Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Реформа здравоохранения: кошелек или жизнь?

В 2011 году финансирование медицинских учреждений может претерпеть революционные изменения. Чем обернется реформа финансирования здравоохранения? Как быть больным, кто не в состоянии оплатить свое лечение? Материал «РИА-Новости»

В следующем году финансирование медицинских учреждений может претерпеть революционные изменения. Из бюджета поступит средств меньше, чем ожидалось, зато больницам и поликлиникам разрешат оказывать любые платные медуслуги населению. Чем обернется реформа финансирования здравоохранения? Как быть тем больным, кто не в состоянии оплатить свое лечение?

Минздрав лишится 230 млрд рублей

В ближайшие дни правительство рассмотрит Основные направления налоговой политики на 2011-2013 годы, которая анонсирует изменения в фискальной сфере на ближайшие годы. Об этом 12 апреля сообщил замминистра финансов Сергей Шаталов на восьмой налоговой конференции в рамках Недели российского бизнеса. В первую очередь изменения касаются системы страховых взносов, принятия закона о трансфертном ценообразовании, завершения реформы амортизационной политики.

В документе прописано, что ставка страховых взносов во внебюджетные фонды установлена на уровне 32% от фонда оплаты труда (ФОТ), что ниже, чем предполагалось ранее. Сейчас работодатели платят в пенсионный фонд и фонды медстраха и соцстраха 26% от ФОТ – такая же базовая ставка действовала еще в прошлом году при уплате ЕСН, заменой которому и стали страховые взносы. Предполагалось, что с 2011 года суммарный размер взносов будет увеличен до 34%. Из них 26% будут перечисляться в пенсионный фонд, 2,9% – в фонд соцстраха, а отчисления в фонд медстраха возрастут с 3,1% до 5,1%. Шаталов заявил, что увеличение взносов на медстрахование «вызывает определенные сомнения», Минфин не очень хорошо понимает, каким образом дополнительные деньги будут израсходованы, а потому считает вполне возможным законсервировать увеличение взносов на медстрахование на пару лет.

Директор департамента инвестиционной политики и ГЧП МЭР Сергей Беляков заявил, что уменьшение отчислений на здравоохранение – это не нежелание выделять деньги, а результат отсутствия предложений Минздравсоцразвития по модернизации системы здравоохранения. Поскольку цели использования дополнительно выделяемых средств, по словам Белякова, не определены, Минфин и Минэкономразвития выступили против увеличения платежа в медстрах.

Цена вопроса – 230 млрд рублей. Именно на такую сумму должны были увеличиться поступления на здравоохранение с 2011 года при ставке взносов в 34%. Аргументы Минздравсоцразвития о том, что медицина была очень сильно недофинансирована все предыдущие годы, и эти деньги ей нужны уже сейчас, услышаны правительством не были. Как рассказал на прошлой неделе на «Эхе Москвы» президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль, сейчас Россия занимает лишь 120 место по показателю отчислений на здравоохранение (3,7% ВВП). Развитые страны тратят на здравоохранение около 8% ВВП, США – 15% ВВП.
Впрочем, окончательное решение вопроса остается за правительством.

Больницы профинансируют пациенты

Сокращение размера страховых взносов на медицину сопровождается оптимизацией расходов государства на финансирование больниц и поликлиник с одновременным увеличением в них платных услуг. Сейчас ко второму чтению в Госдуме готовится законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных и муниципальных учреждений». Документ делит учреждения здравоохранения, образования, культуры, науки, спорта на бюджетные, казенные и автономные. Они будут иметь законодательно закрепленное право оказывать платные услуги и, по сути, окажутся гибридом бюджетной и коммерческой организации.

Цель новации, говорится в пояснительной записке – в повышении эффективности государственных и муниципальных услуг при условии сохранения уровня расходов. На деле же – бюджетные учреждения переводятся на рыночные принципы. При этом эти учреждения будут стимулировать для сокращения издержек. «Основная цель этих предложений – сокращение финансирования бюджетной сферы и введение софинансирования за счет населения», – сказал на прошлой неделе директор Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль на «Эхе Москвы». Предполагается, что изменения вступят в силу с 1 января 2011 года.

