Как оценить мастерство репетитора при первой встрече? Может ли студент подготовить школьника к ЕГЭ?

Есть мнение, что репетитор-студент, совсем недавно получивший высокий балл на ЕГЭ, чьи кроссовки, рюкзак и телефон соответствуют вкусам подростка, скорее расположит к себе ученика и добьется лучших результатов.

Есть и противоположный взгляд: опыт самостоятельной сдачи одного-единственного экзамена по предмету не заменит профессионального опыта преподавания.

Что выбрать?

На что обратить внимание при первой встрече

Хорошо, если преподаватель начинает говорить не о себе – какой он крутой и классный – а сразу задает вопросы о ребенке и его уровне.

«При первом разговоре с родителями по телефону я стараюсь максимально подробно узнать, что представляет из себя ученик, в какой школе он учится, и чего ожидает от занятий с репетитором. Пока расспрашиваю, понимаю, какого уровня задания ему можно предложить для начала», — говорит Александра Чистякова, профессиональный репетитор по математике, стаж более 20 лет.

«Если бы ко мне пришел одиннадцатиклассник и сказал, что собирается сдавать литературу, сначала был бы легкий, ни к чему не обязывающий разговор. А к следующему занятию я бы сказал ему, например, перечитать комедию Грибоедова, найти то, что непонятно, и написать сочинение на одну из тем ЕГЭ», — рассказывает Лев Соболев, филолог, заслуженный учитель России, помимо работы в школе он много лет занимался репетиторством.

Поинтересуйтесь методикой, по которой будут идти занятия

«Опытный репетитор начинает работу с того, чтобы прийти к общему с родителями пониманию ситуации, — объясняет Светлана Коломийцева, руководитель направления «репетиторы» на Profi.ru. — Во-первых, ученика нужно протестировать. Затем специалист предложит детальную программу движения к цели. Если он этого не сделает, то родители должны сами поинтересоваться его методикой и последовательностью шагов, которые приведут ребенка к знанию материала.

Во-вторых, преподаватель скажет, что ожидает от ученика работы – выполнения домашних заданий, регулярного посещения занятий.

Подготовка к экзамену – это совместная работа, а не магия. Если кто-то готов вслепую гарантировать результат в виде 100 баллов на ЕГЭ – это повод насторожиться».

Репетитор работает на понимание предмета, радуйтесь

 

Лев Соболев:

— Важно различать натаскивание и обучение. Если человека натаскивают, то ему обычно говорят, что написать сначала, а что потом, но не объясняют, зачем это нужно. Учащийся усваивает только внешние приемы. А если это обучение, то учитель объясняет, в чем логика задания.

Среди репетиторов есть мастера, которые овладели только внешней формой. На мой взгляд, это неправильно. Даже если ученик получит высокий балл на ЕГЭ, он все равно останется необученным, не будет понимать ни логику предмета, ни его притягательность.

Я учу подростков задавать вопросы. Они должны понимать, что им непонятно.

Осознать, что тебе непонятно, довольно трудно. Что может быть сложного в том, что «буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя»? Но когда начинается разбор, начинаются и трудности.

Михаил Леонович Гаспаров говорил: «Я всегда любил стихи, и когда я учился в школе, мне пришла в голову мысль — а почему мне это нравится, как это сделано?» Если ученику интересно, как это сделано, тогда с ним можно говорить. А если ему просто нравится, и все, — тогда это не мой ученик.

Репетитор не задает заданий, встревожьтесь

— Если репетитор не задает заданий по математике, физике, по любым естественным дисциплинам, то это неправильно», — считает Александра Чистякова. — Математика – такой предмет, где решать по шаблону можно только до определенного уровня. Но даже для того, чтобы шаблон отложился в голове, необходимо самостоятельно отрабатывать навык, выполняя домашние задания.

