Путь к трезвости: Сила воли?

Многие, кому рассказывал об общине трезвости в Ромашково, по окончании моей речи, как по указке, резюмировали: “Ясно”. Или “Понятно”. Означало это лишь одно: им абсолютно не понятно и не ясно, за счёт чего там смогли добиться отрезвляющего эффекта в отношении автора этих строк

Читать предыдущую историю
Ловушка для силы воли
Любая тропинка, ведущая к Богу, тем более из дремучего леса алкоголизма – благодать. Но сомнения постоянно нашёптывают: сверни с неё! Об одном из них, с которым мне пришлось столкнуться лоб в лоб, хотелось бы рассказать отдельно. Существует такое суждение: просить помощи в Церкви – удел слабых. Не хватает, мол, силёнок самим решить свои проблемы. Безусловно, в основном так рассуждают люди атеистического склада. Но автору этих строк приходилось сталкиваться с тем, что знакомые, которые считают себя православными, со всей серьёзностью говорили – ко Всевышнему они обращаются из-за слабости, воспринимая последнюю как существенный недостаток.

Когда речь заходят об алкоголиках или наркоманах, то практически все не безосновательно твердят: это люди слабохарактерные, и сами себе они помочь не могут. И такой подход, во многом, верный. Но далее он может привести к крайне неверным толкованиям. А именно: на людей, попросивших помощи Небесной, навешивается ярлык – безвольные. Это есть не что иное, как перевёртыш в сознании: чистое представляется грязным, бриллиант – подделкой.

Пока гром не грянет, мужик не перекрестится – не зря это высказывание относят к категории народной мудрости. Катастрофы, стихийные бедствия, войны, серьёзные проблемы в повседневной жизни, в общем, все ситуации из разряда «на лезвии ножа» почти со стопроцентной гарантией заставляют людей молиться. У тех же, кто попал в водоворот пьянства или наркомании, такая потребность начисто притупляется. И это при том, что именно на лезвии ножа их собственные души находятся на протяжении многих лет. Представьте: стоите вы на краю пропасти, и не отходите от него, даже несмотря на то, что вас методично изо дня в день пытаются наконец-то столкнуть. Такая картинка возникала у меня, когда я переосмысливал своё разгульное прошлое и представлял состояние своей души, которую ежедневные пьянки пихали в бок, подталкивая к гибели.

Чувство страха активизирует у трезвого человека все жизненные силы для поиска путей для спасения. Для алкоголика такие пути не видны по определению – в тумане пьянства растворяется всякий инстинкт самосохранения. Поэтому и отпадает желание молиться, то есть ратовать, бороться, просить за спасение души. Да и словосочетание такое «спасение души» из лексикона автоматически исчезает.


Чувство страха активизирует у трезвого человека все жизненные силы для поиска путей для спасения. Для алкоголика такие пути не видны по определению

Но вот совершается чудо, о котором мечтали и просили все близкие, – человек завязывает. Мало того, он начинает ежедневно молиться, ходить в церковь не по прихоти, а как предписывает это православие – словом, обретает Бога. Вот тут знакомые начинают судачить: «Он немного двинулся рассудком, в праведники подался. Впрочем, что с него взять: пил-то ого-го сколько, а теперь ищет уверенности на небесах. Ослабла воля-то!».

За рассуждающих так людей надо молиться, чтобы истинная картина им наконец-то открылась. Первое, что приобретает человек, пришедший к Богу – чувство ответственности. Не только за других, но, что самое важное, за себе самого. Неимоверных трудов стоит усмирить свои желания, которые постоянно и настойчиво твердят: «Ну что ты заморачиваешься постоянно, ограничиваешь себя? Наслаждайся жизнью по поводу и без, во всех её проявлениях!». Оценить до конца внутренние усилия человека окружающие в подавляющем большинстве случаев не в состоянии. Они оценивают то, что видят, а «за кадром» остаётся самое главное – борьба человека с самим собой за спасение своей души.

