Психиатрия как метод борьбы

Термин «карательная психиатрия» появился в советское время, когда власть часто использовала психиатрию для борьбы с инакомыслием. Многие думают, что это в прошлом

Термин «карательная психиатрия» появился в советское время, когда власть действительно часто использовала психиатрию для борьбы с инакомыслием: диссидентов объявляли сумасшедшими и упекали в психиатрические больницы. За это в 1982 году советская психиатрия была исключена из мирового психиатрического сообщества. Правда, в 1989 году ее приняли обратно. Многие думают, что карательная психиатрия канула в Лету вместе с советской властью.

На недавно состоявшейся в Федеральном информационном агентстве «Росбалт» пресс-конференции «Коррупция и карательная психиатрия: цифры и факты» председатель Ассоциации адвокатов России за Права Человека Евгений Архипов утверждал, что такие методы борьбы с инакомыслием и сегодня используются как для устранения политических конкурентов, так и для изоляции людей, открыто критикующих власть. В пример Архипов привел дело жителя Белгородской области Михаила Альяных, основавшего антикоррупционное движение «АНТИМЕНТ». Альяных помогал гражданам в восстановлении нарушенных властями прав и свобод, добился увольнения нескольких высокопоставленных местных чиновников. По заочному решению суда Альяных был помещен на 2 года в психиатрическую клинику. Решение он получил при выписке из больницы. В феврале 2009 года он обратился во Всероссийскую антикоррупционную общественную приемную «Чистые руки», через год его полностью реабилитировали, и он продолжает общественную деятельность. В мае 2010 года филиал движения «АНТИМЕНТ» появился на Украине.

Случай этот не единственный – 16,6% от общего числа обращающихся в «Чистые руки» с жалобами на карательную психиатрию говорят именно об использовании ее для борьбы с инакомыслием. В 13% случаев ее используют для завладения чужим имуществом, причем использует не кто-нибудь, а правоохранительные органы, органы местной власти и медработники. Жертвами чиновничьей алчности становятся одинокие владельцы дорогостоящей недвижимости и другого ценного имущества. Архипов рассказал о деле племянника Валентины Захаровны Лаврищевой, 38-летнего неженатого владельца трехкомнатной квартиры в подмосковных Химках. Именно как одинокий владелец квартиры, он привлек внимание местных правоохранительных органов и, как утверждает Архипов, при их содействии был помещен в психиатрическую больницу, и больницу же назначили его опекуном. В квартире сейчас проживают посторонние люди. «Настоящим сюрпризом для местного участкового и прокуратуры стало появление Валентины Захаровны», – говорит Архипов. То есть они не ожидали, что у него есть родственники. В июне этого года Лаврищева обратилась в «Чистые руки», где ее дело взято под контроль. Сейчас она пытается вызволить племянника из больницы и вернуть ему незаконно изъятое жилье.

6,6% обращений связано с использованием карательной психиатрии при разводах и семейных конфликтах с целью дискредитации своего супруга. Наибольшему риску, по словам Архипова, подвержены жены олигархов, высокопоставленных чиновников и крупных бизнесменов. Одна из таких бывших жен, Татьяна Антонюк, участвовала в пресс-конференции и рассказала свою историю. Пересказывать в статье все дрязги бывших супругов нет ни желания, ни возможности, но сейчас делом Татьяны занимается Уполномоченный по правам человека в Российской федерации Владимир Лукин, она обратилась в Страсбургский суд.

Президент Независимой психиатрической ассоциации Юрий Савенко сказал сайту Милосердие.ru, что проблема не в самой психиатрии, а в коррупции, ставшей неотъемлемой частью нашей системы. В большинстве случаев психиатры ставят правильные диагнозы, но удостовериться в честности и профессиональной корректности можно, только привлекая в экспертные комиссии представителей независимой ассоциации. Особенно важно это в судебной психиатрии, где Научный центр социальной и судебной психиатрии имени Сербского уже добился большей монополии, чем была у него при советской власти. «Это ведет к полному уничтожению состязательной независимой экспертизы и падению профессионального уровня судебно-психиатрических экспертиз», – считает Савенко.

