Никита Вятчанин. Первый раз – в трезвый класс
Знакомо ли вам ощущение, когда вы прямо-таки стремитесь сделать что-нибудь позитивное? Этому состоянию человека давно придумали название – душевный подъём. Причём оправдано – во время того, как вы творите что-то доброе, душа ваша, несомненно, идёт по ступенькам вверх.
Подобные восхождения в наше время – большая редкость. Автор этих строк, сталкиваясь с подобным явлением в жизни, не особо его ценил. Считал, что все повторится, и не раз. Только паузы между «разами» становились все более длительными, а вот поводов для проявления циничности и всякой другой моральной скверны находилось все больше. Энтузиазма это, мягко говоря, не прибавляло.
Возвращаясь домой после первого посещения общины трезвости в Ромашково, я душевный подъём ощутил. И решил поймать его за хвост, запомнить и проанализировать. Откуда он взялся, что спровоцировало его появление?
На первый взгляд – самое натуральное самовнушение (модный для нашего времени термин, не правда ли?). Действительно, ничего особенного вроде не произошло. Приехал в компанию людей, которые столкнулись с жестокой проблемой – кто алкоголизма, кто наркомании. Посидели, поговорили. Душу, так сказать, излили. И всё! Потом, разбирая завалы беспечного самодовольства (собственноручно построенные, между прочим), я стал, наконец, видеть элементарные вещи. Прозревать, если хотите.
Я не просто попал в «компанию», а нашел новый круг общения. Вот она – первая остановка в оазисе не замутненного сознания! Это как раз то, чего алкаш, живущий во мне, больше всего опасался. Уже как-то по анекдотичному зазвучали вопрос, который недавно задавал себе вполне серьёзно – «как (и главное – с кем) можно в России не пить»?
Оказывается можно, господа. Причем без ущерба для производства. Новых знакомых представлял себе как людей потухших, которые решением отказаться от спиртного серьёзно себя обделили. И, честно говоря, испытал удивление, когда увидел самодостаточных, активных людей. Самое яркое наблюдение врежется в память навсегда: глаза у них светились. Не горели (как, например, при получении крупного денежного приза), не искрились (как на первом свидании, когда сюжет притягивает своей не предсказуемостью), а именно светились. Признаться, так и не удалось тогда припомнить, где и когда мне приходилось такое видеть. Разве что в глубоком детстве…
При этом в заражении какой-нибудь навязчивой идеей никого не уличил. Да и не мог по определению: все присутствовавшие, как уяснил уже позднее, были православными в искреннем и честном понимании этого слова. Не скрою, были у меня знакомцы, которые, узнав о моём намерении ходить в общину, с ходу попытались прикрепить ко мне ярлык сектанта. Мол, знаем мы эти собрания и чем это заканчивается – по телевизору насмотрелись.
Промашка у них получилась. Почти двухчасовой разговор, который велся за чаем (почему-то мне он показался особенно вкусным, но это, могу предположить, субъективизм чистейший), касался как раз тех проблем, которые нигде и не с кем я не мог до конца обсудить. Свои алкогольные изъяны и напоказ – ну нет уж, увольте! Стыдоба-то какая, да и не поймут все равно. Здесь же, говоря спортивным языком, включился в борьбу с первых секунд. Если ещё проще – почувствовал себя как рыба в воде.
Главные принципы беседы ведущий нашей группы Дима озвучил сразу и четко: не перебивать говорящего, приводить примеры решения тех или иных проблемных ситуаций только исходя из личного опыта. «Братцы, – подумал тогда я, – да это же настоящий санаторий для тех, кому долгое время приходилось в пьяном угаре перекрикивать, с позволения сказать, оппонентов, забывающих, периодически, с чего разговор начался»!
И не просто люди душу изливают. В любом рассказе каждый может увидеть себя. И одновременно открыть для себя новые нюансы и подсказать то, что укрылось от говорящего. Механизм может кому-то показаться заезженным, но он работает! Забегая вперёд, могу с уверенностью сказать, что на каждом собрании общины я получал ответ на ещё не сформулированный в беседе вопрос, который меня доставал буквально накануне. Чудеса, да и только!…
…Когда в очередной раз маршрутка, везущая меня домой, лихо подпрыгнула на «лежачем полицейском», поймал внутри себя заразительный своей задорностью призыв: «Пора за работу!». Над собой. С Божьей помощью. В плане выводов на большее меня, как «первоклашку» школы трезвости, не хватило. То ли ещё будет…
Екатерина Савостьянова. О минусах и плюсах
Обсуждение положительных сторон или, как кто-то выразился «достоинств пьянства» проходило весело, с огоньком. Есть что вспомнить, чего уж там!
