Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Работа с отказами: почему матери оставляют своих детей в роддомах

Тем, кто начинает работать с социальными недугами, приходится избавляться от многих стереотипов. Например, роженицы-«отказницы» – это не всегда неблагополучные пьяницы или наркоманки

Тем, кто начинает работать с социальными недугами, приходится избавляться от многих стереотипов. Например, роженицы-«отказницы» – это не всегда неблагополучные пьяницы или наркоманки.

«Светлый подвиг» волонтера – это обычно банальное мытье полов. А за материальной помощью в первую очередь выстраиваются в очередь халявщики, а не нуждающиеся. Про то, как рушатся стереотипы, и что приходит им на замену, рассказала президент общественной организации «Аистенок» Лариса Лазарева.

– Когда мы только начинали проект, я, как и многие, думала, что от детей отказываются молоденькие девочки или женщины из неблагополучных семей, – рассказывает президент организации «Аистенок» Лариса Владимировна Лазарева. – Но с первых месяцев работы поняла, что это не так. Среди наших «отказниц» оказались женщины 27-35 лет, были среди них и 43-летние, которые, уже имея детей, попадали в трудную ситуацию и отказывались от новорожденных.

По первой профессии Лариса Лазарева – инженер медицинского оборудования, работала в строительной организации, потом в детской больнице, но все время хотелось чего-то другого, найти «свое» место – чтобы работа приносила чувство полного удовлетворения.

В роддоме она часто видела, как женщины отказывались от новорожденных, которых отправляли сначала в Дом малыша, а затем в детский дом. Под влиянием этих впечатлений она решила начать работать с отказницами. В 2002 году Лариса Владимировна решилась уйти с работы и создать детскую общественную организацию.

– Моей первой «отказнице» было 27 лет. Двое детей. Муж, ветеран Афганистана, работал охранником, жили в ведомственном общежитии. Пока она лежала в роддоме, из общежития стали выселять. Вот женщина и решилась оставить малыша, посчитав, что для ребенка в детдоме будет лучше – игрушки, питание, крыша над головой. Я тогда сказала Наталье: «Может быть ты и права, он будет сыт, обут-одет, но не сможет получить самого главного – материнского тепла и любви». Мы помогли сохранить за семьей комнаты в общежитии, обеспечили вещами, питанием для малыша. Семья была сохранена и до сих пор приходит к нам на совместные праздники. Сейчас мальчику – 8 лет. У него день рождения – 22 декабря.

Со временем Лариса Владимировна поняла, что надо не только разговаривать с женщинами, но и помогать им справляться с трудностями. В том числе и материально.

– Понимаете, зачастую жизнь в нашем обществе загоняет одинокую мать в угол, – объясняет она. – Оставил в «интересном положении» отец ребенка, на этой почве поссорилась с родителями, ушла из дома, а чувство безысходности, злобы, обиды переключилось на малыша, и, как результат, – отказ в роддоме. Другой пример. Маленький город. Нет работы. Женщина приезжает в Екатеринбург, но, т.к. нет прописки, возможность устроиться с гарантией пособия по уходу за ребенком, практически равна нулю. А нет пособия – нет и возможности прокормить себя и малыша, при условии, когда родные и близкие отвернулись.

Что скрывать, – самые острые семейные вопросы – это жилье и детский сад. Отсутствие путевок в дошкольные учреждения ставит одинокую маму на грань выживания – она не может выйти на работу, а, значит, обеспечить средства на элементарные потребности. А если нет своего жилья, то, вообще, беда. Квартиру женщине с малышом, сдают весьма неохотно. Поэтому мы запустили еще два проекта. Во-первых, мы снимаем трехкомнатную квартиру для временного проживания женщин с детьми, у которых отсутствует жилье – срок проживания от 3-х месяцев до полугода, за это время мы стараемся урегулировать ситуацию, помогаем оформить юридические документы, выйти из состояния депрессии, успокоиться, полюбить ребенка – посмотреть на него не как на обузу. Во-вторых, на базе нашей организации мы открыли «Группу неполного дня», в которой мамы, попавшие в трудную ситуацию, могут на несколько часов оставить детишек, которых не удалось устроить в детский сад, чтобы иметь возможность решить какие-то вопросы или сходить на работу.

Еще возникла идея «Социального склада» – мы стали просить екатеринбуржцев приносить детские вещи, средства гигиены, игрушки и передавали их семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Вещей так много, что мы помогаем всем. Для того, чтобы получить помощь, достаточно предъявить паспорт и при встрече рассказать суть своей ситуации. Постепенно наша организация расширялась, к нам стали обращаться не только женщины из роддома, но и просто те, кто попал в трудную ситуацию.

Еще с первых аннулированных в роддоме отказов возникла идея создания «Социального склада» – мы стали просить екатеринбуржцев приносить детские вещи, средства гигиены, игрушки и передавали их семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Екатеринбуржцы откликнулись – стали приносить детские вещи, везти коляски, кроватки, средства гигиены, игрушки. Вещей так много, что мы помогаем всем. Для того, чтобы получить помощь, достаточно предъявить паспорт и при встрече рассказать суть своей ситуации. Постепенно наша организация расширялась, к нам стали обращаться не только женщины из роддома, но и просто те, кто попал в трудную ситуацию.

