«Ребенок – это не средство достижения счастья»

На встрече Клуба приемных родителей при Центре семейного устройства на волнующие усыновителей вопросы ответила ведущий специалист по семейному устройству, детских психолог при благотворительном фонде «Отказники.ру» Татьяна Панюшева

На встрече Клуба приемных родителей при Центре семейного устройства на волнующие усыновителей вопросы ответила ведущий специалист по семейному устройству, детских психолог при благотворительном фонде «Отказники.ру» Татьяна Панюшева.

Ведущий специалист по семейному устройству, детских психолог при благотворительном фонде «Отказники.ру» Татьяна ПанюшеваВ Марфо-Мариинской обители состоялась последняя перед долгими летними каникулами встреча участников Клуба приемных родителей при Центре семейного устройства, который является одним из проектов Православной службы помощи «Милосердие».

На встречу пришли выпускники прошлых выпусков Школы приемных родителей, некоторые из которых уже усыновили детей. Подошло к концу и обучение последней за учебный год, восьмой группы будущих родителей, и им было важно и интересно встретиться с теми, кто уже имеет опыт усыновления.

Встреча Клуба приемных родителей – это возможность неформальной беседы педагогов, психологов и будущих усыновителей, во время которой можно не раз обсудить наболевшие вопросы и поделиться своим опытом. Кто-то из участников рассматривает первые семейные снимки своих друзей по Школе, кто-то рассказывает о намечающемся отдыхе и детских праздниках. Большинство усыновителей хорошо узнали друг друга за время посещения занятий, им есть, что обсудить.

На встречу была приглашена один из ведущих специалистов по семейному устройству, детских психолог при благотворительном фонде «Отказники.ру» Татьяна Панюшева, которая провела беседу о том, какие могут ожидать сложности и проблемы при усыновлении ребенка и жизни с ним, и как их избежать.

Начала свою беседу детский психолог с того, что усыновление касается не только самих супругов. Если в семье есть другие кровные или приемные дети, они должны дать свое согласие, нужно, по возможности, учитывать их мнение. Однако, если кто-то категорически против, лучше уговорить его, побеседовать, но не отказываться от усыновления, поскольку со временем дети могут хорошо найти друг с другом контакт. «Важно подготовить ребенка, который уже в семье, мы ведь именно так делаем, когда должен родиться свой малыш: старший ребенок ожидает его с нетерпением вместе со взрослыми, он должен быть полноценным участником готовящихся перемен», – подчеркнула Татьяна. В плане же собственных ожиданий, у будущих родителей, как правило, существует множество малоправдоподобных иллюзий, от которых необходимо избавляться. «Часто мы хотим от ребенка получить то, что он не может нам дать. Он не может быть мечтой, под которую должен все время подстраиваться», – заметила гостья вечера.

Ожидания, страхи, опасения обязательно нужно обсуждать с психологом, священником, педагогом. Если есть опасения по поводу эмоционального поведения приемного ребенка, этого не стоит пугаться, грамотные психологи успешно корректируют проблемные поведенческие реакции детдомовских детей. Нужно не забывать и о том, что у самого приемного ребенка страхов не меньше, чем у принимающих его родителей. Но с ним никто не работает, никто не подготавливает его к семье, он не проходит школу собственного усыновления и будущей адаптации. «Эти взрослые, – думают дети в детских домах, – ненадежные люди. Они пропадают, умирают, обманывают. Мне нужно их проверить».

И начинается проверка с первых же дней усыновления. До какой степени мама может меня выдержать? Я ей действительно нужен любым? А если не нужен, то что я здесь делаю? Эти вопросы будут довольно долгий период тревожить ребенка. Все дети в детских домах очень хотят в семью, но почти ни один не знает, что это такое. Ребенок тоже ждет чего-то идеального, его никто не готовил к трудностям.

Очень важно не нанести психологическую травму ребенку во время так называемых смотрин, когда предстоит выбрать ребенка. Дети все понимают и чувствуют, даже если им не говорят, куда и зачем их ведут. И те дети, которых много раз не выбрали, эмоционально травмированы, они могут агрессивно себя вести и говорить, что им не нужны мама и папа.

Следующий сложный момент – возможное расставание с ребенком, проведя время с которым стало понятно, что он не подошел. Здесь лучше честно попрощаться. Можно подарить ему на память игрушку или красивую открытку со словами: «Ты очень хороший, в тебе много необыкновенного, интересного, но я не смогу к тебе больше приходить». Это, безусловно, тяжело, но лучше, чем просто исчезнуть.

При первом знакомстве нужно быть предельно осторожными с эмоциями. Не стоит сразу брать ребенка на руки, поскольку у него может быть за плечами тяжелый опыт насилия, и он может сначала непредсказуемо отреагировать на любую попытку тактильного контакта незнакомых людей. Лучше не обцеловывать его, а постараться изучить. Узнать заранее, во что он любит играть, принести с собой игрушку и вместе поиграть.

Приходить к ребенку, с которым выстраиваются отношения, лучше не реже двух раз в неделю, чтобы это были регулярные посещения. Не стоит малыша задаривать подарками, важно не перестараться в усилии понравиться, лучше установить с ним душевную привязанность, а не быть спонсором.

При знакомстве лучше представиться по именам. Если нянечка бежит к ребенку со словами: «Вася, к тебе пришли мама и папа!», нужно остановить эту нянечку. Все должно происходить постепенно.

К себе в гости лучше приглашать уже достаточно взрослого ребенка, а маленький может испугаться чужого дома, когда еще к будущим родителям он не слишком привык. С ним лучше погулять, к примеру, в зоопарке, сходить в детский театр.

После первой встречи не стоит делать выводы о том, «ваш» он ребенок или нет. Все волнуются и могут показаться совсем не такими, какие есть. При последующих встречах нужно улавливать нюансы характера, прислушиваться к ощущениям, и, конечно же, советоваться с психологом, куратором, священником.

Посещая детский дом с целью подобрать ребенка, не стоит «прикидываться» волонтером. Не нужно играть не свою роль. Дети это почувствуют, поскольку потенциальный родитель по-разному общается с ребенком, который ему нравится и другими детьми, и это, в результате, может стать негативным опытом для многих.

При знакомстве лучше остаться вдвоем, а не в группе с детьми. Если кому-то из супругов ребенок категорически не понравился, а другому очень понравился, лучше все же оставить этого ребенка и не уговаривать супруга изменить мнение, а постараться встретить того, кто понравится обоим. Но и это не гарантия счастья. Дальше предстоит кропотливый труд, в который нужно вложить любовь и терпение. «Ребенок – это не средство достижения счастья, это человек, которому вы его можете подарить», – подчеркнула гостья Клуба.

Нет единых советов для усыновителей в плане того, кого лучше брать: мальчика или девочку? Взрослого ребенка или младенца? Девочки совсем не легче мальчиков, а младенец может вырасти намного более проблемным, чем взрослый ребенок, которого усыновили подростком. Каждый ребенок – уникален, индивидуален, единичен, и многое зависит от того, какие усилия будут приложены при выстраивании взаимоотношений именно с ним.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши новости в Телеграме

Подписаться