В жизни потерпев от спиртного немало бед, никогда не соглашусь с ультрарадикальными трезвенниками, утверждающими: вино – яд, в вине – сатана, вино – сплошная гадость. Не может столь чудовищный продукт использоваться в Таинстве Евхаристии, не может быть предметом восхищения и изучения тонких ценителей… Впрочем, будь спиртное (любое, не только благородное виноградное вино) таким однозначно мерзопакостным, наверное, и не собирались бы мы здесь, в Ромашково по вторникам и средам, чтобы обсудить проблемы, связанные с его употреблением. Вряд ли нашлось бы много охотников принимать внутрь эту сомнительную жидкость. Все дело в том, что выпивка (просьба к «радикалам» срочно покинуть эту страницу и дальше не читать!) таит в себе немало плюсов. Да-да! А иначе, позвольте спросить, зачем бы стали люди пить?
Пару недель назад я попросила общинников записать эти плюсы, присовокупив к ним, разумеется, и все сопутствующие минусы.
Вчера, наконец, собралось достаточное количество записок, и мы начали обсуждение темы.
Так что же хорошего, братья и сестры, находим мы в употреблении спиртных напитков?
Прилив сил, воодушевление.
Оптимизм.
Хорошее лишается изъянов, плохое становится незначительным.
Облегчение общения.
Раскрепощение.
Возможность чувствовать себя комфортно и уверенно в незнакомой компании.
Способ не привлекать к себе ненужного внимания в компании, коллективе.
Не страшно летать в самолете.
Отличный метод борьбы со стрессом, а также снотворное.
Вообще – лекарство от всего.
Возможность уйти от реальности, когда возникает серьезная проблема или несколько.
Жизнь кажется не такой серой и однообразной.
Временное снятие груза ответственности.
Веселье.
Ощущение себя всемогущей личностью.
Способ легкого знакомство с противоположным полом.
Ненужность постоянного заработка («на портвешок хватит»).
Быстрое снятие эмоционального напряжения.
И т.д. и т.п.
Обсуждение положительных сторон или, как кто-то выразился «достоинств пьянства» проходило весело, с огоньком. Есть что вспомнить, чего уж там! Даже те, кто упорно пишет в графе «срок воздержания» нашей традиционной анкеты «созависима», нашли, что записать на поделенном пополам листке бумаги. Им, возможно, даже легче перечислить эти плюсы. Шампанское-то на Новый год – «святое» дело? А зачем? Чтобы не отделяться от остальных, чтобы веселей стало, чтоб язык развязался, чтоб почувствовать атмосферу праздника – вот сразу сколько плюсов!
Впрочем, некоторым, конечно, затея с перечислением положительных сторон врага казалась странной. До того момента, надеюсь, пока не перешли мы к чтению другой части списка – «минусовой». Тут уж не до смеха. Хотя нет, хихикали мы грешным делом, но нервно как-то хихикали, считаю нужным признать. Ведь что произошло с этими так называемыми плюсами? Оказались они – почти все до единого! – коварными. Все оборачивались своей противоположностью: неопровержимым минусом.
Веселье, говорите, снятие стресса и эмоционального напряжение, возможность снять на время груз проблем? А как вам утренние терзания, депрессия, хандра, невыносимые муки совести, стыд, апатия, уныние? Отложенные проблемы странным образом не решаются, а лишь накапливаются и усугубляются.
Универсальное лекарство? Список болезней, вызываемых алкоголем, не перечесть. Да и сами похмельные муки – это полная медицинская энциклопедия: БОЛИТ ВСЕ.
Комфорт в любой компании со временем приводит к потере настоящих друзей. Общение на уровне «ты меня уважаешь» – это не дружба, а легкий флирт под тяжелым кайфом – не любовь.
Возможность не выглядеть «белой вороной» в пьющем коллективе – к испорченной карьере, потере авторитета на работе, а порой и самой работы.
Пьяное остроумие и легкость разговора на деле оказывается неестественным, надрывным многословием. «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке», – подметил народ. И как же бывает на следующий день стыдно за все, что наговорил накануне. Если помнишь, конечно. А коль не помнишь, то муки эти душевные становятся еще сильнее.
