Дети из детских домов-интернатов первый раз пошли в школу – раньше они учились в стенах ДДИ. Для ребят это большой прорыв. Корреспондент «Милосердия.RU» побывал в 68-й коррекционной школе Москвы, принявшей к себе на учебу детей из Детского дома-интерната №7

Дети из детских домов-интернатов департамента социальной защиты населения города Москвы первый раз пошли в школу – раньше они учились в стенах ДДИ. Для ребят из интернатов это большой прорыв: они получат свидетельство об окончании учебного заведения, многие смогут поступить в колледж, получить специальность и работать. Корреспондент «Милосердия.RU» побывал в 68-й коррекционной школе Москвы, принявшей к себе на учебу детей из Детского дома-интерната № 7.

В первом классе, вместе с Тамарой Федоровной Барановой, директором ДДИ № 7

Коррекционная школа №68 работает с 1968 года и ориентирована на обучение детей с интеллектуальной недостаточностью. «Основной диагноз наших детей – нарушение интеллекта. Дети проходят медкомиссию и после подтверждения диагноза приходят к нам – со всех округов Москвы, но в основном из ЮЗАО», – рассказывает Ирина Уханова, директор школы №68. Здесь с 1 сентября учится 241 человек – к тем ребятам, которые ходят в школу уже не первый год, присоединились воспитанники ДДИ №7. Из интерната в шестьдесят восьмую пришли 59 ребят.

«Мы работаем по адаптивным программам. Для каждого ребенка прописывается индивидуальный маршрут обучения, с учетом его возможности, – поясняет директор школы, – основная наша задача – социализация. У нас большой блок трудового обучения. Есть предмет “социально-бытовая ориентировка”. Каждый учитель имеет квалификацию “педагог-дефектолог”».

Уже за эти первые две сентябрьские недели воспитанники ДДИ показывают отличные результаты. Учителя говорят, что они очень мотивированы. Первоклашки, правда, пока не понимают всей глубины изменений в своей судьбе, а старшие пришли учиться вполне осознанно. «Первый класс проходит адаптационный период, – рассказывает Ирина Уханова. – Пока у них неустойчивое внимание, они могут высидеть не больше 15 минут занятия. Потом идет игровая деятельность, затем опять занятия. А старшеклассники пришли к нам из ДДИ подготовленные к школе».

«Мы волновались, но все получилось»

«Готовя по приказу департамента соцзащиты детей к переводу на обучение в общеобразовательное учреждение, мы очень волновались: как дети примут новых людей, новые условия, как должным образом организовать питание, перевозку. И воспитатели ДДИ, и учителя школы переживали – не отразится ли негативно это довольно резкое изменение на детях? – рассказывает Тамара Баранова, директор ДДИ №7, – оказалось, все проблемы решаемы, если обе стороны хотят этого. Все получилось, детям очень нравится. И со школой нам повезло – она замечательная».

Картонажная мастерская

Слесарная мастерская

В интернате у ребят было меньше возможностей: например, там нет мастерских, где бы дети обучались рабочим специальностям, нет спортзала – хотя есть отличная спортивная площадка на улице. К тому же, сама смена обстановки тоже полезна.

«Мы заранее готовили детей к тому, что теперь они будут учиться в школе, – рассказывает Булгана Басангова, заместитель директора ДДИ по учебно-воспитательной работе, – с первоклассниками проводили специальные занятия, рассказывали, как нужно вести себя в школе, например, показывали тематические мультфильмы».

«Сначала ребята встречали учителей новой школы одинаково – ко всем “мама”, “мама”. Сейчас они уже называют по имени-отчеству. Правда, у первого класса все равно все – мамы. У старших иногда проскальзывает, но они стараются себя контролировать», – рассказывает Ирина Уханова.

В школьном классе один учитель ведет все основные предметы. «Мы решили, чтобы не сильно травмировать детей и дать им привыкнуть, держать их стационарно, чтобы они не заблудились, сориентировались, – рассказывает Ирина Уханова. – Из класса в класс ходят только те ребята, которые имеют легкую степень заболевания. Как показывает практика, детей со сложной степенью лучше не перемещать, чтобы они были в одной знакомой обстановке». Но двое ребят из интерната легко влились в коллектив школьного восьмого класса.

Кстати, в школе рады, что к ним пришли талантливые дети. «Мы не можем участвовать в предметных олимпиадах массовой школы, но зато поем, танцуем, а сейчас будем участвовать в окружных паралимпийских играх, – говорит Ирина Уханова, – мы и раньше встречались на совместных мероприятиях с детскими домами департамента соцзащиты. А теперь ребята будут выступать единым коллективом. А какие чудные дети к нам пришли! Дима М., девятиклассник, прекрасно рисует. Полина П., веселая первоклашка, очень открытая, она чудесно выступает, поет. Именно она давала первый звонок на нашей линейке 1 сентября, так как открытие нового учебного года мы сделали совместными усилиями – выступали ученики и наши и детского дома вместе».

