Многодетные вьют гнездо. Как решают жилищный вопрос большие семьи

Собственное жилье особенно актуально для многодетных: постоянство для них важнее, чем мобильность, а жить вместе со старшим поколением сложно и физически, и психологически. Делимся лайфхаками

Коллаж Оксаны Романовой. На ладонях деревянный домик с котиком, гнездо с лампой и растением, кирпичный дом
Коллаж Оксаны Романовой/ miloserdie.ru

То и дело финансовые кризисы влияют на рынок недвижимости – период экономического роста в среднем длится около семи лет. Нашим героям удалось обзавестись семейным гнездом в период последнего «затишья», и это дает надежду тем, кто боится не решить жилищные проблемы никогда.

Возродить бабушкин дом

Коллаж Оксаны Романовой. С высоты птичьего полета территория монастыря, деревянный дом, указатель "Звенигород - Москва - Можайск "
Коллаж Оксаны Романовой/ miloserdie.ru

В Москве нередки случаи, когда семья снимает квартиру в удобном районе – ближе к работе и хорошей школе, а собственную сдает. Или сдает собственную небольшую квартиру и арендует просторную, доплачивая разницу. Или берет солидную сумму в ипотеку, ставя себя в зависимость от нелюбимой, но стабильно оплачиваемой работы. Однако некоторые москвичи решаются покинуть столицу: к этому подталкивают «тяга к земле» и ограниченные финансы. Так, семья Катарины и Андрея Кулешовых переехала в дом под Звенигородом.

«31 марта исполнилось два года, как мы живем в нашем доме под Звенигородом. Я коренная москвичка, муж – из подмосковных Горок-10, – рассказывает Катарина. – Когда мы поженились, сняли квартиру в столице. Через два года у нас родилась дочка. После этого еще почти три года мы прожили в съемном жилье.

Нас все полностью устраивало: тихий и уютный район, пятиэтажка, полная инфраструктура вокруг, много друзей и знакомых. Я уже даже стала думать, что эти занавески на окнах, эта мебель и эта квартира – наши. И меня это стало пугать! В глубине  души я понимала, что однажды всё это должно закончиться. И этот день настал, когда мы узнали, что ждем второго ребёнка. Снимать новую квартиру я сразу отказалась – хотелось уже своего угла, да и детям нужны не съемные квартиры, а собственное пространство для того, чтобы расти и взрослеть. Думали об ипотеке, но не решились влезать в такой большой кредит. В итоге мы переехали  в дом бабушки мужа в село Аксиньино под Звенигородом.

За три месяца мы практически с нуля отремонтировали первый этаж, сделав его пригодным для круглогодичного проживания с детьми – обшили стены, постелили пол, провели отопление, сделали канализацию, оборудовали ванную всем необходимым. Потратили 600 тысяч, и получили полноценное жилье! Сейчас дом у нас полностью оборудован для комфортной жизни: отопление, ванная, туалет. Так что бытовой комфорт – на уровне квартиры.

Несмотря на то, что от старого бабушкиного дома осталась только наша нынешняя спальня, мы чувствуем, что это родовое гнездо, куда с войны вернулся дед мужа, где были и слезы горя, и слезы радости. Это очень важно!

Не могу сказать, что полностью свыклась с мыслью о том, что не живу теперь в любимой Москве. Здесь у нас очень тихо и спокойно, но мы со старшей дочкой ездим на занятия в Звенигород и в ближайший поселок. Стараюсь вывозить детей на площадки, в исторические места неподалеку, в парки – не люблю сидеть на одном месте. Огромный плюс, что Москва с музеями, театрами, магазинами и работой мужа меньше, чем в часе езды. На вопрос, городской я человек или деревенский, я не могу ответить даже себе. Я не знаю, что будет, когда дочки подрастут, но пока мы склоняемся к домашнему обучению – отдавать детей в сельскую школу нам не хочется, а переезжать в Москву ради школы тоже в планы не входит».

Лайфхаки семьи Кулешовых:– Не прикипать к съемному жилью.– Рассмотреть нетривиальные варианты.– Сделать ремонт своими руками.– Перейти на домашнее обучение.