Правительство (автор законопроекта) объясняют необходимость изменения тем, что большинство бюджетных учреждений фактически уже занимаются коммерческой деятельностью и получают от нее достаточно высокие доходы. К примеру, в 2008 году из 9997 федеральных бюджетных учреждений 3786 имели долю коммерческих доходов более 40% от их финансирования, говорится в пояснительной записке.

Чем обернется реформа финансирования здравоохранения?

Поликлиники и больницы на абсолютно законных основаниях будут оказывать платные услуги по своему основному виду деятельности – лечению. Вообще-то такое право было у них с 1996 года, но тогда они могли брать деньги с пациентов лишь за услуги, не предусмотренные программой госгарантий оказания россиянам бесплатной медицинской помощи. В Московской области, например, приказом был утвержден перечень из 4 тысяч таких услуг. «При этом никто так и не смог отделить необходимые базовые медицинские услуги, которые должны быть бесплатны, от всех остальных», – говорит РИА Новости президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский. Не ясно, рентген при воспалении легких – это обязательная процедура или нет? Впрочем, в рассматриваемом законопроекте не прописано, что лечение даже по «медицинскому ГОСТу» – протоколу ведения больных – будет бесплатным», – подчеркивает Саверский.

Основанием для оказания платной услуги будет «добровольное волеизъявление потребителя и согласие заказчика получить медпомощь на возмездной основе». «То есть, если вдруг человек, сломавший руку, захочет заплатить врачу за прием и рентген, ему никто не будет препятствовать», – приводит пример Александр Саверский. Просто в медучреждении должна быть размещена информация о возможности получения такой помощи бесплатно. Практика показывает, что как только лечебное учреждение получает право на оказание платных услуг, их количество неизбежно растет. Например, создание очередей на лечение или обследование – типичный пример выдавливания пациентов из бесплатного в платный сектор.

Плата за медицинские услуги будет установлена собственником медучреждения, то есть федеральным, региональным или муниципальным органом власти. Стоимость услуги рассчитывается на основе специальных методических рекомендаций и может повышаться из-за изменения уровня цен на медпрепараты, оплату труда врачей или систему налогообложения, говорится, например, в приказе Минздрава Московской области.

Государство не только планирует сократить расходы на финансирование бюджетных учреждений, изменив их статус, но и устранить субсидиарную ответственность по возникающим обязательствам. Применительно к сфере здравоохранения это означает, что, например, за неправильное лечение в больнице ответственность будет нести не лечебное учреждение и государство, а лишь сама больница. Причем отвечать она будет лишь имуществом, находящимся в собственности медучреждения. Земля, недвижимость и дорогостоящее движимое имущество останется в собственности учредителя, то есть государства, говорится в законопроекте. В собственности у медучреждения может быть только движимое имущество, которое учредитель не отнес к особо ценному. Таким образом, добиться значимой компенсации пациенту будет почти невозможно.

Против врача и пациента

Что будут делать граждане, которые окажутся не в состоянии оплатить медуслуги по прейскуранту? Им придется обращаться не в больницу, а в прокуратуру и суды. Дело в том, что статья 41 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

Это значит, что в государственных учреждениях деньги за медуслуги брать нельзя. Исключением могут быть лишь сервисные услуги, например, предоставление палаты повышенной комфортности в больнице, объяснил Саверский. Причем в этом случае государству придется подготовить базовую программу сервисных услуг.

Врачам в новой системе координат также будет не просто. Скорее всего, администрация лечебного учреждения будет всячески их стимулировать на оказание платных услуг.

Иначе говоря, если этот проект будет реализован, пациент заплатит за все. Или умрет

Мария СЕЛИВАНОВА,
экономический обозреватель РИА Новости

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?