Вот еще минусы:
возможность стать жертвой несчастного случая или совершить преступление самому,
риск превысить норму и попасть в больницу,
шанс выпить некий суррогат и умереть,
проблемы в семье, нередко приводящие к разводу,
заброшенные дети,
материальные сложности,
необходимость постоянно врать,
состояние непреходящей тревоги,
десоциализация,
равнодушие к близким, со врменем переходящее в жестокость,
агрессивность или плаксивость (порой и то, и другое вместе)
неопрятный внешний вид, отвратительный запах,
ранние морщины, характерный цвет лица,
возникновение хронических заболеваний,
суицидальные мысли,
симптомы безумия,
отдаление от Бога.
А ведь все так хорошо начиналось…
Кто в «сухом» остатке?
За последние несколько месяцев у нас едва ли не наполовину сменился состав. Неудивительно, что многие темы, которые мы обсуждаем на общине, повторяются. «Старички» порой скучают: азбучные, мол, истины! Но для тех, кто ходит недавно, это – проблемы больные, животрепещущие. Принять и усвоить новый образ жизни не всегда просто, а порой – и болезненно. Меняется не только способ проводить досуг. Меняются ценности, меняются убеждения, меняются, увы, друзья. Да что там, вся жизнь меняется, на то он и образ жизни.
Вчера обсуждали ситуацию, с которой непременно сталкивается каждый, вступающий в эту новую жизнь. Позвали гостей и усадили их за «сухой» стол. Гости в досаде, гости в обиде, гости в недоумении… Что с ними делать, такими непонятливыми? Как объяснить, что в нашем доме отныне – «сухой» закон и здесь никто и никогда более не выпьет ни глотка спиртного? Но разговор, несмотря на объяснения, не клеится, гости с тоской смотрят на часы и ждут, когда же, наконец, подадут чай с тортом – безмолвный сигнал к отбытию. Может, лучше все же было выставить бутылочку-другую, чтобы не обидеть никого, не раздосадовать, не привести в недоумение?
Словосочетание «безалкогольный праздник» у многих вызывает оскомину – порой, признаем, заслуженную. Вчера звучали невеселые воспоминания. Кто-то юбилейный вечер устроил в Православном кафе – львиная доля гостей ушла еще до середины праздника, раздосадованная, оскорбленная в лучших чувствах: «Хоть бы кагору на стол выставили эти православные! Где же их хваленая любовь к ближнему?!». Очень печальную историю рассказала З. Она осталась одна. Из-за пьянства мужа З. ввела в доме сухой закон. И теперь справляет праздники… одна. Даже взрослые дети с внуками не приходят к ней – разве что на полчасика, поздравить для приличия.
Г. чувствует, что друзья звонят все реже и реже, а прежде дом ломился от гостей. Кстати, именно такая история случилась в свое время и со мной, переживала страшно, а потом – появились новые друзья, да в таком количестве, какого прежде и представить не могла. Вот и верь аксиоме, что друзей заводят лишь до 30 лет, после могут быть только деловые знакомые. А может, наоборот те, прежние, что захаживали не «на огонек», а на бутылочку, вряд ли могут считаться друзьями?.. Л. сказала, что ее близкие тоже поначалу чурались трезвого стола, но потом ничего, привыкли, ходят в гости, как прежде.
Универсальных ответов, мы, конечно, вчера не услышали. Да их и не может быть. Каждый случай – уникален. Если вы решили свидетельствовать своим образом жизни о том, как прекрасна и высока трезвость, ответ тоже ясен. Ваш дом – островок трезвости, «чужие здесь не ходят», а если ходят, то должны уважать ваш выбор. Если в доме есть человек, люто страждущий, и пара глотков шампанского с гостями непременно приведет его в состояние запоя, наверное, и вопросов возникать не может. Ответ ясен любому, кто способен чувствовать и сострадать. Способен любить.
Как бы то ни было, одно несомненно: заранее предупредить гостей, что вечер пройдет без спиртного, необходимо. В этом тоже – уважение, в этом тоже – любовь. А какой они сделают выбор, их дело, дело их свободы. Возможно, они больше не захотят общаться с вами и посещать ваш «скучный» дом: какое общение без алкоголя! Но что же тогда было раньше? Было ли там место уважению, место любви, если эти высокие категории вместе с винными парами – испарились?…
Вопросов – масса, ответы, как нам кажется, на поверхности. Но, может, мы ошибаемся? Кстати, очень хотелось бы знать ваше мнение.
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.