Главный вопрос «повестки дня»: может ли безвольный субъект вести такую борьбу? Ответ представляется очевидным: «нет». Но воля не может появиться просто так на пустовавшем до этого долгое время месте. И молится человек Богу, вознося хвалу Ему за обретение внутренней силы, прося того, чтобы не дал потерять её в дальнейшем. Безволие, говорите? Чего-то не похоже совсем…

Только для души человека, ставшего обладателем сильной воли, существует очень опасная ловушка (сам в неё чуть было не попался). Становясь сильным, человек, как индивид, быстро привыкающий ко всему хорошему, также быстро забывает, благодаря чему и Кому он стал таким. Самооценка вырастает до того, что линия подбородка постоянно находится в положении параллельном земле. Человек позиционирует себя как личность во всём самодостаточную, превращаясь в безмерно самодовольного субъекта. И душа опять оказывается на краю – только теперь её в бездну толкают ежедневные вопросы: «Зачем нужен Бог, если я САМ со всем прекрасно справляюсь? Зачем мне общаться с безвольными алкоголиками (бывшими, действующими – не важно!), если я сам весь просто-таки соткан из воли?».

На этом споткнулся и полетел потом кубарем не один человек.
Ваш покорный слуга молитвами близких устоял, и стал воспринимать свой отказ от алкоголя не как собственный подвиг, а как дар, который надо беречь и за который надо до конца своих дней благодарить… Кого? Думаю, вы и без меня уже догадались.

Недооценка Промысла – билет на поезд в никуда
Многие, кому рассказывал об общине трезвости в Ромашково, по окончании моей речи, как по указке, резюмировали: «Ясно». Или «Понятно». Означало это лишь одно: им абсолютно не понятно и не ясно, за счёт чего там смогли добиться отрезвляющего эффекта в отношении автора этих строк.

Всегда нам нужны доказательства, причём не столько в виде конечного результата, сколько в указании точной последовательности действий, этапов процесса, так сказать. Мы объясняем: «Если загорелась лампочка, то с помощью электричества». И всем всё понятно. Говорим: «Если засверкала душа, то с помощью Бога». Здесь в понимании возникает пауза. Не знаем, что это такое, с чем это едят, сколько таблеток надо принимать и как часто.


«Если загорелась лампочка, то с помощью электричества». И всем всё понятно. Говорим: «Если засверкала душа, то с помощью Бога». Здесь в понимании возникает пауза

Если говорить о Ромашково, то получается просто-таки «вопиющая» картина: люди пьют чай, разговаривают – и это весь инструментарий для решения злейших проблем?! Увольте, такого не может быть, так как не может быть вообще. И сомнения нарастают, давая волю неуёмным фантазиям – может их там, в Ромашково, зомбируют, гипнотизируют, в чай, может, чего добавляют…

Меня всегда озадачивал вопрос, как преодолевается такой недоверчивый подход, который, кстати, совсем недавно был не чужд и мне. Конечно, о манипуляции сознанием или психотропных средствах, которые подмешиваются в чай, не думал, но понять, что и как происходит, разложить всё по полочкам пытался. Безуспешно, надо сказать, до того момента, пока не услышал из уст одного священника: «Господь ничего не доказывает, он являет». Многое после этих слов становится очевидным.

Критически настроенные люди говорят: «В Евангелии говорится о чудесах, совершаемых Иисусом Христом. Что ж сейчас-то их не происходит?». Происходят, господа, и в достаточном количестве. Большинство исцелений в Ромашково – примеры тому живые и, как принято говорить, объективные.

До прихода в общину на подавляющем большинстве «ромашковцев» окружающие, что называется, ставили крест. Вместо этого «обречённые» его воздвигали, раскопав из мусора и пепла собственных душ.

Громкие слова? Ни в коем случае.
Скорее репортаж с места событий.

