Редакция СМИ как организатор волонтерской работы

В 2007 были Комиссией с помощью благотворителей на московских улицах были размещены 100 информационных щитов с приглашением добровольцев. Благодаря жертвователям, удалось потратить по 1 000 рублей за щит, всего 100 000 рублей. По итогам акции пришло 50 добровольцев, т.е. каждый доброволец обошелся в 2 000 рублей

Михаил Агафонов, выпускающий редактор сайта Милосердие.ru

Скажем сразу: полноценно организовывать и администрировать крупное добровольческое движение редакция СМИ не может. Этим должен заниматься отдельный человек. Формально он может числиться или базироваться в редакции, но серьезная вовлеченность в добровольческую деятельность на рабочем месте обратно пропорциональна работоспособности сотрудника. Поэтому редакции СМИ в целом имеет смысл быть не столько организатором, сколько популяризатором и вдохновителем добровольческой деятельности. А само СМИ может стать прекрасным инструментом волонтерской организации: собирать информацию, обобщать опыт, способствовать обмену опытом между волонтерами, осуществлять связь между волонтерами и отчетность.

Волонтеры – люди, в свободное от работы время занимающиеся чем-то полезным: соцработой, экологией, миссионерством, реставририруют храмы и т.п. Жертвователи (люди, дающие на эти проекты деньги) волонтерами в строгом смысле слова не являются. Тем не менее, СМИ, освещающее какие-либо проблемы, требующие участия волонтеров, неизбежно столкнется с необходимостью собирать и пожертвования – для оснащения добровольцев или для адресной денежной помощи подопечным в тех случаях, когда только волонтерским трудом проблему решить невозможно.

Итак, для полноценной работы с волонтерами и с просьбами о помощи, редакции следует знать следующие вещи:
– Где взять волонтеров;
– Как контролировать волонтеров и не набрать неадекватных или недобросовестных людей;
– Как организовать добровольческую структуру;
– Как сберечь волонтеров;
– Как узнать, где нужна добровольческая или иная помощь, как проверить просьбу о помощи;
– Как правильно попросить о помощи читателей;
– Как не навредить нуждающимся в помощи;

Рассмотрим эти вопросы подробнее.


Волонтеры убирают листья в интернате

СМИ – идеальный инструмент для популяризации добровольческой деятельности и сбора добровольцев. На страницах СМИ может быть поставлена и рассмотрена проблема, ждущая решения, рассказано об опыте решения таких или схожих проблем, авторитетные люди могут поддержать необходимость решения проблемы силами добровольцев. Через СМИ можно назначить место и время сбора желающих участвовать в процессе, эта информация может повторяться столько раз, сколько необходимо/возможно, чтобы ее заметило и оценило максимальное число читателей. Интернет-СМИ в большей, бумажные СМИ в меньшей степени позволяют наладить взаимодействие с аудиторией, ответить заранее на вопросы потенциальных волонтеров, обратиться к кому-то из них лично. О наборе волонтеров Московская комиссия по церковной социальной деятельности сообщала на сайте Милосердие.ru, объявляла в эфире радио «Радонеж». 21 мая 2006 пришли первые 24 добровольца, из них только трое – женщины пенсионного возраста. Сейчас волонтеров более 700.

Не менее эффективны для набора волонтеров радио и телевидение. Незадолго до начала кампании по привлечению добровольцев к деятельности Комиссии ее телефон, на который поступают просьбы о помощи, был объявлен в передаче на радио «Радонеж». Целый час принятые просьбы озвучивались в прямом эфире, и тут же находились люди, готовые помочь. Звонили на радио и предлагали свою помощь. Многие просьбы были исполнены.

Руководитель Санкт-Петербургской экологической волонтерской организации «Мусора.больше.нет» Денис Старк рассказывал, как делал радиообъявления о своих акциях по уборке мусора в парках: «Я сначала расстраивался, потому что часто после объявлений на радио никто не приезжает. Но недавно на одной акции пришедшая впервые девушка говорит: «Я вас год назад слышала по радио. Недавно об этом вспомнила, и в Интернете вас нашла». Вот как! То есть прошел год, она что-то переосмыслила».

В 2007 были Комиссией с помощью благотворителей на московских улицах были размещены 100 информационных щитов с приглашением добровольцев. Благодаря жертвователям, удалось потратить по 1 000 рублей за щит, всего 100 000 рублей. По итогам акции пришло 50 добровольцев, т.е. каждый доброволец обошелся в 2 000 рублей.

