Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Реклама простых истин

Социальная реклама может стать причиной человеческой трагедии. Неумело сделанный плакат или ролик о пожилых людях, например, приводит к тому, что они ощущают себя ненужными и немощными

Студент делает социальную рекламу, призывающую оказать влияние на людей пожилого возраста. Получается плакат или ролик, глядя на которые пожилые люди ощущают себя брошенными, ненужными и немощными. Почему так происходит? Потому что молодой человек не удосужился изучить, о чем думают эти люди, как они себя чувствуют, как могут отреагировать. Он руководствуется своими представлениями, и если изготовитель маркетинговой рекламы еще может рассматривать свой опыт как профессионально исчерпывающий, то в социальной рекламе это невозможно, – объясняет Сергей Долгов, креативный директор «Event Brand». Потому что последствиями неудачной социальной рекламы будут реальные проблемы и даже человеческие трагедии, а не маленькие продажи.


Сделать рекламу эффективной
Но учесть мнение каждого очень трудно. «Это очень сложный вопрос, как на конкретную рекламу реагируют конкретные люди, – считает Татьяна Миронова, исполнительный директор фонда «Социальные проекты» . – Я иногда сталкиваюсь с тем, что нашу рекламу трактуют так, что я и не думала об этом, но таких трактовок допустим 1 из 100. Всегда рекламные сообщения будут у кого-то вызывать какую-то непредвиденную реакцию. Что подумает человек, зависит от миллиона факторов. На различных конференциях все время идут споры: например, кровь в рекламе – можно или нельзя, американцы такие исследования проводили, а англичане другие результаты получили. В любом случае реклама должна работать, а как она будет работать – это другой вопрос. Социальная реклама – это не «купи автомобиль со скидкой», это сложнее. Конечно, надо стремится к тому, чтобы незапланированный эффект был минимальным».

Как правило, социальная реклама в России сейчас ограничивается роликами на телевидении и плакатами. «Но недостаточно просто констатировать: вот у вас проблема вы сами ее и решайте, – комментирует Сергей Долгов. – Социальная реклама – это комплексные, интегрированные коммуникации, и они должны поддерживаться какими-то рабочими акциями с людьми: телефон доверия, реальное общение, даже скандалы, привлекающие внимание».

Он выделяет две серьезных проблемы развития социальной рекламы в России. Первая – это неумение создать эффективное рекламное сообщение и неумение измерить эффективность рекламного сообщения ни до, ни после. «Чтобы измерить эффективность, надо вложить в это средства на этапе планирования, разработки и внедрения. Это дополнительные расходы, которые никто не хочет нести, поэтому это делается по остаточному принципу», – говорит Сергей Долгов. Социальная реклама, как и любая реклама, впрочем, должна учитывать, кому, что хотят сказать ее создатели, какого эффекта они хотят добиться.


«Социальная реклама затрагивает актуальные темы, всегда беспокоившие людей, утверждает Татьяна Миронова. – Например, здоровье – это важно как людям, так и обществу. В Санкт-Петербурге идет программа по толерантности – для этого города это важный вопрос. Актуальны замечательные кампании прошлых лет налоговых органов «Заплати налоги и спи спокойно».

Вторая проблема в несовершенстве законодательства. «Заниматься социальной рекламой у нас не очень выгодно, если только вы не создаете бесполезные и недостаточно толковые рекламные сообщения на бюджетные деньги, типа «Позаботьтесь о ваших близких». Нет даже смысла пытаться измерить ее эффективность. Наше законодательство демонстрирует непонимание властью необходимости социальной рекламы и ее роли», – считает Сергей.

Дойти до аудитории
Многие общественные организации проводят конкурс социальной рекламы, но представленные на эти конкурсы работы редко доходят до аудитории.


«Будем честны, – предлагает Сергей Долгов, – это конкурсы социального плаката – какие-то из них лучше, какие-то хуже. Организаторы обещают впоследствии эту рекламу разместить в городе, но реально этого почти не происходит. Более того, ни один фестиваль сейчас не задает критериев, по которым можно определить, что это наружная реклама, а это печатная. Получается, что художники сдают одни и те же картинки в разных номинациях, только в одну приносят квадратную, а в другую – овальную. Но все же эти конкурсы небесполезны. Конкурсы привлекают много молодежи, она начинает думать о социальных проблемах, там можно найти молодых социально-ориентированных рекламистов. Надеюсь, с этого года все изменится, пройдет фестиваль нового уровня «Лайф», где будут четко прописаны критерии, будут отделены работы, которые претендуют на реальное размещение на улице, в СМИ и работы, которые являются просто креативом». «Не всегда то, что интересно с точки зрения художественного решения можно повесить на улице. Реакцию, психологию людей надо учитывать», – поясняет Татьяна Миронова.

Закон о рекламе говорит, что заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). С чего начать и куда обратиться общественной организации, которая хочет разместить социальную рекламу? «Это зависит от того, где вы хотите разместить рекламу, – говорит Сергей Долгов. – Можно обращаться в рекламные агентства, можно без посредников идти к тем, кто делает наружку или на телевидение. Лучше всего обратиться в муниципальные органы власти, которые могут лоббировать размещение социальной рекламы. Но у нас нет, и не знаю, будет ли такой орган, задачей которого было бы помогать некоммерческим организациям размещать социальную рекламу. Тогда была бы колоссальная очередь желающих этим воспользоваться, и кто-то все равно остался бы в стороне. Сейчас каждый договаривается, как может, и это более естественный процесс. Но, конечно, добиться размещения социальной рекламы – невероятное искусство. В Америке, например, такого регулирования нет. Но там количество СМИ, в том числе региональных, в сотни раз больше, поэтому там проще найти площадку, которая будет соответствовать теме, цели и аудитории акции. И социальная реклама там является лишь одним из инструментов интегрированных коммуникаций».

Можно ли разместить социальную рекламу бесплатно? Оба собеседника говорят, что так бывает. Но каждый раз это особые случаи. И сразу возникают вопросы: где, для кого, почему тем бесплатно, а этим – нет, а является ли это социальной рекламой… «Термин «социальная реклама» трактуется очень по-разному, как то самое дышло, куда его повернешь, – объясняет Сергей Долгов. – Часто возникают споры. Например, есть сообщение на социальную тему или тему благотворительности, но инициатором рекламной кампании является банковская структура. Что это: социальная реклама или нет?»

Статья 10 закона «О рекламе» говорит, что рекламодателями социальной рекламы могут выступать физические лица, юридические лица, органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления. В социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах, за исключением упоминания об органах государственной власти, об иных государственных органах, об органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, и о спонсорах. Этим определение закона ограничивается.

«Если подходить к определению социальной рекламы серьезно, то оно достойно отдельной статьи, а может быть и книги, – говорит Сергей Долгов. – Если кратко, по моему определению, социальная реклама – это общественно- значимое сообщение, которое доносит до общества информацию о социальных проблемах и предлагает модели поведения общества, сообщение, которое ведет к изменению моделей поведения, ценностного ориентирования».

Татьяна Миронова считает, что задача социальной рекламы «донести до человека важную проблему и указать способ ее решения. Например, проблема: алкоголизм. Решение: не пей. Может быть объяснение: потому что… Конечно, социальная реклама должна быть позитивной, направлять человека на что-то хорошее, давать ему какую-то полезную информацию, которую он на ходу, в бегу жизни не может ухватить, еще раз обращать его внимание на это. Есть простые истины, которые мы полжизни не замечаем».

Ирина РЕДЬКО

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?