Из отдельных эпизодов жизней общинников можно составлять галерею чудес, которые нам, вечно сомневающимся и не верующим, являет Господь. Кто-то чудом выжил после пьяной поножовщины, кто-то – после удара чем-то твёрдым и тяжёлым, результатом которого была пробитая голова. Кого-то еле откачали во время абстиненции или после «передоза», кто-то опять же чудом не убил пару человек. Существуют и не «чернушные» сюжеты – кто-то, уже потеряв последнюю надежду, квартиру получил, кто-то из практически бомжа превратился в добропорядочного семьянина.

Самое примечательное – все эти явления обречены восприниматься, как везение, удачное стечение обстоятельств. Если не загнулся, то вовремя появились родные, врачи, соседи. Если квартиру получил – очередь подошла, если с социального дна вылез – за голову взялся и т.д. и т.п. О Боге, конечно, при этом вспомнят, но больше в качестве присказки, всуе. И только считанное число людей сумеют повернуться лицом к Господу и воздать ему хвалу.

Безусловно, каждому – своё.

У человека всегда остаётся выбор: какими суждениями пользоваться, каким путём двигаться по жизни. В Ромашково вектор такого движения пытаются направить в сторону доброго и созидательного начала, за счёт чего после многих лет потакания страсти (пьянство это, наркомания, игромания – без разницы) человек вдруг ставит ей барьер. Вот это самое «вдруг» и есть явление чуда, которое подавляющим большинством из нас (в том числе до недавнего времени мною) недооценивается.

Билибин И.Я. Илья Муромец и Соловей Разбойник

И мы объясняем себе это как угодно, но не как Божий промысел. Чаще всего, как заслугу своей несгибаемой, но крепко заснувшей (лет, эдак, на несколько) воли, которую худо-бедно растолкали, и она скрутила-таки страсть в бараний рог, как Илья Муромец – Соловья-разбойника. Как показывает практика, это умозаключение становится кассой, где выдаётся обратный билет на поезд в никуда, с которого мы с таким трудом спрыгнули.

Неверие в Чудо провоцирует и ещё один опасный процесс. По сути, не принимая участие Бога в своём исцелении, человек, как правило, полагает, что первые успехи в борьбе, скажем, с пьянством – это уже полная победа. Штурм удался – всё, войска можно распустить. Между тем, если Господу достаточно одного прикосновения, чтобы расчистить завалы грязи в нашей душе (что, собственно, и является чудом), то нам для этого нужна каждодневная кропотливая и тяжелая работа. Если мы к ней не приступаем – пиши пропало.

Приведу традиционное сравнение. Все мы периодически ходим в душ, чтобы смыть грязь с тела, и если этого не делаем, то через определенное время покроемся сначала прыщами, потом гнойниками. Душа тоже нуждается в чистоте, но её отдраить щеткой нельзя. Её омовение невидимо, а потому найти обоснования для необходимости очистится нам из-за неверия очень и очень сложно.

Наверное, поэтому очищение душ – процесс, который многим сегодня представляется чем-то надуманным, а потому не нужным. Если бы его можно было рассмотреть под микроскопом, или спецраствор существовал бы какой «очистительный» (когда лёг под капельницу и через часик-полтора душа – как стёклышко) – тогда да, тогда актуально и целесообразно. А так – пустые разговоры, не более. Между тем, ничего более реального и полезного на свете не существует.

Автор этих строк убедился в этом, когда недавно разговаривал со своей бабушкой. Она на протяжении последних десяти лет даже не улыбалась в разговорах со мной. А вчера отпустила такую шутку, которую даже захотелось записать для семейного архива. Только ради этого стоит, а точнее необходимо повернуться лицом к Богу. И благодарить Его за то, что дал возможность воздвигать, а не потоплять – себя и окружающих.

Никита ВЯТЧАНИН

Читать следующую историю

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?