Большой эффект дают социальные сети в Интернете – «В контакте», Одноклассники.ру, ЖЖ и т.п. Именно благодаря Интернет-дневнику стала популярна и смогла привлекать средства и волонтеров доктор Елизавета Глинка. Благодаря ЖЖ было привлечено общественное внимание к т.н. «Новгородскому делу», к сбору подписей за освобождение Светланы Бахминой и т.п. Волонтерская организация «Люди вокзалов» (занимается помощью людям, проживающим долгое время на московских вокзалах) создали в системе живых журналов комьюнити для координации работы: вопреки принятому в блогосфере, там не болтают каждый о своем, а сухо отчитываются: кто посетил какого подопечного, кто из подопечных в чем нуждается, какие произошли перемены и кто что должен сделать. Схожие по функции разделы есть на форумах д.Андрея Кураева и Сирота.ру, добровольцы из движения «Милосердие» используют для этого форум нашего сайта. Блоги и форумы могут в случае необходимости выполнять роль сайта для неинтернетного издания, привлекая внимание к различным проблемам, добровольцев, помогая в сборе средств, реагируя на вопросы и недоумения читателей. В этом смысле редакции стоит всячески поощрять и поддерживать ведущих личные блоги сотрудников: никакая шаблонная рекламная информация не сравнится по силе воздействия с искренним рассказом от первого лица.

Общеизвестно, что на любую инициативу часто откликаются люди не вполне адекватные, а также, возможно, и злонамеренные, если есть возможность как-то поживиться за чужой счет. Необходимо наладить несколькоступенчатую систему отбора добровольцев, которая позволит отсеивать сумасшедших, педофилов, аферистов, членов тоталитарных сект и пр. на ранних этапах, не допуская до работы. Если предполагается привлекать православных воцерковленных добровольцев – важным аргументом станет благословение духовника. Однако, добровольческая деятельность под эгидой Церкви обладает большим внутренним миссионерским потенциалом, воцерковляются не только подопечные, но и сами волонтеры. Поэтому служба «Милосердие» с радостью приглашает и нецерковных, и инославных людей в свои ряды. Желающий заполняет анкету, проходит собеседование с опытным священником, с уже зарекомендовавшими себя волонтерами, затем «прикрепляется» к кому-то старшему в волонтерской группе и так происходит знакомство с ним. Светские волонтерские организации пользуются схожими методиками, только вместо священника собеседование проводит психолог.

Нам известна православная добровольческая группа в Москве, согласившаяся принять в свои ряды человека, исповедующего религию собственного сочинения, на условии, что он никогда не будет обращать в свою веру подопечных.

Добровольцы службы «Милосердие» помогают людям по всей Москве в самых различных нуждах – от услуг няни или сиделки до помщи в проведении ремонта или автомобильного выезда. Соответственно, на форуме образуются группы по территориальному признаку и по направлениям, во главе каждой группы стоит координатор, распределяющий задания, во главе всего движения стоит общий координатор добровольцев. Такая структура позволяет найти каждому дело по душе, учесть все индивидуальные особенности – в т.ч. занятость (большинство добровольцев в Движении – молодые люди, студенты, менеджеры и пр., часто не обладающие значительным временем) и иное. Так одна из добровольцев – девушка, прикованная к постели; не имея возможности участвовать в какой-то деятельности лично, эффективно справляется с ролью координатора, обзванивая и договариваясь с волонтерами в своем районе.

Чтобы предупредить угасание интереса и профессиональное выгорание у добровольцев, им нужна внедобровольческая активность. Прот. Аркадий Шатов проводил для желающих беседы о Литургии, еженедельно добровольцы собираются на молебны, чаепития, регулярно ездят в паломничества. Руководитель группы «Люди вокзалов», корреспондент журнала «Нескучный сад»> диакон Федор Котрелев выезжает со своими добровольцами на пикники. Светские организации и «продвинутые» церковные прибегают к инструментарию психологов: проводят тренинги, супервизии и проч.


На собрании добровольцев

Безусловно, СМИ должно создавать информационное поле, из которого потенциальные добровольцы узнают о проекте, а действующие – будут в курсе актуального состояния дел: если речь о реставрации – то это состояние и нужды храмов, если о миссии – то полезные книги, методички, советы и т.п., если о социальной сфере – то социальные проблемы; и всем им необходим разбор опыта, уже накопленного в той или иной области. Важно вести базу данных организаций, занятых в той же или смежных областях – это позволит в случае надобности обратиться к ним за поддержкой, спросить совета, перенаправить нуждающегося.

