Путешествие классом

Путешествовать с классом во время каникул – к этой идее рано или поздно приходит практически любой классный руководитель. Мы с семиклассниками сразу решили, что в середине апреля ехать надо на юг – туда, где уже весна, в Киев

Путешествовать с классом во время каникул – к этой идее рано или поздно приходит практически любой классный руководитель. Мы с семиклассниками сразу решили, что в середине апреля ехать надо на юг – туда, где уже весна, где тепло и можно много времени проводить на улице. Было два варианта – Киев и Севастополь. Но в Крым дорога занимает примерно 25 часов в один конец, а в столицу Украины – всего ночь. Итак, мы решили отправиться в Киев. В цифрах поездка выглядит следующим образом: длилась три дня, обошлась примерно в 6 тысяч рублей с человека, готовились к ней три месяца, в Киеве побывало пятнадцать школьников и шестеро взрослых.

Надо сразу оговориться, что поездка была организована силами родителей – одна инициативная мама созвонилась с Паломническим центром Киево-Печерской Лавры, оговорила с ними экскурсионную программу, забронировала места в гостинице и решила через них же вопрос питания. В начале марта в железнодорожных кассах мы выкупили билеты на поезд.

22 апреля, в Светлую Среду, мы встретились в храме перед Всенощной и батюшка, которого мы заранее попросили об этом, отслужил молебен о путешествующих. Без приключений мы приехали на вокзал и сели в поезд. Наши 12-15-летнии питомцы распределились по полкам, вытащили из рюкзаков чипсы, забились в одно купе и начали хохотать. Мы – взрослые –напряженно совещались по поводу предстоящего пересечения государственной границы. Кстати, для того, чтобы попасть на Украину, загранпаспорта не нужны, но если вы вывозите не своих детей, а чужих, необходимо нотариально заверенное согласие на это обоих родителей (700 рублей). Если дети едут с одним из собственных родителей, согласие второго не требуется.

В 19.20 поезд тронулся. Около часа ночи мы пересекали одну границу, около трех – вторую. Документы пограничники проверяли тщательно, но никаких недоразумений не возникло – у нас все было в порядке. В 05.00 был подъем, а в 06.20 мы прибыли в Киев.

Надо отдать должное Паломническому центру – мы остались очень довольны организацией поездки. С вокзала нас повезли в Лавру, показали Пещеры, потом накормили завтраком и отправили в гостиницу. О еде надо сказать отдельно. Я очень волновалась, что наши подростки будут все время голодными. Но в действительности оказалось, что каждый раз они с трудом выползают из-за стола, потому что любая трапеза – будь-то завтрак, обед или ужин – начиналась с супа (за три дня было 9 разных супов – от борща до щавелевого с рубленым яйцом), затем шел черед горячих блюд, салатов и десерта. Кроме того, к нашему приходу пекли ватрушки, булочки и пирожки, варили компоты и кисели. А когда как-то в завершении обеда появились большие тарелки с варениками, плавающими в топленом масле, я поняла, что гоголевские образы из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», где галушки сами в рот падали, отнюдь не были гиперболой.

Мы заранее приготовили «Бортовой журнал» – толстую тетрадь в клетку, где желающие записывали свои впечатления от поездки. Прочитав все записи наших детей уже в Москве, я поняла, что суп три раза в день и простые ужины из 7-8-9 блюд, потрясли всех.

На следующий день нас повезли к Софийскому собору, затем в Ионинский монастырь и в удивительные Зверенецкие пещеры. Мне трудно передать словами то впечатление, которое произвели эти пещеры на наших детей. Зверенцкие пещеры гораздо старше Лаврских. Монахи жили здесь с 11 века. На стенах мы видели сохранившиеся древнейшие надписи. Мы читали их и как будто дышали воздухом того времени. Во время нападения монголо-татар, отшельники, а также некоторые горожане с маленькими детьми, спрятались здесь. Пещеры завалило, и все погибли. Только 100 лет назад эти пещеры были открыты. Мне кажется, наши дети смогли пропустить эти события через себя, смогли по-настоящему прикоснуться к пониманию монашеского подвига и истории.

Правда спустя часа полтора, после обеда, молодежь устроила возню в гостинице, и строгий сторож Владимир Петрович, который переходил с русского на украинский, когда нервничал, как следует их отругал. Они действительно пытались изобразить раскаяние на лицах, но это очень трудно сделать, когда вам говорят, что «у вас похгАна повидИнка».

Каждый вечер у нас было «свободное время» и мы гуляли в киевских парках. Играли в салочки и догонялки. Взрослые принимали в этом активное участие. В последний же день поехали на Майдан Незалежности, а потом в Гидропарк к Днепру.

В субботу вечером мы сели в поезд «Киев-Москва» и отправились домой. Путешествие подходило к концу. Основной его идеей было – сдружить детей. Дать им возможность пережить что-то вместе, объединить их. Я думаю, нам это удалось. В последний день пребывания в Киеве у нас было отведено немного времени на покупку еды в поезд – макароны, вода, бутерброды. Дети попросили разрешения также купить каких-нибудь вкусных мелочей. Мы не были против. Они скинулись – кто сколько мог. Кто-то из детей внес в общий котел 10 рублей, а другой – 500, но разговоров о том, сколько внес каждый, не было ни разу. Они собрали довольно приличную сумму и купили чипсов, попкорна, пепси-колы и шоколадок. Ребята учли пожелания каждого и разделили все по-товарищески.

26 апреля в 10 утра мы подъезжали к Москве. Одна девочка сделала в нашем «Бортовом журнале» последнюю запись путешествия: «Совсем скоро приедем. Я, конечно, соскучилась, но уезжать совсем не хотелось. Я в первый раз ездила не со своими родными, а с другими ребятами. Это потрясающе! Я просто в восторге и от самого города! Киев – замечательное место! Столько храмов, святынь, культурных памятников, зелени и какой-то легкой радости. Все это очень интересно! А еще хорошо просто побыть в компании хороших друзей. Мы играли в догонялки, фотографировались и просто прогуливались. Это и есть главные впечатления от этой чудесной поездки!»

Анастасия Отрощенко

Об авторе:
Анастасия Отрощенко – многодетная мама, учитель русского языка и литературы в Димитриевской школе. Работала редактором программы на радиостанции «Радонеж», редактором рубрики ряда современных журналов различной тематики, литературным редактором в издательстве.

Читать предыдущий выпуск колонки Анастасии Отрощенко Им тринадцать

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?