Жизнь за МКАДом: без ипотеки не обойтись

Коллаж Оксаны Романовой Грузовая машина с коробками, диваном, лампой, растением и семьей с ребенком на фоне города с  многоэтажными домами
Коллаж Оксаны Романовой/ miloserdie.ru

Другие наши герои также уехали из Москвы в область, но в квартиру. Конечно, в Москве много преимуществ, но разница в цене за квадратный метр нередко склоняет выбор в пользу области, хотя это и влечет за собой смену образа жизни. Журналисты Даниил и Мария Сидоровы превратились в закоренелых подмосквичей и идейных удаленщиков. Не обошлось и без ипотеки: как ни крути, для многих это – единственный способ улучшить бытовые условия.

«После двух съемных квартир (одна похожая на сквот, но на Арбате, другая – ординарная, но на окраине) и рождения ребенка, мы задумались о своем жилье, – рассказывает Мария. – Кредитов очень боялись , даже не могу сказать почему. На семейном совете решили искать самую дешевую однокомнатную квартиру. Стало понятно, что это будет строящийся дом в Московской области. Так судьба занесла нас в город Ивантеевку в 20 км от МКАД, о котором мы до начала квартирной эпопеи и не слышали. Забегая вперед, скажу, что там мы прожили шесть счастливых лет, хотя и не совсем так, как ожидали. Кстати, рассматривали вариант сдавать свою квартиру и снимать в Москве, но как только закончили ремонт, поняли, что останемся в ней – гораздо приятнее быть хозяином, чем арендатором.

Деньги на квартиру мы собирали «по сусекам» – из студенческих накоплений, наследства, одалживали у родственников и друзей. В основном просили «до востребования» сумму, которая не критична для займодателя. Например, если 10 друзей дадут по 10 000 рублей – это уже 100 000. Всем отдали в срок.

При выборе дома ориентировались на близость к станции и сложившуюся инфраструктуру – школы, садики, «развивашки». Все это мы получили. А вот ездить в Москву на работу по полтора-два часа в одну сторону оказалось утомительно – пришлось перейти на частично удаленную работу. Работать из дома вдвоем с ребенком, а потом и двумя на руках и не сходить с ума удавалось благодаря перепланировке: вместо стандартного для «однушки» деления на кухню и спальню мы выстроили небольшую комнату для сна и кухню-гостиную: можно было укладывать детей в спальне и «владеть» всей остальной квартирой.

Мы не жалеем, что не стали «цепляться» за столицу. Несмотря на то, что прекрасно ощущаю разницу в уровнях жизни в Москве и области, считаю, что главное – выбрать жилье, подходящее конкретной семье. Здесь будут играть роль разные факторы и их соотношение (цена, расположение, инфраструктура, нужная именно вам, общая атмосфера и так далее). Можно «неудачно» жить в Москве и удобно – в Подмосковье.

Когда старший сын пошел в школу, стало понятно, что пришло время расширяться и без ипотеки не обойтись. Мария окончила курсы консультантов по финансовой грамотности при Минфине. Там она вникла в «магию сложного процента» и подружилась с кредитным калькулятором. Выяснилось, что не стоит замахиваться на максимальный кредит – ежемесячный платеж должен быть посильным всегда, при любом стечении обстоятельств.

Уже два года мы исправно платим за ипотечную трешку в Королеве (чуть ближе к Москве, больше хороших школ и учреждений дополнительного образования). В условиях нынешней неопределенности, я рада, что ипотечный платеж все еще остается приемлемым, хотя с планами на досрочное погашение, возможно, придется притормозить».

Лайфхаки семьи Сидоровых:– Начинать с малого.– Поставить четкие цели и следовать им.

– Разобраться в принципах ипотечного кредитования.– Рассчитать первый взнос, иногда стоит подольше на него копить, чтобы снизить нагрузку в дальнейшем.