Кроме того, добровольцам скорее всего потребуется некоторое обучение, возможно – медицинские справки или что-либо подобное. Если группа добровольцев готовится помогать в закрытом учреждении – детдоме, тюрьме, больнице и т.п. – надо заранее ясно представить специфику этого места и требования, которые она накладывает на гостей. Конечно, об этом лучше позаботиться организованно, а не оставлять каждого добровольца наедине с бюрократическими и др. препонами. Есть и еще один аспект: возможны конфликты между добровольцем и благополучателем в случае, если доброволец не оправдает ожиданий нуждающегося в помощи, а ведь ожидания могут быть и завышенными и вовсе неадекватными. К подобным ситуациям следует готовить и добровольца и готовится самим.

Редакция СМИ, занятая поиском какой-либо помощи (материальной или физической) должна обладать определенным кредитом доверия граждан – как тех, кто помощи ищет, так и тех, кто ищет, кому помочь. Гарантией доброкачественности православной организации должно быть наличие благословения священноначалия – но это недостаточное условие. Доверия тем больше, чем подробнее рассказывается о проделываемой и проделанной работе, чем прозрачнее финансовая отчетность. Хорошо, чтобы формат издания позволял читателям задавать вопросы и уточнять данные.

Все просьбы необходимо проверять. Даже донорские объявления могут оказаться злонамеренным враньем. Хорошо, чтобы проверкой занимался соцработник (или специалист в той области, к которой относится просьба), большую пользу принесет журналистская поездка на место действия. Обязательно надо проверить все документы, навести справки у врачей, в соцзащите и т.п. Личная встреча желательна. Комиссия по церковной социальной деятельности рада, когда ей предоставляют прошение от местного священника (когда это возможно, ведь помощь оказывается без учета конфессиональной принадлежности нуждающегося), но уже бывали случаи фальсификации таких прошений, т.ч. лучше перепроверять и их.

При публикации просьб и отчетов важно не навредить подопечным. Иногда бывает необходимым закрыть лица на фотографии, скрыть фамилии и адреса и т.п. Ведь если жулики узнают, что такому-то, проживающему там-то пожертвовали миллион – миллион может «уйти». А если в издании будет опубликован большой портрет человека, больного, допустим, СПИДом – проблемы будут и у него, и у его близких.

Это правило входит в некоторое противоречие с другим: просьба тем эффективнее, чем яснее (а значит и подробнее) изложена. Вряд ли Комиссии удалось бы собрать так быстро средства для нашумевшей в СМИ просьбы о помощи бывшим беспризорникам Олесе с Димой, воспитывающим четверых детей, если бы не качественный и подробный фоторепортаж на сайте Милосердие.ru, сопровожденный подробной художественно изложенной историей, не внимание телевидения и т.п.


Олеся и Дима

При сборе денежных пожертвований следует иметь ввиду и сложности, возникающие у людей при переводе средств на банковские счета. Стоит ошибиться в одной цифре – и деньги не дойдут, между тем, при передаче реквизитов от просителя к благотворителю через редакцию довольно часто та или иная циферка теряется или меняется. Поэтому (а также для более ясной отчетности) Комиссия предпочитает собирать на свой счет – а чтобы не было путаницы с реквизитами – предоставляет готовую квитанцию для распечатки. Необходимо понимать, что сбор денежных средств должен быть записан в устав вашей организации, учтен в налоговых органах и т.п. Можно также делать квитанции для каждой просьбы отдельно.

СМИ, работающему с волонтерами и соответствующей тематикой, не следует забывать разбавлять контент и «общечеловеческими» материалами. Это привлекает новых посетителей и дает интеллектуально отдохнуть действующим волонтерам. Впрочем, нельзя не отметить, что раздел с просьбами о помощи – самый посещаемый на сайте Милосердии.ru.

Наконец, есть и такой аспект взаимодействия редакции СМИ и волонтеров: среди добровольцев есть разные таланты – кто-то может сайт сверстать, кто-то на задание сходить. На сайте Милосердие.ru пишут волонтеры различных организаций – Татьяна Кочура (Группа помощи бездомным), Анна Федотова (народное движение «Курский вокзал. Бездомные дети») и многие другие. Их материалы обычно касаются их волонтерского опыта, описать и актуализировать который никто лучше них и не сможет. Приятным сюрпризом для редакции стала удача опыта по привлечению добровольных помощников к расшифровке записываемых нами интервью – откликнулось уже более полутора десятков человек, которым мы очень благодарны: ни одно задание ими еще не было провалено.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?