У Ларисы Владимировны звонит телефон. В динамике слышен голос:
– Мне нужна коляска, кроватка, памперсы.
Голос Ларисы Владимировны становится жестким:
– А вы куда звоните?
– Мне дали ваш номер, сказали, что у вас можно вещи взять.
– Во-первых, нужно здороваться. Во-вторых, мы не магазин и просто так вещи не даем. Приходите к нам, расскажите свою ситуацию, будем думать, как вам помочь.

Закончив разговор, она комментирует:
– К сожалению, люди, попавшие в трудную ситуацию, очень часто считают, что им должны помогать и воспринимают эту помощь, как что-то само собой разумеющееся. Особенно, это касается выпускников детских домов. И здесь приходится быть очень жесткой – «халявщикам» мы не помогаем. Только тем, кто хочет бороться. Женщины, которые живут у нас в кризисной квартире, обязательно заключают с нами договор. Живи бесплатно, но обязательно работай с нашими психологами.

Правда, теперь Лариса Владимировна пришла к выводу, что «материальное обеспечение» бессильно решить некоторые застарелые проблемы.

– За долгие годы работы я поняла очень важную вещь: одна из основных проблем социального сиротства состоит не в том, что женщинам не хватает материального обеспечения или психологической поддержки. Главное в том, что у многих из них отсутствует модель семьи. Они просто не понимают, как выстраивать отношения с мужем, детьми. Основными психологическими причинами отказа от детей является неосознанное родительство, отсутствие ответственности за судьбу ребенка, нарушение детско-родительских отношений, когда в семье имеются затяжные конфликты «отцов и детей». В последнее время наш Центр активно пытается работать в этом направлении. Мы стараемся начинать с детства, проводим для воспитанников детских домов и детей из приемных семей 14-18 лет семинары по «Осознанному родительству». Учим их планировать свою жизнь, выстраивать отношения друг с другом, осознавать, какую ответственность накладывает звание отца или матери.

Самое главное, найти общий язык с подростками, которые все, в основном, «трудные». Они приходят с грустными лицами, ожидая длинных нудных лекций, от которых уже устали. Нужно сделать так, чтобы им стало интересно. Поэтому, разделившись на команды, ребята увлеченно рисуют на больших ватманах «Город своей мечты», даже не подозревая, что это задание является частью тренинга планирования жизни. Мы рассказываем им о примерах известных людей, которые в детстве жили в неблагополучных семьях и все равно добились успеха. Когда они узнают о том, что у маленького Уолта Диснея было мало игрушек, и жестокий отец его часто избивал, и это не помешало ему стать тем, кем он стал, у них появляется дополнительный стимул!

Сейчас создатели «Аистенка» задумали новый проект – «Семейный центр временного проживания для женщин с детьми».

– Если говорить о процессе реабилитации матерей, то его невозможно наладить в условиях городской квартиры, – сетует Лариса Владимировна. – Во-первых, очень сложно идет процесс поиска работы, устроиться на которую женщине с малолетним ребенком также сложно, как и найти детский садик или снять квартиру. Во-вторых, в четырех стенах очень сложно наполнить жизнь какой-то деятельностью, особенно, если нет к этому навыка. Главная цель нашей профилактической работы – это не плодить иждивенчество и не дублировать детские дома с проживанием в них на всем готовом детей-сирот. Поэтому у «Аистенка» есть мечта: найти 70 миллионов рублей и построить «Семейный Центр» – загородный дом, где женщины с детьми будут не просто жить, но и иметь возможность вести домашнее хозяйство на земле, заработав себе на пропитание. Теплицы, швейная мастерская, крольчатник, курятник. У каждого в центре будет своя обязанность, это поможет перестать чувствовать себя иждивенцем, появится возможность пройти процесс реабилитации быстрее, и начать новую, совсем другую жизнь. Так начинается формирование ответственности за себя, своего ребенка. Глядишь и жизнь наладится, и семья станет полной… Все в наших руках…

Справка: Свердловская региональная общественная организация «Аистенок» основана в 2003 году. Направление деятельности – профилактика отказов от детей. Президентом «Аистенка» с момента его основания стала Лазарева Лариса Владимировна. С 2004 года аннулировано 88 отказов от детей.

За время работы «Аистенка» 395 приемных родителей прошли обучение в школе приемных родителей. 290 детей-сирот обрели семью, из них более 190 детей при поддержке организации попали в семьи опекунов и усыновителей прямо с территории детских городских стационаров, минуя перевод в Дома ребенка.

Обучено более 270 волонтеров для работы в детских учреждениях с отказными детьми, а в больницах и социальной сфере – с детьми-сиротами.
235 семей находятся на постоянном сопровождении организации.

Оборудовано 3 палаты в детских больницах для эмоционального и физического развития отказных детей.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?