При каждом роддоме – детский хоспис?

Иногда в сестричество вливается медперсонал больниц, в том числе и врачи. Некоторые даже становятся активнее наших сестер. Например, в сельской больнице врач-психиатр ходит по палатам, готовит больных к исповеди и причастию, читает с ними каноны. Как ее отделить от сестричества?

Мы продолжаем знакомить читателей с церковной социальной деятельностью в регионах. На вопросы отвечает духовник сестричества святых Жен-Мироносиц, настоятель храма великомученика и целителя Пантелеимона при областной больнице города Кемерово, священник Геннадий КНЯЗЕВ


— Отец Геннадий, давно существует сестричество?

— Официально оно зарегистрировано в 1997 году. Но работа началась еще в 1994 году – группа прихожанок Знаменского кафедрального собора стала посещать больницы, проводить беседы с пациентами, готовить желающих к исповеди и причастию. В некоторых больницах открылись молельные комнаты. И в 1996 году архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний благословил создание официальной структуры. В 1997 году было подписано соглашение о сотрудничестве Церкви и администрации города (в этом немалая заслуга губернатора Амана Гумировича Тулеева). Там четко прописано, чтобы лечебные учреждения предоставляли возможность священникам посещать больных, по возможности выделяли помещения для открытия молельных комнат. В 2002 году соглашение было дополнено и уточнено. А с некоторыми больницами заключаем более конкретные договора. В 1998 году в детской многопрофильной больнице открылся домовый храм святых Жен-Мироносиц, меня назначили его настоятелем и духовником сестричества. Потом был построен храм при областной больнице. Он освящен в честь великомученика и целителя Пантелеимона, сегодня именно здесь находится центр нашего сестричества. Домовые храмы открыты также в 3-й городской больнице и хосписе. Собираемся строить храм при ожоговом центре. Планов много.

— Вы работаете со всеми лечебными учреждениями города?
— 27 из 37 мы охватываем. Не охватываем в основном поликлиники, мелкие больницы, раскиданные по всему городу, или учреждения, где пока нет условий для нашей работы. Например, в туберкулезном диспансере нам пока не выделили помещение. Но и в нас дело – даже среди верующих людей далеко не каждый решится посещать таких больных. Многие смущаются. Меньше, чем хотелось бы, делаем в психиатрической больнице. Это же город в городе, работы там непочатый край! Я читал лекции врачам, несколько раз служил молебен, две сестры регулярно ходят в больницу. Но там 25 отделений, а специфика больницы такова, что, например, пришли сегодня, и их пустят только в одно. Понятно, что двум сестрам невозможно охватить всю больницу.

— А сколько у вас сестер?
— Иногда в сестричество вливается медперсонал больниц, в том числе и врачи. Некоторые даже становятся активнее наших сестер. Например, в сельской больнице врач-психиатр ходит по палатам, готовит больных к исповеди и причастию, читает с ними каноны. Как ее отделить от сестричества? Певчие храма – тоже часть нашего сестричества. Всего получается человек 80. Но непосредственно сестер, работающих полный рабочий день, около 50. И большинство из них – волонтеры. На зарплате у нас только 20 человек. Стараемся и волонтерам помогать, но средств нет. Штатным сестрам платим всего 2 тысячи. У нас в Кемерово техничка две с половиной получает. С удовольствием бы и штат расширил, и платил сестрам больше, если бы были деньги.

— Наверное, пока нет денег, и молодых сестер у вас мало?
— Конечно, ведь молодым людям надо вставать на ноги. Есть несколько девушек по 18-20 лет и даже моложе (но до 18 лет мы в больницы не посылаем, только на клиросе благословляем петь), а в основном у нас работают пенсионеры. Для них это, наоборот, поддержка к пенсии. Есть даже 80-летние бабушки, и они не думают уходить. Пожилым людям больные больше доверяют, им с ними интереснее.


— Но уход за больными требует и физической выносливости. Неужели 80-летние бабушки справляются?
— Наши сестры в основном занимаются не уходом за больными, а подготовкой к исповеди, причастию, смерти.

