Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Прозак жизни

Росту потребления антидепрессантов в России способствуют и другие факторы: агрессивная реклама фармкомпаний, активно продвигающих в массы чудо-пилюли «на все случаи жизни», и главное — их доступность. На Западе антидепрессанты продаются строго по рецепту, в России же в аптеках обходятся без формальностей Материал журнала «Русский Newsweek»

В июле 2004 г. — в разгар прошлой президентской кампании — в США разразился жуткий скандал. Журналисты стали случайными свидетелями личного телефонного разговора в штабе Джорджа Буша. Некая Сьюзан Шейбани, ассистент пресс-секретаря штаба Терри Холта, обсуждала с кем-то проблемы безработицы и пренебрежительно бросила: «Ну, пусть ищут себе новую работу». Однако возмутило журналистов, а вслед за ними и рядовых американцев не это. Через паузу Шейбани продолжила: «И вообще — пусть прозак пьют!» Прозак — самый популярный в Штатах антидепрессант и одна из главных проблем американского общества.

«Нация прозака» — так американцев называют с 2001 г. Тогда вышел одноименный фильм, а на его афишах было написано: «Молодые и депрессивные в Америке». Фильм стал сенсацией. Миру показали обратную сторону американской мечты: успешная и богатая героиня привыкает к антидепрессантам, как к наркотикам. В Штатах прозак сегодня употребляют 40 млн человек, и с каждым годом таких становится все больше. В 2007 г. в США было выписано 237 млн рецептов на подобные препараты — больше, чем на любые другие виды таблеток. Американцы настолько привыкли к «пилюлям счастья» — так прозак называют в Америке, — что принимают их по любому поводу. Отчитал начальник — надо выпить таблетку, бросил юноша — аптека рядом, рухнула биржа — вставай в очередь. Таблетки от депрессии принимали Джим Керри, Бритни Спирс, Брук Шилдс и многие другие знаменитости. Антидепрессанты назначают подросткам и детям, а в последние год-два — даже собакам.

В России до собак пока не дошло, но продажи препаратов от депрессии растут очень быстро. «Подруга сказала, что в Америке их каждый второй пьет, и ничего, — говорит менеджер Карина Валиева, которая начала пить антидепрессанты в середине октября. — Там это даже модно. Лет через пять-шесть и у нас так будет».

Так долго ждать, похоже, и не придется. Если темпы не упадут, то в России скоро антидепрессанты вытеснят из домашней аптечки традиционную валерьянку и снотворное. По данным специализированного Центра маркетинговых исследований «Фармэксперт», оборот этих лекарств удвоился по сравнению с 2002 г., существенно обгоняя рост фармацевтического рынка в целом. И хотя по сравнению с США, где на подобные таблетки тратят – $ 12–20 млрд в год, российский рынок пока очень маленький — не более $ 70 млн, — эксперты уже называют его одним из самых быстрорастущих в мире.

Принимая антидепрессанты, люди уходят от реальности, бегут от проблем и в конечном счете вообще перестают управлять собственной жизнью, говорит Светлана Хамаганова, директор Академии лайфкоучинга. А это ведет к инфантилизации общества, предупреждает психолог, люди бездумно совершают самые серьезные поступки. Они с легкостью разводятся, ссорятся с друзьями, меняют работу и даже эмигрируют в Индию. Для тех, кто принимает прозак или его аналоги, иллюзия беззаботности становится главной основой стиля жизни, приговаривает их Хамаганова.

32-летняя Карина Валиева собирается пить таблетки круглый год — она их прописала себе сама и результатом довольна. «То коллайдером грозили, теперь кризисом пугают, ну как тут не впасть в депрессию? — вздыхает она. — На спорт и самокопание у меня времени нет, я лучше таблеточки попью». На то, чтобы узнать побольше о коллайдере или о том, что делать с деньгами в кризис, у нее тоже времени нет, зато кризис ее больше не беспокоит.

Принцип действия антидепрессантов прост: они корректируют работу некоторых механизмов головного мозга и усиливают передачу нервных импульсов, регулируя концентрацию так называемых гормонов счастья и препятствуя их разрушению. Эффект от их применения ощущается уже после двух недель приема: хандра отступает, проблемы кажутся не столь серьезными, раздражительность и вялость уменьшаются, настроение и работоспособность повышаются.

По расчетам Всемирной организации здравоохранения, из 870 млн европейцев 100 млн испытывают состояние тревоги. К 2020 г. депрессия выйдет в лидеры мировой статистики болезней, оставив позади инфекционные и сердечно-сосудистые заболевания. И уже сейчас депрессия — первая по популярности причина выхода на больничный в Швеции и вторая — в США.

Психологи и социологи уверены, что в России на антидепрессанты будет огромный спрос. По данным новейшего исследования международного фонда World Value Survey, россияне — одна из самых депрессивных наций на Земле. По уровню удовлетворенности жизнью Россия занимает в рейтинге фонда 88-е место из 97. Жители Эфиопии и Буркина-Фасо и то меньше на жизнь жалуются. «Пока еще трудно назвать конкретные цифры, но, по нашим данным, не менее 25% россиян — потенциальные потребители антидепрессантов, — говорит Василий Колташов из Института глобализации и социальных движений. — В офисах невротическая эпидемия наблюдается повсеместно. Иррациональное поведение людей — главный показатель». По его словам, от невроза страдают не менее двух третей взрослых россиян. Постоянно ускоряющийся темп жизни, накапливающийся стресс и неуверенность в завтрашнем дне, с одной стороны, и гонка амбиций и желание соответствовать — с другой. Карьеры делаются и рушатся все быстрее, времени на отдых все меньше, погода портится, Стабфонд — и тот сдувается.

Росту потребления антидепрессантов в России способствуют и другие факторы: агрессивная реклама фармкомпаний, активно продвигающих в массы чудо-пилюли «на все случаи жизни», и главное — их доступность. На Западе антидепрессанты продаются строго по рецепту, в России же в аптеках обходятся без формальностей. Корреспондент Newsweek без труда достал паксил — самый популярный антидепрессант в стране. Он был в наличии в четырех интернет-аптеках из пяти (в пятой закончился). Рецепт потребовали лишь в одной, и то с формулировкой «желательно».

Карина из Санкт-Петербурга первую упаковку прозака без проблем купила в обычной аптеке — «рецептом никто не поинтересовался». Девушку смутила лишь цена — 650 рублей за 14 капсул. «В следующий раз куплю что-нибудь попроще, продавщица рекомендовала флуоксетин отечественного производства — он в четыре раза дешевле», — говорит Карина. В интернете десятки форумов и сообществ, члены которых «прописывают» друг другу препараты, рекомендуют места, где их купить без рецепта, обмениваются мнениями об эффективности. «Одни свои неудачи списывают на депрессию, а другие — на гороскопы», — возмущается психолог Сергей Ениколопов, завотделом клинической психологии научного центра при РАМН.

Депрессией же в России теперь считается все что угодно — тоска, хандра, усталость и просто плохое настроение с утра. Все забыли, что на самом деле депрессия — это серьезная психическая патология с большим числом выраженных симптомов. По словам Ениколопова, людям, страдающим подлинной депрессией, антидепрессанты действительно нужны. Остальным они противопоказаны и опасны, так как имеют много побочных эффектов: от некоторых, например, резко возрастает склонность к суициду. «Но у нас каждый сам себе психолог, — говорит Светлана Хамаганова. — Американцы подарили нам троянского коня, и мы с радостью его приняли».

Елена ЧЕРНЕНКО

См. также: Отчаяние — золото

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем файлы cookie и метрические программы. Что это значит?

Согласен