Трехъярусные кровати и не только: как живут одиннадцать человек в одной квартире

Коллаж Оксаны Романовой. Многодетная семья протоиерея Андрея Ромашко. На заднем фоне книжные шкафы, план квартиры
Семья протоиерея Андрея Ромашко

Многодетные семьи тоже часто переезжают за город, потому что комфортно разместиться в квартире с четырьмя и более детьми удается редко. К тому же по стоимости загородный дом сопоставим со средней городской «трешкой» – вне зависимости от региона. Однако семья протоиерея Андрея Ромашко искала жилье недалеко от центра Новосибирска, чтобы быть рядом с хорошими школами. Как найти квартиру, где можно жить с девятью детьми?

«Честно говоря, я никогда не ставила количество детей в семье в зависимость от жилищных условий, – рассказывает матушка Анна. – Кто-то назовет это надеждой на Господа, кто-то – на «авось», но так всегда получалось (за исключением тех двух лет, которые мы по Божьему Промыслу прожили в довольно тесном пространстве), что возможности всегда шли навстречу нашим нуждам.

В нашей жизни был период, когда мы, продав квартиру, становившуюся тесной для растущей семьи, вложились в жилье в новостройке. Это была большая квартира, почти 120 кв.метров, с видом на Обь.  Ключи должны были получить через два месяца, но ждать пришлось два года – объект оказался  долгостроем. Все это время мы прожили в однокомнатной квартире, которую нам снимал храм. Тогда у нас было шестеро детей, но мы не считали возможным претендовать на просторный и дорогой вариант. Мы с мужем спали на кухне, а все дети – в комнате.

Это был своего рода «карантин». Мы оказались в непривычно тесном помещении и постарались на первое Рождество «смягчить пилюлю» – купили всем детям замечательные подарки, игрушки. Но оказалось, что играть им буквально негде, и вместо того, чтобы радоваться, они плакали! Однако пока мы там жили, случилось и много радостных событий – дети даже побеждали в международных фортепианных конкурсах, в эту каморку к нам приходили наши замечательные педагоги. Конечно, мы устали от такого житья, хотя в конечном итоге этот опыт пошел нам на пользу.

На исходе второго года ожидания отец Андрей предложил застройщику эту стройку освятить. Тот с неожиданной готовностью согласился. Уже через месяц дом был сдан! Не знаю, Промысл это был или совпадение…

Но даже в большой квартире при нашем количестве домочадцев лишнего места нет, поэтому мы сделали перепланировку, выделив разные по назначению зоны. У нас есть общая кухня-столовая – 45 кв.метров, где все могут собираться. Здесь находится наша библиотека – почти шесть метров книжных стеллажей. Есть комната-кабинет, выделенная для учебы. Там парты и книжные полки. До недавнего времени там же спал старший сын. Есть звукоизолированная комната для музыкальных занятий (несколько детей профессионально занимаются музыкой). Есть спальня для родителей, где обычно живет новорожденный. И спальня, в которой шесть кроватей, она же комната для игр.

Конечно, вещей у нас очень много – выручают встроенные шкафы и гардеробная. А недавно мы начали сортировать мусор, и это оказалось неожиданно хлопотно – пришлось даже выделить под это балкон.

Вопрос с личным пространством решается так: дети довольно много времени проводят вне дома – на учебе и дополнительных занятиях. Наш папа «пропадает» в храме, а я, когда могу, ухожу на час гулять на набережную. Вся семья собирается дома обычно только по вечерам.

Нынешняя квартира нам очень нравится, мы ее стараемся беречь, холить и лелеять. Работы по дому хватает, поэтому дисциплина необходима – хотя бы на уровне «убрать за собой». Но, поскольку у нас в основном девочки, проблем с этим не так много. Я объясняю детям, что главная задача девочек – наводить красоту, а мальчиков – «подложить руки», освободить девочек от чего-то, например, помыть посуду. Надеюсь, что такое воспитание подготовит их к самостоятельной жизни и потом им будет легче.

Лайфхаки семьи Ромашко:– Выделить в квартире функциональные зоны для различных занятий.– Спланировать место для посиделок всей семьей.– Приучать детей к дисциплине и сортировке мусора.– Проводить больше времени вне дома.– Быть терпеливым.

Иллюстрации Оксаны Романовой

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?