— То есть это требные сестры?
— Мы их называем «катехизаторы». Конечно, раз они помогают священнику исполнять требы, они и требные сестры, но главное для них – разговор с людьми. Часто маленькие дети на исповеди рассказывают такое, что страшно слушать. И плачут – оказывается, до наших сестер им никто, даже не родители, не объяснил, что это плохо. Или приходит сестра в палату, ее просят прочитать молитву, канон. А когда кого-то везут на операцию, она с родственниками идет в храм, молится. Был случай, когда ребенок в одной из больниц умирал, священник его крестил и уехал, а сестра осталась. Они с мамой молились, а врач сказал: «Вы хоть лоб разбейте – не выживают такие дети. Если выживет, я сам уверую». Ребенок выжил. Когда врача спросили, уверовал ли он, он ответил, что это чудеса науки. Но все равно задумался. Поэтому мы считаем наших сестер катехизаторами. Было время, когда приходили сестры именно ухаживать за больными, но выяснилось, что с уходом справляется персонал, а гораздо больше пациенты нуждаются в том, чтобы их выслушали, помолились за них, поддержали морально. Устали люди от жестокости окружающего мира. Мира, где нет Бога, нет молитвы.

— Значит ли это, что в кемеровских больницах персонал обеспечивает больным необходимый уход?
— В разных больницах по-разному. Третья городская, областная и некоторые другие финансируются лучше, и там уход хороший, а в большинстве больниц, к сожалению, как везде. Наши волонтеры ходят в хоспис, в онкологическую больницу – туда, где находятся самые нуждающиеся в уходе. Но это все равно не решение проблемы. Приходят две наши девушки на 2-3 часа в больницу на тысячу коек – естественно, они не успеют помочь всем. Во многих больницах нет специальных сестер, хотя ставка есть. Медсестры говорят: лучше увеличьте за счет этой ставки нам зарплату, и мы сами будем ухаживать. А в результате не ухаживают. Если найдем деньги, будем брать в штат сестер-сиделок. Но в кемеровских больницах лежит около пяти тысяч человек. Не решить эту проблему силами Церкви! А вот что мы можем сделать (и по возможности делаем) – это помочь человеку, чтобы он не чувствовал себя одиноким (а большинство попадающих в больницу чувствуют). А для этого надо не просто поддержать добрым словом, выслушать, но постепенно привести пациента к Богу. Что мы и пытаемся делать.

— А среди врачей и персонала много воцерковленных людей?
— Есть врачи, которые регулярно ходят в храм, исповедуются, причащаются. И пришли они к вере благодаря тому, что в больницах города были открыты храмы и часовни. Нынешний начальник Департамента здравоохранения крестился и крестил всю семью в свою бытность главврачом одной из больниц. Сегодня он глубоко верующий человек. Другой главврач был к религии равнодушен, но когда мы построили храм, они с женой венчались. Потихонечку воцерковляются люди.

— Отец Геннадий, а что делается в епархии для уменьшения количества абортов?
— Проводили в медицинской академии конференцию против абортов. В репродуктивном центре при многопрофильной больнице отказались от абортов. Там их не делают, но, к сожалению, при медицинских показаниях врачи вынуждены рекомендовать женщине аборт на базе другой больницы. В противном случае женщина может подать на них в суд и выиграет дело – законы наши несовершенны. Но они все равно всячески уговаривают будущую мать сохранить ребенка, создают специальную комиссию и в заключение посылают ее на беседу к священнику. Я два раза беседовал, потом эти женщины приносили мне малышей, говорили: это ваш ребенок, батюшка (в смысле, что я спас ему жизнь, уговорив маму не делать аборт). А иногда будущая мать «решается» на аборт, потому что нет денег даже на коляску и детскую одежду. Мы помогаем, собираем деньги, вещи (врачи тоже с удовольствием участвуют в этой миссии), и она рожает. Сестры потом навещают этих мамочек, поддерживают их.
Есть и в других роддомах врачи, отказавшиеся от детоубийства. Одна заведующая роддомом специально ушла на более низкую должность (в отделение патологии новорожденных), чтобы не делать аборт. Другая врач-гинеколог внесла интересное предложение – открыть при роддомах детские хосписы. Тогда даже если очевидно, что будущий ребенок проживет всего несколько часов (например, у плода нет почек), будут не аборт делать, а помещать ребенка в хоспис. Во-первых, младенца успеют покрестить, во-вторых, будет сохранено репродуктивное и духовное здоровье несчастной матери. Такого опыта в России еще не было, я считаю, что инициативу нашей землячки надо поддержать.

Беседовал Леонид ВИНОГРАДОВ


Приглашаем посетить открывшийся в феврале сайт сестричества

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?