми словами
О чем же говорилось в открытом письме? О том, что по новому образовательному стандарту в списке обязательных предметов для старшей школы есть лишь физкультура, ОБЖ, предмет «Россия в мире» и загадочный «индивидуальный проект». А выбирая необязательные дисциплины, ученик не сможет одновременно изучать русский язык и литературу и при этом еще и алгебру, и геометрию (не говоря уже об и информатике) или и физику, и химию, и биологию, так как он строго ограничен в выборе количества дисциплин.

Итак, как говорит сам Сергей Волков: «Люди прочли простые слова простого человека, который просто объяснил, что написано в сложном документе. И это вдруг стало понятно всем, всем вдруг стало очевидно, что это вещи важные. И совершенно для меня неожиданно возник такой резонанс».

Открытое письмо, в котором блогер просит наложить вето на принятие Федерального государственного образовательного стандарта для старшей школы, подписало огромной количество людей – и совсем простых, и образованных, известных, таких как: Борис Стругацкий, Дмитрий Быков, Наталия Солженицына, Людмила Улицкая, Эдуард Успенский, Мариэтта Чудакова, Татьяна Толстая, Михаил Яснов, Сергей Гандлевский. Письмо подписали учителя из лучших московских школ, и провинциальных, и православных, и государственных. Его подписали и шахтеры, и главные редакторы, и профессоры, и строители, и фермеры, и физики, и продавщицы, и экономисты, и домохозяйки.

Не откажемся от Пушкина
В Открытом письме также говорится о невозможности ставить такие предметы, как русский язык, история и математика в ряд необязательных.
«И, наконец, для такой страны, как Россия, является не просто невыгодным, но и противоестественным отказ от обязательного изучения старшими подростками русской литературы, которая по сути и представляет собой Россию в мире и является для граждан страны основой безопасности жизнедеятельности.
Напомним: в старших классах читают Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Островского, Гончарова, Лескова, Достоевского, Толстого, Чехова, Блока, Ахматову, Булгакова, Шолохова, Платонова, Солженицына… Без изучения этой литературы (и именно в том возрасте, в котором находятся старшеклассники) невозможно формировать ту личность, о которой так гладко и красиво повествует стандарт. Откройте любую из целей образования в стандарте – и вы увидите, что ее нельзя достичь, если не читать книг, не думать над опытом жизни людей, отраженным в литературе. Без глубокого литературного и шире – эстетического – образования не добиться ни умягчения нравов, толерантности, ни осознанного отношения к своей стране (патриотизма), ни даже роста конкурентоспособности государства в целом».

Разрешите оставить русский язык
Тем не менее, подписавшие письмо, согласны с тем, что образовательный принцип старшей школы должен быть изменен. Школьники, действительно, перегружены, и от существующей ныне формы школьного образования придется отказываться в пользу того, чтобы дети имели возможность выбора тех или иных дисциплин. Но выбор можно организовать по-разному. В число обязательных предметов не может не войти государственный язык, и математика, и литература, и история, а предметы «по выбору» не должны быть жестко ограничены. Кроме того, ученик должен иметь возможность переиграть. Не понравилось изучать углубленно химию и физику – можешь перейти на гуманитарные дисциплины.

Помимо обозначенных в Открытом письме государственного языка, «языка всех наук» математики, русской литературы, истории Сергей Волков считает, что в ряду обязательных должны остаться физкультура и информатика. Кроме того учитель выступает за обязательное изучение психологии, которую никогда не преподавали в школе: «незнание ее азов, неумение общаться друг с другом порождает огромное количество проблем в жизни людей».

Мнение премьер-министра
Новый образовательный стандарт разрабатывался целым институтом в течение нескольких лет. Наверняка на это были потрачены большие государственные деньги. И разработчики от своих идей так просто не отступятся. В интервью gzt.ru директор института развития образования ГУ ВШЭ Ирина Абанкина сказала, что останавливать принятие стандарта незачем. По ее словам, положение в средней и старшей школе таково, что, имея отличные показатели в начальной школе, в дальнейшем мы их теряем. Согласно международным исследованиям, результаты обучения в средних и старших классах у нас остаются низкими, несмотря на то, что финансирование несколько лет назад было увеличено.

Другой соавтор стандартов, экс-руководитель Департамента образования Москвы, академик РАО Любовь Кезина не сомневается, что стандарты именно в таком виде будут приняты: «Сейчас обсуждение и согласование проекта на разных уровнях находятся в завершающей стадии, и уже в 2012–2013 году российская старшая школа постепенно начнет переходить на новые стандарты».

Но, будем надеяться, что академик Кезина все-таки ошибается. Обеспокоенность общественности ФГОС стала известна первым лицам государства. Так, 2 февраля на заседании президиума правительства Премьер-министр Владимир Путин, обратившись к министру образования и науки Андрею Фурсенко, сказал: «Изменения такого фундаментального значения для будущего страны, конечно, должны самым широким, открытым образом обсуждаться с экспертным сообществом, с общественностью, может быть, нужно провести какие-то эксперименты». Остается надеяться, что «конструктивные обсуждения» и привлечение экспертов не закончатся так же, как в случае с прокладкой автотрассы через Химкинский лес.

Промежуточный результат
Какова же дальнейшая судьба этой образовательной реформы? На этот вопрос мы попросили ответить автора Открытого письма Сергея Волкова:
«Стихийно возникшая волна связана с тревогой людей о будущем своих детей, общественность обеспокоена состоянием дел в образовании. Мы написали об этом письмо и попросили помедлить с принятием образовательного стандарта. Мы призвали увидеть возможные риски нового стандарта и выгоды старого. И наше мнение дошло до самых верхов. Нас услышали, и это хорошо. Значит то, чего мы добивались, произошло. Но это – промежуточный результат. Государство будет теперь думать, а мы смотреть, что из этих дум получится. И будем работать дальше».

Анастасия ОТРОЩЕНКО

Об авторе:
Анастасия Отрощенко – многодетная мама,
учитель русского языка и литературы в Димитриевской школе.
Работала редактором программы на радиостанции «Радонеж», редактором рубрики ряда современных журналов различной тематики, литературным редактором в издательстве.
Читать предыдущий выпуск колонки Анастасии Отрощенко

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?