А если цель – высокий балл по профильной математике, то там и шаблоны уже не работают, требуется глубокое понимание предмета: не знание шаблонов, а понимание механизмов, с помощью которых они выстроены. Для хорошего результата необходима долгая совместная работа с репетитором.

Нельзя сразу начинать подготовку к экзамену с решения заданий из сборников с надписью «ЕГЭ», так как они не дают глубокого понимания предмета. Сначала нужно создать фундамент знаний, и только потом сосредоточиться на специфике экзамена.

Сдать профильный ЕГЭ на высокий (80+) балл без хорошего знания основ математики невозможно

Опаздывает – очень непрофессионально

Плохой признак, если преподаватель постоянно переносит занятия: «Ой, я не могу, я уехал, меня неделю не будет, у меня командировка».

Велика вероятность, что он за два месяца до экзамена просто куда-то исчезнет, такие случаи бывали.

Опаздывающий репетитор – это тоже очень непрофессионально.

Оценки улучшились — хороший признак

«Хороший признак, если через месяц или два занятий с репетитором школьные учителя замечают прогресс, и оценки по математике улучшаются, — говорит Александра Чистякова. — Наконец, в одиннадцатых классах регулярно проводят пробные ЕГЭ.

Конечно, если один «пробник» написан не очень хорошо, это не значит, что репетитор плох. Это значит, что подросток еще не набрал нужный объем знаний».

Родители могут не только следить за результатами «пробников», которые проводятся в школе, но и предложить ребенку пройти тестирование в каком-нибудь учебном центре. Например, в Московском центре качества образования (МЦКО).

«Кроме того, банк первых 12 (из 19) заданий профильного ЕГЭ по математике есть в открытом доступе. Если ребенок научился решать определенные типы задач из этого банка, с которыми раньше не справлялся, значит, прогресс есть. Верное решение этих 12 задач даст ему на экзамене 62 балла из 100», — добавила Александра Чистякова.

Ребенок говорит «не нравится», разберитесь

Важный показатель качества работы репетитора — это степень заинтересованности ребенка в предмете. «Когда мама говорит: «Она кашляет, я ее пыталась оставить дома, но она все равно к вам поехала», — это о многом говорит, — считает Лев Соболев.

«Если ребенок говорит: «Я ничего не понял», — то это серьезный сигнал. Если занятия не нравятся, то имеет смысл глубже разобраться в причинах», — подчеркнула Светлана Коломийцева.

«Родители должны задавать вопросы и школьнику, и репетитору, чтобы контролировать, как проходит обучение, — считает Иван Петров, студент, репетитор по информатике и программированию. — Если мне постоянно приходится объяснять то, что я уже объяснял, значит, либо проблема в ученике, либо ему нужен другой репетитор».

Не хочет учиться — можно натаскивать, но из вуза скорее всего отчислят

Большинство репетиторов не хотят заниматься с ленивыми учениками. «Лучше искать человека, который хочет учиться, чем тратить время на того, кто не хочет», — уверен Иван Петров.

— Если ребенок не хочет учиться, и дело не в отношениях со школьным преподавателем, а в общей апатии и нежелании устраивать свое будущее, то репетитору сложно что-то изменить. Такого ученика можно натаскать к экзамену, утешая и подбадривая, но как только контроль прекратится, из вуза его отчислят, — рассказывает Александра Чистякова.

Бывали ситуации, когда ребята сдавали ЕГЭ «из-под палки» и поступали в вуз, но долго там не задерживались.

Часто так ведут себя подростки, с раннего детства перегруженные дополнительными занятиями.

— Чтобы повысить мотивацию, есть миллион возможностей, но из этого миллиона далеко не все срабатывает, — отмечает Лев Соболев. — Прежде всего, надо заинтересовать предметом. Но если у школьника настроение такое: я готов, если это интересно, слушать, но я не готов ни читать, ни думать, ни писать, — скорее всего, ничего не получится.

Педагог может помочь, если подросток просто устал, ведь в 11 классе на него наваливается слишком много задач, и руки опускаются.