По нормативам в классе коррекционной школы должно быть не больше 12 человек. «Мы смотрим, какой контингент ребят получился, ведь для нас важна в конечном итоге эффективность работы. Все индивидуально, поэтому формируем класс из 10 детей, чтобы у учителя была возможность работать с каждым индивидуально. Дети все разные – как и мы все. У кого-то память долговременная, у кого-то краткосрочная. У кого-то внимание более рассеянное. И так далее, – рассказывает Ирина Уханова. – То есть даже вид работы должен быть разный для каждого».

Бесконфликтная ситуация

Можно было бы предположить, что приход в школу интернатских детей с серьезными формами заболеваний, будет негативно воспринят родителями школьников. К сожалению, в обычных общеобразовательных школах, куда пошли учиться дети из специальных детских домов, есть такие случаи. Там родители здоровых детей недовольны тем, что в школе вместе с ними учатся ребята с отклонениями. Однако в 68-й школе ничего подобного не случилось. Возможно, ситуацию облегчает то, что у детишек одинаковые диагнозы, разная лишь степень проявления болезни.

«Родители радуются, видя, что созданы все условия для коррекции и обучения их ребенка, – рассказывает Ирина Уханова, – большинство этих детей смогут быть хорошими рабочими: озеленителями, швеями, столярами. Родители понимают, что таких детей нужно просто любить, и что ребята, пришедшие из детского дома, такие же дети, как и их собственные».

Сенсорная комната

Жизненные перспективы

Что дает детям из интерната обучение в школе? Конечно, дело не только в смене обстановки и повышении интереса к учебе. В школе дети получат свидетельство об окончании учебного заведения восьмого вида. «Это дает им возможность получить образование в колледже, – поясняет Ирина Уханова. – Итоговая аттестация проходит в виде экзамена по труду». Школа имеет свои мастерские – картонажную, переплетную, столярную, швейную, слесарную – и сотрудничает с 17 колледжами. А потом, в колледжах, дети получают профильное образование.

И это еще один плюс для ребят из интерната. Колледжи обычно заключают договоры с организациями. Например, тот, где готовят озеленителей, имеет договор с Ботаническим садом, и туда идут работать выпускники. Практику для ребят колледжи стараются организовать на тех рабочих местах, куда их впоследствии возьмут.

И это совершенно новые горизонты. Обучение в интернате шло таким образом (по специальной коррекционно-развивающей программе), чтобы на выходе дети умели себя обслуживать, решать бытовые проблемы, уметь, допустим, правильно расплатиться в магазине за покупки и так далее. А теперь их обучат профессии; им будет предоставлена возможность работать.

Мне показали в интернате выставку детских работ. Качество исполнения удивительно: из-под пальцев девочек и мальчиков выходят настолько сложные и красивые вещи, требующие кропотливой работы! Это и плетение из бисера, и чеканка, и витражи, и вышивки, и керамика, и рисунки. В интернате работают студии основ компьютерной грамотности, экологической направленности, танца и пения. Готовятся и проводятся театрализованные представления.

Дети плавают в бассейне, посещают физкультурно-оздоровительный комплекс «Сфера», и еще занимаются велоспортом в спортивной школе олимпийского резерва «Нагорное». С воспитанниками работают учителя-дефектологи, логопеды, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги…

«Но несмотря на все нашу работу мы думаем, что школьное образование даст детям еще больше возможностей для максимальной социализации и интеграции в общество», – говорит Тамара Баранова.

«У меня пятерка!»

Отправляемся на экскурсию по школе. Тишина, идут уроки. В картонажно-переплетной мастерской работают шестиклассницы. Заходим, и в отдельно взятой мастерской тишине приходит конец. Девочки хвалятся. «Мы делаем вот такой контейнер!» – показывает одна из них бумажную модель. Другая тут же подбегает: она сделала блок для записной книжки! Здесь школьники уже научились делать блокноты в плотных картонных обложках. В мастерской есть рабочие станки, прессы. Колледж, преподающий издательское дело, охотно берет выпускников школы. И для ребят из ДДИ тут действительно открываются большие возможности.

Идем по коридору, где учатся первоклашки. Вот кабинет психолога – здесь идет обследование всех, кто пришел в школу. Сейчас психолог Марина Евгеньевна занимается с мальчиком из первого класса. «Потом учителю мы рассказываем, каковы особенности ребенка, чтобы подобрать приемы и методы работы с ним», – рассказывает Ирина Уханова.

По соседству – сенсорная комната. Здесь бассейн с пластиковыми шариками, специальные коврики и подушки, по которым нужно ходить и прыгать; маты, кривые зеркала, «дождик» из специальных нитей. Варианты занятий в сенсорной комнате подбираются индивидуально для каждого школьника.

Первоклассница Маша

В следующем классе – снова первоклассники. Ребята вырезают осенние листочки из бумаги. Один мальчик тут же демонстрирует ножницы и свою поделку – ему важно, что его уже научили работать ножницами, и он рад похвастаться. Другой показывает неровный, но все же кружок, – он смог самостоятельно вырезать его из бумаги.