Как сообщила в конце пресс-конференции исполнительный директор Независимой психиатрической ассоциации Любовь Виноградова, Министерство здравоохранения и социального развития подготовило законопроект об основах охраны здоровья граждан, который в сентябре будет передан Думу, и в декабре его планируют принять. В законопроекте написано, что судебно-медицинские и судебно-психиатрические экспертизы могут проводиться только в государственных экспертных учреждениях и только государственными экспертами. Это, по мнению Виноградовой, исключит возможность состязательности в суде и равноправия сторон. Независимая психиатрическая ассоциация подготовила свое заключение на законопроект. «Надо сохранить то, что есть сегодня», – сказала Любовь Виноградова.

К сожалению, сотрудников Центра судебной психиатрии имени Сербского на пресс-конференции не было. А понять, насколько обоснованны претензии правозащитников, можно, только услышав мнения обеих сторон. Поэтому в ближайшее время мы подготовим интервью со специалистом из центра Сербского.

Пресс-конференция еще раз показала, что в некоторых вопросах у православных и правозащитников есть принципиальные разногласия.

Среди жалоб, поступающих в «Чистые руки» на карательную психиатрию, 6,6% составляют жалобы на борьбу с помощью психиатрии с гомосексуалистами. Ведущий эксперт приемной «Чистые руки» Дмитрий Фирсов посетовал, что хотя мировое психиатрическое сообщество уже не считает нетрадиционную ориентацию девиантным поведением, большинство российских психиатров по-прежнему рассматривают ее как один из видов шизофрении. Действительно, в 1992 году Всемирная организация здравоохранения исключила гомосексуализм из числа психических заболеваний, но многие считают, что сделала она это не на основании новых научных открытий, а в угоду политкорректности. Церковь против гомофобии, о чем однозначно написано в Социальной концепции. На нашем сайте священник отвечал гомосексуалисту, а в прошлом году в журнале «Нескучный сад» была опубликована серьезная аналитическая статья об этой очень болезненной проблеме. Но сострадая этим людям, видя в них, как и в каждом человеке, образ Божий, христианин не может отнестись к их образу жизни как к норме. А именно так, судя по выступлению Фирсова, относятся к этому правозащитники. Неотъемлемым правом человека они считают и право изменить пол. С возмущением рассказал Дмитрий Фролов историю, случившуюся в Воронеже: «Девушка хотела стать мужчиной, однако мать, не зная, что такое транссексуализм, обратилась к воронежским психиатрам, которые предложили поместить дочь в клинику. Там ее подвергли медикаментозному лечению. Девушка провела в клинике несколько лет, и у нее выработалось пристрастие к лекарствам, переросшее в наркоманию. Как сообщила мать, в России создан ряд психиатрических клиник, которые фактически являются фирмами-посредниками для получения разрешения на операцию по смене пола. Чтобы получить разрешение, необходимо заплатить десятки тысяч долларов за якобы обследование. Из-за отсутствия материальной возможности реализовать свое право на смену пола пациентка психиатрической клиники из Воронежа стала употреблять алкоголь, наркотики и умерла в возрасте 43 лет». По рассказу нельзя судить, все ли возможное сделали близкие и врачи, чтобы помочь девушке, нужно ли было помещать ее в психиатрическую больницу. Но, по мнению Дмитрия Фирсова, ей надо было не помогать, а не мешать осуществить желание. Они с Евгением Архиповым считают нарушением прав человека само требование проходить обследование, чтобы получить разрешение на смену пола. Верующему трудно представить себе более грубое попрание Божьего замысла о человеке, чем изменение его пола.

Наверное, не все правозащитники понимают права человека так «широко», как некоторые участники прошедшей пресс-конференции. Но очевидно, что отношение к гомосексуализму и транссексуализму как к норме сегодня считается хорошим тоном, признаком толерантности. Именно такие крайности порождают в православной среде другую крайность – настороженное отношение к правам человека, отрицание их как ценности. А чтобы адекватно ответить на такой дерзкий вызов христианским ценностям, требуется трезвость и рассудительность.

Леонид ВИНОГРАДОВ

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version