Проблема Боголюбово: побеги есть во всех детских домах

Надо определить статус церковных приютов, порядок их взаимоотношений с государством, выработать систему внутрицерковного контроля, разграничить функции и полномочия Церкви и государства, определить порядок финансирования

Церковь нуждается в системе внутрицерковного контроля за монастырскими приютами, полагает директор Ковалевского православного детского дома протоиерей Андрей Воронин.

Третьего октября из Свято-Боголюбовского монастыря Владимирской епархии сбежали две несовершеннолетние девушки. Из милиции, куда беглянки обратились в поисках защиты, органы опеки направили их в суздальскую школу-пансион, директором которой является благочинный Суздальского округа священник Виталий Рысев. По словам о. Виталия, девушки пожаловались ему на издевательства и унижения, которым их подвергали в приюте при монастыре, а через четыре дня их забрал человек, представившийся адвокатом монастыря. В октябре еще трое детей пожаловались батюшке на воспитателей в монастыре.


Благочинный Суздальского округа священник Виталий Рысев с детьми из Свято-Боголюбовского монастыря

Это дети, которых перевели из приюта в школу пансион после прошлогоднего скандала. Напомним, что в октябре 2009 года из приюта сбежала 16-летняя Валя Перова, которая также жаловалась на недопустимые методы воспитания, применяемые в монастыре. В тот раз проверки прокуратурой, комиссией из Патриархии и Общественной Палатой не нашли подтверждений словам Валентины, и уголовное дело возбуждено не было. Однако же приют был закрыт, а часть детей перевели в суздальскую школу к о. Виталию. Сейчас дети признались батюшке, что год назад лгали проверяющим комиссиям. Вместе с о. Виталием они приехали в Москву — просить защиты для себя (дети утверждают, что накануне их попытались похитить), а также для восьми девочек, которые, возможно, остаются в частных домах рядом с монастырем.

Событие вызвало широкий резонанс в СМИ, причем светские издания смаковали подробности и требовали наказать виновных, а некоторые православные сайты, объявили все произошедшее провокацией, проведенной в рамках информационной компании против монастыря.

В настоящее время приют, которого на бумаге никогда и не существовало, еще раз закрыт распоряжением архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия. Деятельность монастыря проверяется прокуратурой совместно с органами опеки и комиссией Московской Патриархии. Сайт «Милосердие.ru» попросил прокомментировать сложившуюся ситуацию специалистов, знающих ситуацию в православных приютах изнутри — это прот. Андрей Воронин, директор Ковалевского православного детского дома и игумен Амвросий (Шевчук) , директор детского дома «Никита».

Случай в Боголюбово — не единственный
Отец Андрей предложил не идти на поводу у СМИ и не делать скоропалительных выводов. Батюшка неоднократно сталкивался в своей работе с тем, что дети, живущие в детских домах, жалуются на своих воспитателей. Подчас это объясняется тем, что ребенок совершил какой-нибудь необдуманный шаг (например, побег), и для того, чтобы оправдаться в своих глазах и глазах окружающих, начинает врать, и обвинять воспитателя.

«Я знаю еще два монастыря, где были похожие случаи, — рассказывает священник. — Это просто нежелание жить по уставу, жажда свободы. У некоторых детей развивается так называемый “полевой синдром” – желание «свободы» любой ценой. Синдром является следствием раннего лишения матери. Такие готовы жить где угодно — на помойке, в картонной коробке, лишь бы никого не слушаться». С девочками вообще сложнее, чем с мальчиками. Если мальчиков, можно «загрузить» различной деятельностью, то у девочек начинает работать инстинкт продолжения рода, и они, пользуясь термином батюшки, «идут в разнос». Одним из проявлений этого являются побеги.

Кроме того, современные сироты в силу своих диагнозов требуют особого к подхода. Если Макаренко воспитывал более-менее здоровых подростков, то современные детдомовцы – дети наркоманов и алкоголиков, поступают в учреждения с разнообразными задержками и отклонениями в развитии. До 90% поступающих в детский дом о.Андрея нуждаются в хирургических операциях. Для того, чтобы браться за таких детей, нужно приглашать психиатра, дефектолога, логопеда, психолога, использовать коррекционное обучение – всего этого в монастыре могут и не знать.

