Новый год традиционно начинается не только с надежд, но и с тревог. Цены растут, коммунальные платежи увеличиваются, разговоры о повышении НДС пугают, а доходы годами остаются на прежнем уровне.
В этой ситуации особенно уязвимы семьи с детьми, пожилые люди и те, у кого нет финансовой подушки. Мы поговорили с экономистом, публицистом и многодетным отцом Никитой Кричевским о том, что на самом деле происходит с российской экономикой, и узнали, как сейчас планировать семейный бюджет и что делать, если денег стало объективно не хватать.
Резкого роста цен не будет
– Многие семьи тревожит повышение НДС с 2026 года. Стоит ли ждать резкого роста цен? И на что именно?
– Резкого роста не будет. Цены могут подрасти, но не сильно. Повышение НДС на два процентных пункта в первую очередь затрагивает промышленные товары, а не то, что люди покупают каждый день. Это не товары повседневного спроса, не социально значимые продукты, не детские товары и не лекарства, где НДС либо нулевой, либо льготный.
– То есть обычные семьи это коснется в меньшей степени?
– В целом – не коснется. Если считать честно, даже там, где НДС повышается примерно на 10%, итоговый рост цены может составить всего около 0,4–0,5%. И еще вопрос, согласится ли с этим розница.
Конечно, себестоимость все равно несколько вырастет – за счет логистики, за счет других дополнительных расходов. Но сейчас рынок такой, что ценовую политику все чаще диктует потребитель, а не тот, кто предоставляет услуги. То есть если у вас цены выросли, мы уйдем к другому, к конкуренту, там, где подорожало не так сильно.
– Значит, сами компании будут ужиматься?
– Да, в такой ситуации бизнес не демпингует, а старается ужаться: сокращает прибыль, режет собственные расходы, отказывается от завышенных наценок. Поэтому считать нужно не от конечной цены услуги, а от ее себестоимости. Стоимость самого товара или работы часто не меняется, а рост издержек компенсируется за счет внутренних резервов, а не за счет потребителя. Резервы у бизнеса есть.
– Что все-таки подорожает в 2026 году сильнее всего?
– ЖКХ – в любом случае. Продукты. Услуги. Подорожает логистика, аренда, производство – а значит, всё станет дороже, но ненамного. Иначе люди просто не станут покупать.
– Вновь обещают, что на Новый год цены заморозят, а потом отпустят и после праздников они взлетят. Повторится ли эффект 2025 года?
– Нет. Ситуация сегодня принципиально другая. Покупательская способность снизилась, продавцы стремятся привлечь и удержать покупателей. В начале 2025 года цены держали до окончания праздников, а затем они резко пошли вверх. Сейчас все наоборот: смотрите, праздники еще не закончились, а распродажи уже начались.
По многим позициям промышленных непродовольственных товаров цены снизились почти вдвое – прежде всего у крупных производителей и импортеров. Конечно, не по всем товарам, но разница по сравнению с прошлым годом принципиальная.
Это хорошо видно в торговых центрах: цены падают еще до окончания праздничного сезона. Несмотря на распространенное мнение, что все покупают только через маркетплейсы, торговые центры не пустуют – люди туда возвращаются.
Кредиты останутся дорогими и невыгодными, а инфляция продолжит расти

– Ключевую ставку понизили. Как это всех нас касается и появится ли у простых людей возможность снова брать кредиты?
– Нет. Для обычных семей ничего не изменилось. Кредиты как были, так и остаются дорогими и недоступными в обслуживании, инвестиционные проекты не запускаются. Это важно понимать, чтобы не питать иллюзий: снижение ставки – не про облегчение жизни здесь и сейчас, вообще не про это.
– Официальная инфляция за 2025 год – 6%, зато на следующий год обещают 4–5%. Это реальные цифры?
– Реальную инфляцию в нашей системе никто объективно не измеряет. Если кто-то назовет цифру, это будет попытка попасть пальцем в небо – просто чем больше цифра, тем больше кликабельность новостей.
Сегодня мы вынуждены ориентироваться на ту инфляцию, которую называет правительство, – 6%. Объясняю: эта цифра важна не только сама по себе, а потому, что от нее зависят социальные выплаты. Если бы официальную инфляцию признали выше, государству пришлось бы индексировать пенсии и пособия сильнее и, возможно, не один раз в год. При уровне в 6% индексацию можно провести один раз – на эту цифру.
– То есть эти показатели удобны?
– Именно. Они управляемы. Теоретически выплаты могут увеличить и больше, но для этого социальные фонды должны показать рост доходов. Пока оснований рассчитывать на это немного.
Как планировать расходы в 2026 году
– Как в 2026-м планировать свой бюджет, учитывая, что зарплаты сильно не растут?
– Честно? Долгосрочно – почти никак. Можно планировать на месяц, два, максимум три. Дальше начинаются риски: потеря работы, снижение зарплаты, сокращение доходов, непредвиденные траты – здоровье, транспорт, быт.
Плюс ко всему всякие неожиданные случаи в жизни происходят. Поцарапали автомобиль. Или вдруг разболелись зубы. Так что долгосрочное планирование – пустое дело.
– Есть ли вообще внятная стратегия экономии для семей со средними зарплатами?
– Главная стратегия – не доводить себя до иллюзии, что экономией можно компенсировать падение доходов. Поэтому и разговоры про долгосрочное финансовое планирование – это либеральная мантра, на мой взгляд, не имеющая отношения к реальной жизни.
– Стоит ли оптимизировать расходы на питание?
– Экономить на качестве питания – плохая идея, особенно если в семье есть дети или пожилые. Можно менять структуру покупок, отказываться от избыточного, но ужиматься за счет здоровья – самая дорогая экономия.
– На чем же еще действительно можно сэкономить?
– На импульсных тратах. На том, что не улучшает качество жизни: лишние подписки, ненужные сервисы, покупки «на эмоциях». Но важно понимать: это дает небольшую экономию. Аналогично с водой, электроэнергией, расходами на транспорт: финансово – эффект минимальный. Это не те суммы, которые могут перекрыть рост цен или стагнацию зарплат. Это не решает проблему.
Что делать, если денег стало категорически не хватать

– Что делать, если денег объективно перестало хватать? Искать новую работу, подработку?
– Если есть силы и возможность – действительно, стоит искать дополнительные источники дохода. Это честный ответ. Да, часто – на удаленке, но почти всегда можно найти возможность подрабатывать. И это идеальный вариант для семьи с большим количеством детей – работа на дистанционке второго родителя или частичный его выход на обычную работу. Таких возможностей сейчас масса.
– Может быть, наконец примут закон об обязательной индексации зарплат? Его вроде бы обещают внести в Госдуму и обязать начальников поднимать зарплаты не меньше, чем на уровень официальной инфляции за предыдущий год. Это реально?
– Индексация часто не успевает за реальной инфляцией, а для малого и среднего бизнеса она может обернуться сокращениями, увольнениями или уходом в тень. Такое решение без общего роста экономики не работает так, как ожидают люди.
– Что бы вы сказали людям, которые сейчас встревожены тем, что денег не хватает?
– Рассчитывайте на себя и на свою вторую половину. Не вините себя за то, что не получается «идеально управлять деньгами». Делайте то, что в ваших силах, не разрушая здоровье и отношения.
Коллажи Оксаны РОМАНОВОЙ