«Провожу «мотивационные беседы»: борись, ты сможешь, — говорит Александра Чистякова. — Очень помогают рассказы выпускников. Я стараюсь познакомить своих нынешних учеников с теми, кто уже поступил в университет.

Студенты с удовольствием вспоминают, как пережили сложные моменты, поддерживают младших: все нормально, мы через это прошли, сможешь и ты».

Когда репетитор-студент лучше

Некоторые родители уверены, что студент в роли репетитора будет полезнее опытного педагога, потому что легче найдет «общий язык» с учеником и сможет лучше его мотивировать.

«Молодой преподаватель подходит, если требуется несложная помощь, — считает Александра Чистякова. — Например, если ребенок не вылезает из двоек в школе, у него упала мотивация из-за плохого контакта со школьным учителем и низкого уровня преподавания предмета, то в такой ситуации репетитор-студент очень хорошо помогает.

Именно благодаря одинаковым «кроссовкам, рюкзаку и телефону», похожему возрасту и уровню развития. «Вот, человек, вроде такой же как я, но математику знает и может объяснить», — логика такая».

Самое ценное, что может предложить ученику репетитор-студент, это собственный свежий опыт прохождения экзамена, считает Полина Куренкова, репетитор, филолог.

«Подготовленный преподаватель-студент, который не поленился посмотреть актуальные материалы ФИПИ, точно знает, чего на экзамене не будет, и не станет тратить время на лишний материал, — объяснила она.

— Он расскажет, что происходит на апелляции, как себя там вести и на что обращать внимание, поможет справиться с психологическими трудностями. В подробностях опишет процедуру экзамена, ведь она меняется год от года, и преподаватель со стажем может иметь о ней искаженное представление».

Подготовка к ЕГЭ тоже не всегда требует от преподавателя большого опыта. «Три года назад ЕГЭ по математике разделили на базовый экзамен и профильный, — объясняет Александра Чистякова. — Базовый экзамен сдают люди, которые просто хотят получить школьный аттестат с оценкой по математике. Это гуманитарии, будущие медики и т.п. К такой математике в состоянии подготовить и толковый студент».

Когда студент не сгодится

Однако, если цель старшеклассника – поступить на бюджетное отделение в «топовый» вуз, то подготовка должна быть очень серьезной и планомерной. Для такой работы студентам, как правило, не хватает опыта, считает Александра Чистякова.

По ее мнению, самый надежный вариант – это частные преподаватели, которые занимаются подготовкой к ЕГЭ профессионально. «Для них это основной и, как правильно, единственный источник дохода. Соответственно, приходится стараться, чтобы был спрос, чтобы было качество.

Один из показателей серьезного отношения профессионального репетитора к работе – регистрация в качестве индивидуального предпринимателя (ИП).

Регистрация означает, что преподаватель не прячется от налогов, у него есть ученики, которые не разбегаются при первом удобном случае.

Не надейтесь только на репетиторов, возьмите максимум от школы

В поисках репетитора важно не упустить те возможности, которые предоставляет ребенку школа, подчеркнул Лев Соболев:

«Когда ребенку вручают конвертик с деньгами, а потом он полдня проводит в дороге и на занятиях с репетитором, у него появляется в некотором роде индульгенция: «Чего ты еще от меня хочешь, я уже занимаюсь».

Но при этом он не получает того, что может получить в школе. И это обидно. Многие школьные учителя вполне могут и сами подготовить учащихся к экзаменам. А ученик, естественно, уже не имеет ни сил, ни желания этим воспользоваться, потому что у него четыре или пять репетиторов. Это изнурительная гонка.

Мне приходилось задавать вопрос своим бывшим ученикам, поступившим, в конце концов, на платное отделение: «Зачем же ты испортил себе весь одиннадцатый класс, не участвовал в спектакле, не оставался на факультативы, почти ничего не делал на уроках? Ради чего?»