Вообще же, по мнению о. Андрея, сама практика создания приюта внутри монастыря порочна. Богадельни раньше создавались лишь при монастырях, но не внутри них. Смысл монашества в отречении от мира, мирских забот. Отречение монах, в отличие от ребенка, совершает добровольно. Для ребенка же непознанный мир, остающийся за пределами «инкубатора», становится огромным соблазном.

Ребенок – полноценный гражданин Российской Федерации. За небольшими исключениями, на него распространяются все те же гражданские права, что и на взрослых. И обязанность государства — эти права охранять, даже в стенах монастыря. В монастырях же с этим не очень считаются, и думают, что государство в монастырь можно не пускать. Возникает некоторое противоречие, которое пока не снято. Еще одно противоречие состоит в том, что формально ни один приют, в том числе и монастырский, не имеет права заниматься трудовым воспитанием детей. В то же время послушания являются неотъемлемой частью монастырской жизни. И совершенно нормально, что монастырь старается эту часть устава неукоснительно соблюдать.

Побеги есть во всех ДД. Но если они возникают в госучреждении, СМИ не спешат трубить об этом, побег же в церковном учреждении становится темой дня. Одной из причин такого пристального внимания, как считает о.Андрей, является поразительная разница в том, как складывается судьба выпускников государственных и церковных сиротских учреждений. Лишь десять процентов выпускников государственных заведений можно назвать успешными (не закончили жизнь самоубийством и не сидят в тюрьме). В церковных же учреждениях статистика значительно более жизнеутверждающая — и это многих выставляет в невыгодном свете.

С учетом всего вышесказанного о. Андрей призывает не принимать скоропалительных решений. Всю правду, уверен он, об этом инциденте мы никогда не узнаем. Но сделать определенные выводы Церковь все же должна: «Нужно собрать круглый стол, пригласить специалистов, работающих с детьми в церковных учреждениях. Для разбирательства назначить комиссию из людей, которые профессионально работают с детьми. Это деликатный вопрос и серьезная проблема, которую Церкви предстоит решать, если она хочет дальше нести взятый на себя груз в виде православных приютов.

Приюты надо вывести за стены монастырей, считает о. Андрей. Надо определить статус этих учреждений, порядок их взаимоотношений с государством, выработать систему внутрицерковного контроля приютов, разграничить функции и полномочия Церкви и государства. Определить порядок финансирования (потому что сейчас церковные детские дома находятся в состоянии налоговой дискриминации со стороны государства).

Любовь не покроет отсутствие дефектолога
Игумен Амросий (Шевчук) считает, что приют с трудом можно назвать церковным: «Приют в Боголюбово никогда не был зарегистрирован, поэтому он никакой не церковный и не околоцерковный приют. Там не было никакой организационной формы — они не были подотчетны ни владыке, ни епархии, ни департаменту образования, ни комитету по делам несовершеннолетних. То есть вся работы была так сказать «самопальной». Поэтому здесь с одной стороны Церковь непричастна. Но с другой стороны, все это происходило на базе монастыря».

Отец игумен согласился с тем, что для церковных приютов отсутствуют специальные уставы, отработанные организационные формы и пакет светских законов. В то же время он предостерегает от всеобщей стандартизации и причесывания всех под одну гребенку, потому что существуют сотни различных видов социальных недугов нашего общества, с которыми приходится сталкиваться приютам. «Если мы создадим единый железный вариант для всех, и будем в это “прокрустово ложе” пытаться впихнуть все приюты, у нас ничего не получится, – считает о.Амвросий. – Малая часть влезет, а все остальное опять останется за бортом».

О.Амвросий считает, что побеги есть почти в каждом приюте, но «Если относиться к делу с любовью и ответственностью перед Богом, перед людьми и перед законом, то никаких скандалов не будет». Может ли любовь покрыть отсутствие дефектолога и логопеда? На это отец игумен ответил, что если человек подходит к делу с любовью, то он будет стараться, чтобы в приюте был и дефектолог и логопед.

Кирилл МИЛОВИДОВ

См. также: Воспитывать детей по монастырскому уставу нельзя. Монахиням рассказали о правах ребенка

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?