Председатель: протоиерей Аркадий Шатов, настоятель больничного храма во имя блгв. цар. Димитрия, Председатель епархиальной комиссии Москвы по церковной социальной деятельности.
Куратор: Соловьева Ирина Вячеславовна, секретарь епархиальной комиссии г. Москвы по церковной социальной деятельности.
Время проведения: 28января 2004 года, с 11.00 до 17.00, перерыв на обед с 14.00 -15.00.
Место проведения: Ленинский пр-т, д. 8, корп. 12, храм во имя блгв. цар. Димитрия при 1 Городской клинической больнице, Голицынский кабинет.
Проезд: от станции метро Октябрьская кольцевая, любым троллейбусом до остановки «1 Городская больница», храм находится на территории больницы, 2 этаж.
В ходе работы секции были заслушаны и обсуждались 12 докладов.
1. Москва. Монахиня Елисавета (Крючкова), настоятельница Марфо-Мариинской обители. «Преподобномученица вел. кн.Елисавета – устроительница обители. История и современность».
2. Московская обл., г. Подольск. Прот. Евгений Генинг, клирик собора во имя св. Троицы. «Богослужения для детей с проблемами умственного развития».
3. Москва. Свящ. Александр Доколин, канд. физ-мат. наук, настоятель больничного храма при ЦКБ МП. «Проблемы современного больничного храма».
4. Москва. Попова Ольга Николаевна, сестра Сестричества во имя Казанской иконы Божьей Матери при подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. «Участие сестер милосердия в духовном окормлении в условиях больничного стационара».
5. Москва. Савина Светлана Александровна, сестра Сестричества во имя Казанской иконы Божьей Матери при подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. «Опыт работы с пенсионерами и бездомными».
6. Москва. Кузнецова Наталья Николаевна к.т.н., секретарь епархиальной комиссии г. Москвы по церковной социальной деятельности. «Опыт работы группы помощи бездомным».
7. Москва Анна Сопрыкина, молодежная организация «Молодая Русь». «Социальное служение молодежи».
8. Москва. Шевченко Нина Марковна, директор социального приюта для детей и подростков «Борисовский». «Возможные пути взаимодействия социальных приютов и РПЦ».
9. Санкт-Петербург. Ковшова Юлия Михайловна, руководитель Братства помощи инвалидам. Работа в Братстве по реабилитации инвалидов.
10. Санкт-Петербург. Громакова Ксения Феодосьевна старшая сестра сестричества во имя св. мч. Татианы. «Опыт служения сестричества милосердия св. мч. Татианы».
11. Санкт-Петербург. Антипенко Юлия Товьевна, старшая сестра направления «Синий крест» сестричества во имя св. мч. Татианы. «Душепопечение в детском доме, движение синий крест».
12. Карелия. Г. Петрозаводск. Инна Николаевна Гоккоева, зам. Председателя по социальной работе общественной организации «Равновесие». «Основные направления социальной деятельности «Равновесие».
В работе секции принимали участие более 60 человек из России и ближнего зарубежья. В ходе работы секции участники обсудили важные проблемы социального служения церкви на современном этапе. Наиболее интересный доклад – секретаря епархиальной комиссии Кузнецовой Н.Н. «Опыт работы группы помощи бездомным» рекомендован к печати.
В заключение участники секции приняли резолюцию.

РЕЗОЛЮЦИЯ
12-е Рождественские
образовательные чтения
Секция
«Социальное служение Церкви»

Выступая на ежегодном епархиальном собрании московского духовенства в декабре 2003 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратил особое внимание священства на важность социального служения в духе любви и милосердия.
«Церковная жизнь сейчас уже возродилась во всей своей полноте, но очень часто это, к сожалению, пока еще только форма без внутреннего содержания, — сказал Святейший Патриарх. — Церковное социальное служение – это не замена отсутствующих или неработающих государственных структур другими подобными, а служение в духе любви.
…Социальные проблемы для нас с Вами – это не просто абстрактные вопросы, решение которых можно отложить до лучших времен. Мы призваны Христом на служение любви, и мы не можем не сострадать тем, кого Христос называет своими меньшими братьями, и не стараться сделать все от нас зависящее, чтобы им помочь».
Участники секции «Социальное служение Церкви», представлявшие различные епархии России и ближнего зарубежья, восприняли эти слова Патриарха как вдохновляющий призыв. Сейчас, когда социальных церковных структур возникает все больше, особенно важно сделать их работу максимально эффективной, добиться того, чтобы дела любви были видны не только в отчетах, но и реально преображали жизнь страдающих людей.
На заседании секции обсуждались важные практические и духовные вопросы современного церковного социального служения. Многие присутствующие свидетельствуют о том, что миряне и священники, которые хотят или готовы служить ближним, разрозненны, что они очень мало знают об опыте друг друга. Особенно остро стоит проблема взаимодействия разных епархий, а также взаимодействия церковных социальных структур с государственными. Посредничество между православными организациями и властями могли бы взять на себя епархиальные отделы по социальной деятельности. К сожалению, не все участники секции знали даже о наличии таких отделов в собственных епархиях.
По итогам обсуждения участники секции предлагают следующее:

1) Обратиться к Святейшему Патриарху с просьбой благословить назначение в каждом храме и в каждом благочинии РПЦ ответственных за благотворительность и социальное служение из числа клириков или активных мирян; а также назначение в каждом приходе ответственного за социальную работу (при помощи объявлений, вывешенных в притворе храма, можно было бы сообщить имя и контактный телефон ответственного всем прихожанам — как нуждающимся в помощи, так и желающим принять участие в конкретных делах).
В обязанности ответственного за благотворительность и социальное служение в благочинии должен входить сбор информации об общинах и группах милосердия, существующих в благочинии, координация их работы, осуществление связи между ними, а также информирование их о нуждающихся в опеке государственных социальных учреждениях на территории благочиния.

2) Обратить внимание всех участников церковной социальной деятельности, в особенности священства, на необходимость сотрудничества с государственными социальными службами, работники которых очень нуждаются в духовном окормлении и пастырской заботе – часто не меньше, чем их подопечные. Многие из сотрудников светских социальных учреждений годами несут подвиг милосердия на деле, а не на словах. Их воцерковление – одна из насущных задач.

3) Период восстановления и благоустройства храмов приближается к завершению. Участники секции выразили надежду, что почти каждый храм мог бы выделять хотя бы небольшую сумму на служение милосердия, как это всегда было на Руси. Если бы было начато возрождение этого опыта, то реально стало бы создание постоянных служб на приходах, которые могли бы оказывать регулярную помощь хотя бы небольшому количеству нуждающихся. Кроме того, участники секции хотели бы обратить внимание всех участников социального служения на опыт целевого сбора денег (особые храмовые кружки) на цели социального служения, существующий в некоторых храмах.

4) Участники секции предлагают действующим больничным храмам разных епархий создать ассоциацию. Неопределенный юридический статус и полная зависимость от личного расположения администрации лечебных учреждений порождает много трудностей в создании и работе больничных храмов. Объединившися в ассоциацию, их представители могли бы сообща проанализировать существующий российский опыт больничного служения и подготовить законопроект, который закрепил бы права верующих на создание храмов при лечебных учреждениях.

5) Представители различных православных сестричеств предлагают всем сестрическим общинам России и ближнего зарубежья создать Ассоциацию общин сестер милосердия. Служение сестры милосердия столь же спасительное, сколько и трудное. Новые сестричества создаются повсеместно, однако отсутствие простейшей информации о том, как работают уже сложившиеся сестринские общины (юридическая база, примерный устав, внутренние правила жизни сестричества, профессиональная подготовка сестер милосердия) очень затрудняет их работу. Обмен опытом, приведение его к неким общецерковным формам – при сохранении местного разнообразия – поддержало и укрепило бы деятельность многих общин и стимулировало бы появление новых.

6) Необходимо создать банк данных православных организаций социальной направленности для издания справочников по разным епархиям и России в целом. Участники служения милосердия в России очень мало знают друг о друге, при том, что у всех существует огромная заинтересованность в общении и обмене опытом.

7) Участники секции также выступили с предложением о создании постоянно действующего тематического семинара про практическим вопросам церковного социального служения. На такие семинары могли бы приезжать заинтересованные представители разных регионов, поскольку при обширной и насыщенной программе Рождественских чтений обсудить многие практические вопросы подробно достаточно трудно.

8) Участники секции, несущие служение инвалидам-колясочникам, обратились со следующим практическим предложением: просить настоятелей обустроить храмы с учетом нужд инвалидов-колясочников (в частности, устроить пандусы для колясок на ступенях храмов). Это потребует минимальных затрат: достаточно зацементировать небольшую часть лестницы, ведущей в храм. Несколько ступенек для многих прихожан на колясках являются непреодолимым препятствием. В наших силах хотя бы немного облегчить их приход в храм.