Самой активной оказывается первоклассница Маша К., она тут же, светясь, подбегает к доске, показывает указкой на свою работу, висящую здесь. Глядя на нее, и другим хочется похвалиться, они подбегают к своим поделкам, вывешенным на доске. «Это осень! Деревья!» – наперебой рассказывают дети, и каждый хочет сфотографироваться на фоне своей работы. Кстати, все дети – в форме, для всех воспитанников ДДИ сшили красивую темно-синюю форму: юбочки, брюки, пиджаки и безрукавки.

«Ой, Тамара Федоровнаааа!» – тут же расцветают улыбками дети в другом классе, постарше – пятиклассники. И так нас встречают везде; интернатские школьники очень рады видеть родные лица. «Старайтесь, ребята, чтобы я могла вами гордиться!» – смеется директор ДДИ.

А в следующем классе – уже ребята из школы. «Это класс со сложной структурой дефекта. Мы их тоже выделили в отдельную группу, и они учатся стационарно. Как показывает практика, таким детям лучше у одного учителя, в одном классе, чтобы они не отвлекались. Когда привыкают к одному месту, им легче дается учеба», – говорит Ирина Уханова. Директор школы поясняет также, что иногда в одном классе специально смешивают тех, кто сильнее и тех детей, что послабее – тогда тем, кто отстает, удается делать большой скачок. Если же не получается – снова корректируют состав класса, создавая каждому ребенку такую ситуацию, в которой обучение его будет проходить наиболее успешно.

Восьмой класс. Здесь ИЗО – дети рисуют. В этом классе мне запомнилась Василиса, улыбающаяся девочка – она светится и потому, что вот в класс пришли гости и смотрят ее работу, и по «личной причине» – куда как более важной. На днях к ней в интернат пришел папа. Отец впервые за 11 лет увидел свою дочь, до этого супруга не позволяла ему навещать девочку.

«А мне папа сказал, что на выходные меня заберет!» – кричит радостно Василиса. Другой восьмиклассник, Кирилл, показывает свою тетрадку с прописями. Большие, но ровные строчки – уже серьезный успех.

Звонок – и из всех дверей в коридор высыпают ребята. Мы идем дальше, и заходим в самый старший класс – девятый. «Тамара Федоровна, у меня две пятерки! У меня пятерка по математике! А у меня по русскому!» – кричат наперебой ребята, окружившие нас. «А тебе какой предмет больше всего нравится?» – спрашиваем мы у мальчика Олега. «Русский язык! Чтение! Математика! Еще информатика!» – тут же сыпет в ответ Олег, и видно, что ему действительно интересно.

Bосьмой класс, урок ИЗО

«Вот, смотрите, как я рисую!» – к нам подходит Дима М., – тот самый талантливый художник, о котором мне говорили. Работы действительно великолепны. «Я еще и красками умею рисовать!» – гордится Дима, показывая альбом со своими рисунками. Но другие дети тоже хотят внимания – они тянут меня к стене, где вывешены их работы. «Меня сфотографируйте! Нет, меня одну!» – позирует девятиклассница Оксана, отодвигая от себя своих одноклассников. «Всех сфотографирую!» – обещаю я и по очереди снимаю всех ребят рядом с их работами. Мы – счастливы.

Дима

Ирина Уханова, директор школы 68 (справа) и Ангелина Комлева, учитель 9-го класса (в центре)

Ученики заметно разного роста. Классы здесь формируются не по возрасту, а по своему психофизическому развитию. Этот девятый класс составляют девочки и мальчики от 14 до 17 лет. Учитель Ангелина Комлева, классный руководитель девятого «Б», говорит, что ребята очень мотивированы к труду: «Им нравится учиться, они заинтересованы в смене деятельности, что бы мы им ни предлагали, они с радостью переключаются на новое занятие – видно, что в интернате с ними хорошо работали, готовили. Дети тяжелые, но здорово стараются. Работаю я с ними индивидуально, учитывая подготовку каждого, но отдача хорошая, и учить этих ребят интересно».

«Детям очень нравится учиться в этой школе. Для них важно все – от сборов в школу по утрам до момента, когда их вызывают к доске, вообще вся школьная жизнь, иная повседневность. Они горды своими достижениями и с удовольствием делятся впечатлениями», – так объясняет директор ДДИ Тамара Баранова детский энтузиазм.

Тамара Баранова и Булган Басангова, замдиректора ДДИ по учебно-воспитательной работе

В швейной мастерской стоят самые разные машинки, от зингеровской до современной. Я прохожу вдоль парт, а девочки и мальчики показывают мне свои стежки – у кого что получается. Это еще один важный для интернатских детей навык – и еще одна возможность устроить будущую жизнь.

Как на уроках ИЗО, дети начинают видеть перспективу. Лист перестает быть плоским, жизнь перестает быть однозначной.

Мы придем в 68-ую школу еще раз – в мае, когда будут подведены первые итоги. Это будет весенний репортаж – о том, чему научились дети.